Наталья Лыкина
Занятие по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию «Береги природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: закрепление и систематизация накопленного субъективного опыта у детей.
Форма: интегрированное.
Комментарии к конспекту:
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования экологического мировоззрения. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию „Береги природу“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Интеграция происходит по следующим областям:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: Формировать экологическую культуру и экологическое сознание детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Расширить и систематизировать знания детей о лесе, как об одном из ценнейших природных богатств.
2. Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.
3. Развивать доказательную, связную речь детей.
4. Воспитывать понимание того, что человек должен заботиться о лесе.
5. Побуждать детей совершать социально – значимые поступки.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в парк им. Ю. А. Гагарина.
2. Экологическая беседа “ Этажи леса”.
3. Экологическая беседа «Пищевые цепи в лесу».
4. Опытно - экспериментальная работа. Цель: Систематизировать знания детей о значении природных факторов для роста и развития растений.
5. Отгадывание загадок о деревьях.
6. Рассматривание картин с изображением леса (Репродукция Шишкина И. "Утро в сосновом бору")
7. Чтение детям произведений детских писателей о лесе и его обитателях: М. Пришвин «Полянка в лесу», Дитрих А. «Почему говорят: лес – наше богатство?».
Оборудование: Презентационный материал “Лес – наше богатство”, игрушечный персонаж «Лесовичок», экологические ситуации для детей.
Ход занятия.
Организационный момент: (создание эмоционального настроя детей, введение в проблемную ситуацию).
За дверью слышится чьи-то шаги. Воспитатель открывает дверь «заходит» сказочный персонаж.
Воспитатель : Здравствуйте, а вы кто?
Лесовичок: Я – старичок-лесовичок, берестяной колпачок,
Лес от лиха охраняю, зла в лесу не допускаю.
Я пришёл вас навестить, помощи у вас просить.
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Воспитатель : О каком богатстве ты говоришь?
Лесовичок: О своем доме – лесе! Его становится все меньше и меньше! Я не понимаю, почему так происходит!
Воспитатель с детьми успокаивают Лесовичка, обещают разобраться и помочь.
Воспитатель обращается к детям : Почему Лесовичок называет лес богатством?
Рассуждения детей.
Воспитатель напоминает детям русскую поговорку «Лес – наше богатство».
Основная часть: (Расширить и систематизировать знания детей о лесе, как об одном из ценнейших природных богатств).
Беседа с просмотром Презентации [1].
Вывод:
-лес- это чистый воздух;
– лес- это чей – то дом;
– лес- это чьё – то убежище;
– лес- это чья-то пища;
– из древесины изготавливают мебель, дома, оконные рамы, двери, бумагу;
– многие растения леса используются для изготовления лекарств.
Воспитатель : Лес дает нам древесину, пушнину, лекарства, кислород. Но лес – это не только сырье, это и бесценная красота, которую надо беречь. Вместо одного срубленного дерев человек должен посадить 2-3 новых дерева, чтобы восполнить богатство леса!
Лесовичок: В любое время года лес славится своим богатством.
Воспитатель : А ребята знают, и они сейчас расскажут:
Дети: Весной – первоцветами, вешними водами, новыми жителями (появляются детеныши).
Летом – цветами и ягодами;
Осенью – плодами и грибами;
Зимой – снегом.
Опыт.
Цель: Выявить защитную роль леса.
Материалы и оборудование: комнатные растения, вентилятор, мелкие кусочки бумаги, два маленьких подноса, один большой поднос, почва, листья, веточки, трава, лейки, поддоны с почвой.
Ход: Взрослый рассказывает детям о ветрах, которые бывают на открытых пространствах, и с помощью вентилятора имитирует ветер; предлагает усмирить ветер. Дети высказывают предположения (надо заполнить пространство растениями, предметами, создать из них преграду) и проверяют их: ставят на пути ветра преграду из комнатных растений – имитирую «лес», помещают кусочки бумаги перед «лесом» и за ним.
Вывод: Зимой лес не дает ветрам сдувать «снежное одеяло», под которым растут кустарнички, семена трав, грибницы грибов. Под снегом спят животные. «Снежное одеяло» их хранит.
Воспитатель вместе с детьми демонстрирует процесс размывания почвы во время дождей: поливают поддон с почвой (поддон стоит под наклоном) из лейки с высоты 10—15 см и наблюдают образование «оврагов». Взрослый предлагает детям помочь природе сохранить поверхность, не дать воде вымывать почву. Дети выполняют действия: на поддон насыпают почву, поверх почвы рассыпают листья, траву, ветки; выливают на почву воду с высоты 15 см. Проверяют, размылась ли почва под зеленью, и делают вывод о том, что растительное покрывало удерживает почву.
Вывод: Лес защищает растения, животных и реки. Всю зиму он копит снег, а весной постепенно отдает талую воду земле. Вода постепенно впитывается в почву, уходит под землю, чтобы невидимыми ручейками побежать из леса к рекам и речкам.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, почему гибнет и исчезает лес? Кто в этом виноват?
Детям предлагается игра «Хорошо - плохо».
Экологические ситуации.
1. Пришли в лес отдыхать ребята, разожгли на полянке костер, пекли в нем картошку, пели песни, играли. Отдохнули и ушли…
2. Стоял солнечный, душный день июля. Пели птицы, распускали аромат лесные цветы. Дождя не было уже давно. Вдруг, на горизонте показалась небольшая тучка, которая скоро превратилась в огромную черную тучу. Раздался гром…
3. Под новый год в лесу появилось много людей. В руках они несли пилы и топоры…
4. За зиму выпало много снега. Деревья и кустарники укрыло плотным белым одеялом. Когда снег растаял…
5. Летом было очень много дождей. Протекающая по кромке леса река не выдержала натиска и разлилась, покрывая водой все вокруг. Когда вода отступила, то люди увидели…
6. Апрель. Недавно произошло важное событие – вылупились птенцы! Заботливая мама день и ночь добывает пищу своим прожорливым детям, а они быстро растут и меняются. И вот однажды мама – птица увидела, что на дерево, к гнезду приближается …
7. Осенью в лесу очень много ягод брусники и люди устремляются на их сбор. Но кустики у брусники очень хрупкие, маленькие и растут очень долго…
8. Маша с родителями долго ждала этого дня – завтра по грибы! День выдался светлым, теплым. На лесной полянке под большим дубом стоял красивый гриб – ярко красный с украшением из белых горошин. Маша знала, что это за гриб и как он опасен. Она не стала класть мухомор в корзину, а пнула его ногой. Чтобы другие не отравились….
9. После занятий в школе старшеклассники решили прогуляться в лес. Взяли с собой гитару, и пошли. Хорошо в лесу весной! Птицы поют, бабочки летают, а какой аромат от первой весенней травки! Но едва раздались первые аккорды музыки, как вокруг все стихло…
Вывод: Вред лесу приносит человек и сама природа, но лесу больше вредит деятельность человека.
Воспитатель : Если человек так влияет на жизнь леса, то в его силах и спасти его! Ребята, а что может каждый из вас сделать для спасения леса?
Рассуждения детей.
Обсуждение правил.
1. Огонь в лесу может вызвать пожар. Лесные
пожары очень тяжело тушить.
2. Птичьи гнёзда – оберегай, не подходи к ним близко.
3. Ягоды собирай аккуратно, береги хрупкие кустики.
4. Несъедобные грибы нужны лесу. Этими грибами лечатся некоторые лесные животные, например лоси.
5. В лесу слушай тишину и звуки природы, шуметь в лесу нельзя! Этим мы можем нарушить покой лесных жителей.
Лесовичок:Спасибо, ребята! Я узнал очень много полезного. Есть такая поговорка: «Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади!».
Я вам принес орешки кедра. Посадите их в землю, из них вырастут саженцы, а это маленькие деревца, которые потом вырастут в могучие кедры.
Воспитатель : Спасибо Лесовичок! Это мы обязательно сделаем!
Рефлексия: (подведение итогов).
Воспитатель : Как мы можем убедить людей соблюдать правила?
Дети: Сделать плакаты в защиту леса.
Воспитатель : Где их лучше разместить?
Дети: На рекламных щитах, на автомобилях, на зданиях, на телевидении, вгазетах, на дачных остановках и т. д.
Воспитатель : Ребята, нашему гостю пора домой. Давайте с ним попрощаемся.
Дети прощаются с Лесовичком и он уходит.
Воспитатель : Сегодня мы много с вами повторили, узнали нового не мало. Вечером я предлагаю посадить семена орехов, которые нам принес Лесовичок. А потом мы высадим саженцы на территории нашего детского сада.
Литература.
1. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5–7 лет. – М. : “Издательство “Скрипторий 2003”, 2009.
2. Занятие в детском саду : современные требования, схемы анализа. Конспекты занятий /авт. -сост. Н. В. Тимофеева, Ю. В. Зотова. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5–7 лет. – М. : “Издательство “Скрипторий 2003”, 2009.
4. Занятие в детском саду : современные требования, схемы анализа. Конспекты занятий /авт. -сост. Н. В. Тимофеева, Ю. В. Зотова. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Наш дом – природа; программа факультативного курса дошкольного образования – Владивосток ПК ИРО,ФГБУ «Лазовский государственный заповедник» Фонд «Феникс», 2013 г.
6. «Добро пожаловать в экологию!»,О. В. Воронкевич - Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2011г.