Ольга Витальевна Цаплина
Ознакомление с профессией «Повар» посредством использования метода «Развивающей стены»
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Предназначение данной методической разработкиПособие предназначено для организации совместной и самостоятельной образовательной деятельности ребёнка-дошкольника в форме заданий преимущественно игрового характера; создания ситуаций самостоятельного поиска решения возникающих проблем, близких детям дошкольного возраста. Пособие имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Оно направленно на решение одновременно нескольких задач, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей.
1.2 Источник практического опыта, положенный в основу разработки
Публикация «Ознакомление с профессией „Повар“ посредством использования метода „Развивающей стены“» размещена в разделах
- Повар, кондитер. Знакомство с профессией
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
В своей педагогической практике я применяю разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, мыслительные умения на протяжении дошкольного образования дана не во многих. А как заинтересовать дошкольника, если образовательная деятельность ему кажется скучной и не интересной? Наиболее эффективным пособием, в этот момент на помощь приходит развивающая стена. Она делает образовательный процесс более интересным, разнообразным и красочным для восприятия ребёнка. В образовательной деятельности применяются картинки, загадки, пазлы. При помощи развивающей стены можно объяснять новый материал, закреплять изученное, играть в игры. Игры самые разнообразные: «Собери картинку», «Найди лишнее», «Что за профессия» и т. д. С каждым разом дети совершенствуют свои навыки работы с развивающей стеной. Основываясь на не большом опыте работы, я могу сделать вывод, что использование технологии «Говорящих стен»-это отличный способ организовать самостоятельную деятельность, которая усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности воспитанников.
.
1.3 Возможные сферы использования методической разработки
Дидактическую игру «Повар» с использованием метода «Говорящей стены» можно использовать в различных видах деятельности: образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности дошкольников. Так как она хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности, также может быть рекомендована для занятий родителям с детьми в семейном кругу. Тем самым, данная методическая разработка, предоставляет собой огромное поле деятельности для творчества педагога. Вариативность игры обеспечивает возможность использовать ее практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.
2. Пояснительная записка
2.1. Обоснование актуальности данной методической разработки
Использование технологии «Говорящей стены» в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. В процессе занятий с применением технологии дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Играя в дидактическую игру «Повар», ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Использование технологий «Говорящей стены» помогает развивать познавательную активность. Дети интересуются содержимым «Говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания. У детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Наглядные средства пополняются, изготавливаются детьми, родителями, воспитателями. У детей развиваются коммуникативные навыки. Дети предлагают выполнять задания другим детям, придумывают задания, договариваются об этапах выполнения. Учатся сотрудничать с взрослыми и детьми. Дети учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе.
2.2. Значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации ФГОС ДО
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
При реализации этих требований мы выбрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей.
Во ФГОС ДО перечислены девять видов детской активности, и воспитателю нужно создать условия для их обеспечения.
Основная проблема нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения).
Эту проблему они решили путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.
Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду.
Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, своеобразный живой экран.
Говорящая стена -это:
- центр познавательного развития,
- социально-коммуникативный центр,
- центр художественно-эстетического развития.
Какие задачи решает интерактивная стена
Интерактивная стена решает важные задачи:
• создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
• позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;
• развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
• обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.
2.3. Определение цели предлагаемой методической разработки в работе с воспитанниками
Дидактическая игра «Повар» предназначена для развития у ребенка умений:
• Закреплять представления о знакомых профессиях
• Развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
• Развивать любознательность
2.4 Краткое описание ожидаемого результата от использования данной методической разработки в системе дошкольного образования детей
В процессе разнообразных действий с говорящей стеной, у детей сформируется речевая активность и речевая творческая самостоятельность, развивается внимание, память, мелкая моторика, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление. У меня, после проделанной работы повысились основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
• овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста:
• умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
• Пополнение копилки профессиональных достижений, созданием портфолио воспитателя средней группы.
• Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме самообразования.
• Организация психологически комфортной образовательной среды детей с учетом их психологических возможностей и особенностей.
2.5 Обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области
Новизна данной методической разработки состоит в создании условий построения предметно-развивающей среды в ДОУ способствующей развитию способностей дошкольников. Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы. Развивающая стена позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы.
Развивающая стена решает важные задачи:
• создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
• позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом
образовательной ситуации;
• развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое
восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
• обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.
Развивающая стена дает возможность взрослому и ребенку совместно
участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и
легко трансформироваться.
3. Содержание методической разработки
Средства:
• Развивающая стена
• Иллюстрации
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель собирает детей на ковре и произносит приветственные слова.
-Ребята, какой сегодня хороший день!Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, чтобы поделиться хорошим настроением. Умнички! А теперь все садитесь на свои стульчики.
Основная часть занятия
-Давайте, мы с вами поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы и тот, кто поймает мяч, ответит мне на мой вопрос.
-Как называется помещение, в котором готовят пищу?
-Чем мамы чистят картошку и нарезают хлеб?
-Чем мы с вами едим первое блюдо?
Чем мы с вами едим второе блюдо?
-Как называется посуда, которой варят суп?
-Что за посуда, в которой жарим котлеты?
-Чем нянечка разливает в кружки компот?
-Как называются все эти предметы одним словом?
Воспитатель: Ребята, для какой профессии особенно важна посуда?
-Правильно, эти предметы нужны повару. Мы сегодня с вами поговорим о профессии повара.
Беседа
-Ребята, а кто такие – повара, как вы считаете? Чем они занимаются?
-Дети, а у нас в саду есть повар? Что он готовит нам?
-Повар готовит нам вкусную и полезную еду. Ведь большинство продуктов нельзя есть в сыром виде, поэтому их нужно приготовить. Готовить нужно в специально отведенной для этого комнате. Как она называется? Конечно же это кухня.
-Ребята, а что нужно сделать повару перед началом приготовления пищи? Конечно же, помыть руки с мылом. А нужна ли повару специальная одежда? Конечно, на голову не обходимо надеть платок или шапочку, а так же фартук. Зачем поварам специальная одежда? Колпак, чтобы волосы не попали в еду, а фартук чтобы не испачкаться.
-Какие действия выполняет повар (режет, трет,жарит, печет, тушит, мнёт, солит и тд)
-Из чего повар готовит вкусные блюда (из продуктов)
-Какие продукты нужны повару, чтобы приготовить еду (фрукты, овощи, рыба, мясо и тд)
Организационная часть (занятие на стене)
После занятий на стене:
-Ребята, а как вы считаете,тяжело работать поваром? Конечно, ведь если повара сделают что-то неправильно, еда будет не вкусной. Повара стоят весь день возле жаркой плитки. А у нас в детском саду тоже есть повара, которые готовят нам завтрак, обед и ужин. Они стараются, что бы все было вкусно и полезно. А если кто-то из вас что-то недоедает,им становится очень грустно. Поэтому самой большой благодарностью за их тяжелый труд будут ваши чистые тарелки после еды.
Итог
-Ребята, наше занятие подошло к концу. Что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии? Что вам больше всего понравилось делать?
Все молодцы! Давайте скажем нашему повару до свидания!
4. Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014.-32 с.
2. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9 сентябрь 2016.
3. Международный образовательный портал «МААМ. RU» https://www.parimatchabc5.com