Анна Кузьмина
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания старших дошкольников
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Публикация «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Различные аспекты патриотического воспитания исследовались такими философами, педагогами, психологами как К. Д. Ушинский, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, Р. И. Жуковский, Н. Ф. Виноградова.
Одним из средств патриотического воспитания является ознакомление с родным городом. Воспитатель знакомит детей с достопримечательности города, используя такие методы, как экскурсии, игры, показ иллюстраций, фильмов, чтение художественных произведений.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине можно считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
Известно, что самым сложным в работе по ознакомлению с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. Н. Комратова предлагает следующие приемы работы с дошкольниками :
- сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукцией, слайдами, схемами, рисунками и др. ;
- обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
- не называть дат: они затрудняют восприятие материала;
- использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов (князь, старейшина) объяснять; не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
в патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:
Организация работы по ознакомлению дошкольников с городом Самара включает работу по следующим темам:
1. Труд взрослых.
2. Отдых горожан.
3. Природа родного города.
4. Культура поведения в городе.
5. Защитники города.
6. Великие люди города.
7. История города.
8. Достопримечательности города.
В связи с этим большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, своеобразием родного города.
Непосредственное отношение к этому имеют музеи Самары: дом-музей Курлиной, краеведческий музей, дом-музей А. Н. Толстого, музей истории войск, музей им. С. П. Королева; исторические площади Самары: площадь Куйбышева, площадь Революции, площадь Славы, Хлебная площадь, площадь Чапаева; а так же природные богатства нашего края: река Волга, Жигулевские горы, Сокольи горы.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников формирует любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему города Самары; развивает эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране; воспитывает чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому; развивает бережное отношение к городу, формирует умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить свой город и знать его историю. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.
Литература
1. Комратова, Н. О гражданском воспитании дошкольников / Н. Комратова, Л. Грибова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 10. – с. 10 – 19; 2006. - № 5. - с. 3 – 11
2. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55с.