Михайлова Наталья
Пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду
Всем известно, что учеными подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.
Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова».
Публикация «Пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами и шестигранными карандашами. А на Руси с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую».
Смысл пальчиковых игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений.
• Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
• Развивает память, воображение и фантазию ребенка.
• Кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.
• Помогает подготовить руку к письму.
• Снимает тревожность.
Группы пальчиковой гимнастики
I группа. Упражнения для кистей рук
1) Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.
2) Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время.
3) Учат переключаться с одного движения на другое.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Улитка
Тычет рожками улитка -
Заперта её калитка.
Отвори скорей калитку.
Пропусти домой улитку.
III группа. Упражнения для пальцев динамические.
1) Развивают точную координацию движений.
2) Учат сгибать и разгибать пальцы рук, противопоставлять большой палец остальным.
Пальцы - дружная семья, (Соединяем пальцы поочерёдно).
Друг без друга жить нельзя.
Мы рога козы покажем (Пальцы поднимаем к голове).
И рога оленя даже. (Пальцы широко расставлены).
И про зайку не забудем
Ушками водить мы будем (Два пальца загибаем и двигаем «ушками»).
Чтобы чётко говорить-
Надо с пальцами дружить. (Поочерёдно соединяем большой и указательный пальцы).
Пальчиковую гимнастику можно использовать в различных образовательных областях:
• «Физическое развитие»
• «Речевое развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
• «Познавательное развитие»
Занятия по математика (ФЭМП)
Дружба.
Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук ритмично
Девочки и мальчики. Соединить в замок.
Маленькие пальчики, Пошевелить пальчиками.
1, 2, 3, 4, 5. Пальцы обеих рук касаются друг друга.
1, 2, 3, 4, 5. Поочередное касание пальцев.
Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть руками.
Развитие речи. Тема: «Овощи» - «Мы капусту солим…»
Изобразительная деятельность. Тема: «Фрукты».
Пальчиковая гимнастика – это один из элементов здоровьесберегающих технологий.
К ним относятся пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
• «Колечко»
• «Кулак – ребро – ладонь»
• «Ухо – нос»
• «Симметричные рисунки»
• «Горизонтальная восьмёрка»
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть "активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему. При проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее роль в отношении всех систем и органов.
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Шестигранный карандаш»
Требования к проведению пальчиковых упражнений :
Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
1) При выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки, пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
2) После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
3) Упражнения должны сочетать сжатие, растяжение, расслабление кисти.
4) Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
5) Наличие познавательной направленности текстов в упражнениях.
6) Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
7) Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
8) Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
9) Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
10) Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Подготовила: учитель-логопед Михайлова Н. В.
МКУОО «СШИ» г. Тарко-Сале