Елена Рыжова
Пальчиковая гимнастика как средство произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи детей является особенно актуальной в современном мире. С этим согласятся не только педагоги, но и родители. Проблема сказывается на развитии ребенка в целом. Ведь если он плохо говорит, то его речь не понимают ровесники и не могут полноценно построить игру, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Соответственно, у ребенка с проблемами в речевом развитии затруднено познание окружающего мира. Плюс ко всему эмоциональное и психическое развитие у таких детей оставляет желать лучшего.
Публикация «Пальчиковая гимнастика как средство произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Для родителей, которые читают вышесказанное, это звучит как приговор и становится действительно страшно и обидно за свое родное чадо, как же он будет адаптироваться в современном мире. Очень хочется сказать обеспокоенным родителям, что если вовремя помочь ребенку, эти серьезные проблемы можно решить.
Как известно, еще в древности у первобытных людей единственной формой общения были жесты, которые воспроизводились с помощью пальцев и рук. Прошло много времени, пока у человека начала развиваться связная речь. И как показывают исследования современных ученых, степень развития речи ребенка и в последующем обучение письму в школе напрямую зависят от уровня развития движений пальцев рук.
Причинами моторного отставания у детей является компьютеризация населения. Как чаще всего бывает, родители, делая свои дела по дому, по хозяйству сажают ребенка за компьютер, телевизор, дают ноутбук, планшет или телефон, чтобы он не отвлекал их. Уделить время игре с ребенком оказывается гораздо сложнее. Потому что на это нужно время, терпение и много внимания, которые всегда в дефиците.
В детский сад или в школу родителям намного проще и удобнее купить ребенку обувь на липучках, чем на шнурках, а вместо рубашки с пуговицами - кофту на молнии.
Таким образом, развитие пальчиковой моторики перестает играть главную роль в жизни ребенка.
В детский сад такие дети приходят неподготовленными. Им очень сложно адаптироваться ко всему происходящему. У них нарушена речь, слова произносятся смазано, нечетко, наблюдается перестановка букв и слогов. Проблема решаема, если серьезно заняться развитием мелкой моторики рук ребенка как в детском саду, так и дома. Это могут быть игры на развитие слухового внимания, пальчиковые игры и упражнения, где ребенок каждое движение пальцем или рукой сопровождает речью. Также должна быть представлена предметная среда для развития мелкой моторики рук (игры с песком, перебирание крупы, раскраски, различные виды мозаики, шнуровки, бусины, пластилин, пуговицы и т. д.). Поначалу все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может воспроизвести их самостоятельно, взрослый берет его руку и помогает. Если есть необходимость, то можно научить ребенка самому поддерживать одну руку другой, что скорее всего и будет поначалу. Затем ребенку будет гораздо проще делать все самостоятельно. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Вместе с развитием речи здесь действует принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук множество точек, массаж которых позволяет укреплять здоровье ребёнка в целом.