МААМ-картинки

Пальчиковая гимнастика для повышения речевой активности ребенка

Незнанова Оксана
Пальчиковая гимнастика для повышения речевой активности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Пальчиковая гимнастика создает благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребенка

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В. М. Бехтерев

Публикация «Пальчиковая гимнастика для повышения речевой активности ребенка» размещена в разделах

Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика – это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики рук у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.

• Связь пальцевой моторики и речевой функции была

подтверждена исследователями Института

физиологии детей и подростков.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика играет важную роль для детей дошкольного возраста.

Положительные моменты гимнастики — это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи.

Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0 до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка, поэтому заниматься с ребенком необходимо с младенчества.

Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры.

Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

Цель: Развитие координации и мелкой моторики у детей с раннего возраста.

Задачи:

1. Улучшить мелкую моторику рук и кистей.

2. Создать комфортную обстановку в общении со сверстниками.

3. Развить интерес к обследованию предметов и действий с ними.

4. Формировать умение согласовывать движения с речью.

5. Развивать речь с помощью мелкой моторики рук.

Значение пальчиковых игр :

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребё нка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

• Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса детей, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

• Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

• Способствуют развитию речи.

• Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

• Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

• Помогают в игре формировать элементарные математические представления.

• Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

• Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

• Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Виды пальчиковых игр :

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию,

поэтому целесообразно будет разделить их на

группы по их назначению:

1. Игры – манипуляции

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?.», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно

или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в

каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Виды пальчиковых игр :

2. Сюжетные пальчиковые упражнения

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

Виды пальчиковых игр :

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки:

б-п, д-т, к-г.

Виды пальчиковых игр :

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения

(гимнастика мозга)

«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - надо рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Виды пальчиковых игр :

5. Пальчиковые игры, включающие

самомассаж пальцев и кистей рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

• Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Виды пальчиковых игр :

6. Театр в руке

Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальца-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.

Виды пальчиковых игр :

7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением

В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусёночек и т. д., обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.

Правила разучивания пальчиковых игр.

Этапы разучивания игр: 1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам. 2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка. 3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. 5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации: • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони. • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка. • Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе. • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др. • Используйте максимально выразительную мимику. • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми. • Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Пальчики

(Загибать по очереди пальчики).

Первый пальчик хочет спать,

а второй – уж лег в кровать.

Третий пальчик прикорнул,

а четвертый вдруг уснул.

Встали пальчики. Ура!

Пальчикам гулять пора

(расправить все пальчики).

Волны

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.

Кулачок

Кошки - мышки

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)

Вот кулак (закрываем ладонь крохи, сжимая пальчики в кулак,

А вот ладошка (открываем).

Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)

На ладошку села кошка (кладём на неё сложенные щепоткой пальцы)

И крадётся, и крадётся, и крадётся (перемещаемся вверх, к плечу).

Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Прыг под мышку (засовываем руку под мышку) ,

Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)

Где же мышка? (Разводим руки в

Ну а вместе —

стороны.)

кулачок!

Лягушки

Клён

Две весёлые лягушки

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)

Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)

Ни минуты не сидят.

Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)

Ловко прыгают подружки,

Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Только брызги вверх летят. (сжимаем – разжимаем кулачки)

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

Карандаш Бусинки - горошки

Покатаю я в руках

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Непременно каждый пальчик

Пальчики, ладошки.

Быть послушным научу.

(Катать по столу горошины или бусины указательным пальцем, средним, безымянным и мизинцем.)

(Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш.

Дорожка Помощник

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка. (Выкладывать дорожку.)

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу. (Разбирать отдельно разные крупы.)17

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека Пальчиковая гимнастика На прогулку Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками.

Картотека «Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР»Картотека «Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР» Картотека Пальчиковая игровая гимнастика «Знакомство» Пять пальцев на руке твоей Назвать по имени сумей, Первый палец – боковой- Называется.

Мастер-класс «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников» Участники: инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ. Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.

Пальчиковая гимнастика для детей младшей группы Упражнения первого комплекса 1 Ладони на столе (на счет раз-два пальцы врозь – вместе) 2 Ладошка-кулачок-ребро (на счет раз – два-три) 3.

Пальчиковая гимнастика от 6 месяцев до 1 годаПальчиковая гимнастика от 6 месяцев до 1 года От 6 месяцев уже можно начинать выполнять с ребенком более динамические упражнения,включая массаж каждой фаланги пальцев. Лучше проводить.

Пальчиковая гимнастика — отличное занятие с детьми каждый деньПальчиковая гимнастика — отличное занятие с детьми каждый день Для каждого педагога, несомненно, важно развитие детей. Важно, чтобы оно было равномерным и своевременным. Известно, что все психические.

Пальчиковая гимнастика по теме «Осень» Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы по теме «Осень» (автор) Н. Немыкина. Сентябрь Раз, два, три, четыре,пять Будем пальчики.

Пальчиковая гимнастика — помощник воспитателяПальчиковая гимнастика — помощник воспитателя «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, сказал В. А. Сухомлинский. Согласно научным данным, движения рук, особенно тонкие движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика для повышения речевой активности ребенка
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 17:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковая гимнастика для повышения речевой активности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Незнанова Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД