Марина Калгина
Ознакомление с живой природой в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с природой – важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивает более качественную подготовку детей к школе. Важную роль для умственного воспитания дошкольников играет содержание знаний достоверно отражающие закономерные явления окружающей действительности. В соответствии с программой «Воспитания в детском саду» дети знакомят с рядом закономерностей, внешнее проявление которых имеют отчётливый характер, что делает их доступными для наблюдения и познания детьми дошкольного возраста.
Публикация «Ознакомление с живой природой в семье» размещена в разделах
К числу таких закономерностей относится приспособленность живых организмов к жизни в определённых условиях, рот и развитие животных и растений. Это – основополагающие закономерности живой природы, и их познания на конкретных примерах обеспечивает интенсивное умственное развитие детей, позволяет формировать у них начальные элементы материалистического мировоззрения. Связь животных и растений с внешней средой обусловлена наличием потребностей, удовлетворение которых обеспечивает их существование, развитие. Внешняя среда предоставляет растениям свет, тепло, влагу, питательные вещества, кислород. Животным – пищу, материал для строительства гнёзд, убежищ и пр. В ходе эволюции у всех живых организмов выработались многочисленные формы приспособления к внешней среде: специальные органы питания, перемещения в пространстве и пр. Особые формы жизнедеятельности живых организмов позволяют им переносить и неблагоприятные периоды, связанные с сезонными изменениями в живой природе. (Приостановка роста и развития растений в холодное время года, сбрасывание листвы, спячка животных в зимний период и др.)
В отличие от растений приспособленность животных к среде обитания обеспечивается не только их строением, но и поведением. Очень важно знакомить детей со способами передвижения животных, определяющими их жизненное поведение (питание, формы защиты от врагов, выращивание потомства и др.) Конкретные формы передвижения у разных видов животных строго приспособлены к условиям среды обитания. Животные, живущие в водной, воздушной, наземной среде, сильно различаются механическими свойствами. Они имеют очень несхожие органы передвижения: плавники, крылья, ноги. Строение и поведение животных образуют единый приспособительный комплекс.
Маскировочная «серенькая» окраска ежа делает его незаметным лишь в том случае, если он затаивается. Его иголки становятся средством защиты, когда он сворачивается и выставляет их, т. е. приспособительные особенности строения ежа начинают «действовать» при определённых формах поведения.
Таким образом, важнейшие закономерности природы (приспособленность живых организмов к среде обитания, их рост и развитие, сезонные изменения в природе) составляют содержание познавательного материала, который даёт возможность развивать наблюдательность, мышление, умственную активность детей дошкольного возраста не только в детском саду, но и дома. В этом детям должны помочь родители.
Одна из форм ознакомления детей с природой – создание уголка природы дома. Это могут быть хомяки, черепашки, птицы, рыбки и др. Помещать их следует в условия, имитирующие природную среду. Дети любят животных. Родителям необходимо познакомить детей с правилами обращением с животными. Например, не дёргать кошку за хвост, не брать в руки птичку из клетки и т. п. Кошку и собаку можно погладить, покормить. Диких животных руками трогать нельзя! Это может быть опасно для здоровья. Приучайте детей наблюдать за животными, ростом растений и т. п. Помогите детям правильно знакомиться с живой природой.