Федора Корнилова
Ознакомление дошкольников с якутским эпосом Олонхо
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ-ДС№22 «Кыталык» Олекминского района РС (Я)
ПРОЕКТ
Ознакомление дошкольников с Якутским эпосом Оло хо
Воспитатель:
Корнилова Ф. В.
Пед. стаж: 5 лет
2020 г.
Актуальность:
Олонхо, представленное в фольклорном жанре, является одним из главных достояний якутского народа, вследствие этого оно приобретает существенно - важное значение в развитии культуры народа, приобщая к продолжению творчества, сохранившегося в истории о мифологических сказаниях предков.
Публикация «Ознакомление дошкольников с якутским эпосом Олонхо» размещена в разделах
В наше время, когда расшатываются нравственные устои общества, наблюдается засилье чужой культуры и морали, мы, педагоги, ищем пути возрождения национального самопознания подрастающего поколения и обращаем свои взоры на духовное и этнокультурное начало, на вековой опыт нации. В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении олонхо, как сокровищницы вековой мудрости народа. Олонхо воспитывает детей быть человечным, духовно и нравственно развитым, учит понимать и создать все прекрасное и вечное, вызывает чувство гордости за свой народ, за свою культуру.
Этот проект создан для сохранения и развития самобытной культуры олонхо в мировом сообществе посредством передачи ее детям, направлен на возрождение духовности, народных традиций, обычаев и изучение фольклора родного села. Приобщение к своей культуре дает осознание своего “Я”. Ребенок, изучающий свою культуру, относится к своему народу с уважением, вырастает с чувством гордости и равноправия с другими народами и становится духовно-нравственной, всесторонне развитой Личностью. Смыслобразующим ядром воспитания и образования является “педагогика олонхо”, нацеленная на развитие целостного человека, который является высшей ценностью и целью развития общества.
Цель: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к героическому эпосу Оло хо, культурному наследию народа Саха, для развития детского творчества; популяризация среди населения национальных культурных ценностей, эффективных форм их передачи детям дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Словесный (объяснение);
2. Наглядный (показ работы);
3. Эмоциональный (образы героев эпоса, художественные впечатления).
Задачи:
1. формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу Оло хо;
2. знакомить детей с содержанием эпоса Оло хо, воплощать отдельные его фрагменты в театрально-творческой деятельности;
3. развивать творчество детей в песенной, танцевальной, игровой деятельности, основанное на национальных якутских традициях;
4. воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников на образных примерах эпоса Оло хо.
Этапы реализации проекта:
1 этап – создание копилки
• Провести беседу о якутском национальном эпосе Оло хо как хранилище исторических ценностей народа Саха (демонстрация литературных изданий, иллюстраций, презентации).
• Провести беседу «Ньургун Боотур – герой якутского эпоса» (в контексте воспитания в детях чувства взаимопомощи, сострадания, миролюбия и жизне-утверждения).
• Детское творчество:
художественное творчество (рисунки, открытки, собственные иллюстрации к прослушанным фрагментам из эпоса Оло хо);
музыкальное творчество (игры на хомус, якутские национальные песни, игры, о уохай);
конструирование, аппликация, лепка элементов якутского национального костюма (по иллюстрациям работ национальных мастеров).
Обучающая настольная игра «Оло хо ыллыктарынан айан»;
физическое воспитание - подвижные игры, якутские национальные спортивные игры.
2этап – картотека
• Литература:
Семенова С. С, Ефимова Д. Г., Андросова Ю. В. «Тосхол» бырагыраама – са а кэрдиис кэм э. г. Якутск, 2014с.
Оросин Константин Григорьевич. Дьулуруйар Ньургун Боотур: Оло хо, Дьокуускай, Бичик, 2008.
Теплоухов-Тимофеев Иннокентий Гурьевич, Кулун Куллустуур: Оло хо, Дьокуускай, Бичик, 2012.
Бурнашев Иннокентий Иванович. Дыырай Б : Оло хо, Дьокуускай, Бичик, 2012
• Аудиотека:
слушание Оло хо отдельных исполнителей
Якутские народные песни, тойук, о уохай;
Якутская народная инструментальная музыка (в звучании якутских народных инструментов хомуса, шаманских бубнов, рогов);
• Галерея живописи и прикладного искусства: слайды, фотоматериалы
3 этап – модель проекта
Разработан следующий поэтапный способ решения проекта
Оло хо– исторические сказания (представление о культуре, языке якутов, понятия о трех мифических мирах в эпосе Оло хо.
Ньургун Боотур- герой эпоса Оло хо (национальные игры как средство воспитания в детях чувства взаимопомощи, миролюбия)
Якутское национальное творчество (особенности национального творчества якутов; совместное творчество детей и родителей)
Оло хо – малышам (чтение детям интерпретированных песен эпоса Оло хо «Ньургун Боотур»
Ысыах (представление Оло хо с участием детей, конкурсы национальных якутских игр.
4 этап – презентация проекта «Оло хо для самых маленьких» :
обобщить полученные знания и результаты по проектув национальном якутском празднике «Ысыах» - постановка театрализованную постановку из Оло хо “Ньургун Боотур”(исполнители дети старших и подготовительных групп.)
Ожидаемые результаты
Реализация модели позволит обеспечить:
• Реализацию творческого потенциала детей.
• Становление национального самопознания и развитие духовной культуры, чувства гордости и любви к национальной культуре своего народа.
• Внедрение знаний фольклорного наследия родного края.
Заключение.
В заключение хочу утвердить, что «Образцы народной литературы якутов» Пекарского, однозначно получившие высокую оценку отечественных фольклористов, несомненно сыграли свою положительную роль в провозглашении ЮНЕСКО якутского героического эпоса-Оло хо 2005 г. шедевром устного нематериального культурного наследия человечества. Если бы, Эдуард Карлович Пекарский не собрал и не напечатал материалы по фольклору и Оло хо, то возможно, многие виды фольклора не дошли бы до наших дней.