Незнанова Оксана
Пальчиковая гимнастика для повышения речевой активности ребенка
▼ Скачать +Заказ
Пальчиковая гимнастика создает благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребенка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В. М. Бехтерев
Публикация «Пальчиковая гимнастика для повышения речевой активности ребенка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
• Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика – это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики рук у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.
• Связь пальцевой моторики и речевой функции была
подтверждена исследователями Института
физиологии детей и подростков.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика играет важную роль для детей дошкольного возраста.
Положительные моменты гимнастики — это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи.
Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0 до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка, поэтому заниматься с ребенком необходимо с младенчества.
Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры.
Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.
Цель: Развитие координации и мелкой моторики у детей с раннего возраста.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику рук и кистей.
2. Создать комфортную обстановку в общении со сверстниками.
3. Развить интерес к обследованию предметов и действий с ними.
4. Формировать умение согласовывать движения с речью.
5. Развивать речь с помощью мелкой моторики рук.
Значение пальчиковых игр :
• Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребё нка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.
• Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса детей, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.
• Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.
Роль пальчиковых игр в развитии ребенка
• Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
• Способствуют развитию речи.
• Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
• Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
• Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
• Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
• Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
• Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
• Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Виды пальчиковых игр :
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию,
поэтому целесообразно будет разделить их на
группы по их назначению:
1. Игры – манипуляции
• «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
• «Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?.», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно
или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в
каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Виды пальчиковых игр :
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
• «Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.
• «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
• «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
• «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
Виды пальчиковых игр :
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки:
б-п, д-т, к-г.
Виды пальчиковых игр :
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения
(гимнастика мозга)
• «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
• «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
• «Симметричные рисунки» - надо рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
Виды пальчиковых игр :
5. Пальчиковые игры, включающие
самомассаж пальцев и кистей рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
• «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
• «Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
• «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
• «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
• Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Виды пальчиковых игр :
6. Театр в руке
Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
• «Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальца-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
• «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
• «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.
Виды пальчиковых игр :
7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением
В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусёночек и т. д., обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.
Правила разучивания пальчиковых игр.
• Этапы разучивания игр: 1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам. 2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка. 3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. 5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
• Рекомендации: • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони. • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка. • Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе. • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др. • Используйте максимально выразительную мимику. • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми. • Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Пальчики
(Загибать по очереди пальчики).
Первый пальчик хочет спать,
а второй – уж лег в кровать.
Третий пальчик прикорнул,
а четвертый вдруг уснул.
Встали пальчики. Ура!
Пальчикам гулять пора
(расправить все пальчики).
Волны
Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.
Кулачок
Кошки - мышки
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Вот кулак (закрываем ладонь крохи, сжимая пальчики в кулак,
А вот ладошка (открываем).
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
На ладошку села кошка (кладём на неё сложенные щепоткой пальцы)
И крадётся, и крадётся, и крадётся (перемещаемся вверх, к плечу).
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Прыг под мышку (засовываем руку под мышку) ,
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Где же мышка? (Разводим руки в
Ну а вместе —
стороны.)
кулачок!
Лягушки
Клён
Две весёлые лягушки
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Ни минуты не сидят.
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Ловко прыгают подружки,
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Только брызги вверх летят. (сжимаем – разжимаем кулачки)
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
Карандаш Бусинки - горошки
Покатаю я в руках
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей,
Непременно каждый пальчик
Пальчики, ладошки.
Быть послушным научу.
(Катать по столу горошины или бусины указательным пальцем, средним, безымянным и мизинцем.)
(Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш.
Дорожка Помощник
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчик или кошка. (Выкладывать дорожку.)
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу. (Разбирать отдельно разные крупы.)17