татьяна тищенко
Ознакомление дошкольников с историей государственных праздников (через LEGO)
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с историей государственных праздников (через LEGO)
1. Пояснительная записка
В современном отечественном образовании все больше внимания уделяется проблеме воспитания гражданственности подрастающего поколения. Идея построения в России гражданского общества актуализирует задачу воспитания сознательных граждан, любящих свою страну, свою Родину.
Публикация «Ознакомление дошкольников с историей государственных праздников (через LEGO)» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Сценарии, фестивали
- Лего. Конструктор LEGO
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Дошкольный возраст обладает огромными потенциальными возможностями для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспитания начал гражданственности. Основой воспитания у детей дошкольного возраста гражданских чувств является усвоение принятых в обществе норм поведения, накопления социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к его истории, культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны. Но в дошкольном образовании не существует эффективной педагогической технологии приобщения дошкольников к истории родной страны. Только в отдельных работах предлагается система воспитания у детей дошкольного возраста интереса к прошлому родной страны, любви к отечеству в рамках приобщения к национальной родной культуре, знакомства с природой родного края, развитие социальных представлений о своем родном крае, труде взрослых.
Приобщая детей дошкольного возраста к истории Отечества, педагог пробуждает интерес дошкольников к родной стране, воспитывает гордость за ее достижения, победы, уважение к традициям прошлого.
Знакомство с прошлым родной страны позволяет развивать у детей интерес к жизни и достижениям предков, уважение к культуре своего и других народов. Рассказывая детям о героях родной страны, мы обращаем внимание на их нравственные качества, позволившие добиться результата, несмотря на все подстерегающие трудности. Кроме того, знакомство с историей родной страны позволяет сформировать у детей пространственно- временные представления.
В данной методике мы решили сделать акцент на культурные традиции общества, что также помогает дошкольнику ярче понять историю нашей страны и её связи с другими государствами и миром в целом. В методику мы включили такие праздники, как «День Победы», «Новый год», «День космонавтики». При знакомстве детей с государственными праздниками будут использованы следующие формы работы:
— игры (манипулятивные, режиссёрские, дидактические)
— чтение художественной литературы
— беседы
— рассказы
— показ кукольного театра
— показ диафильмов
— показ иллюстраций
— конструирование из LEGO
Средства:
— печатные
— аудиовизуальные
— наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
— демонстрационные
— игрушки
— конструктор LEGO
Методы:
— наглядные
— игровые
— словесные
Так ребёнок сможет лучше понять историю праздника, он будет переживать его полнее и с большим удовольствием, ведь мы предполагаем интеграцию образовательных областей при реализации данной методики.
Методика также включает работу с педагогами и родителями детей.
При работе с педагогами мы используем такие формы работы, как семинары, круглый стол, беседы. При работе с родителями нашей формой работы являются, консультации, родительские собрания, организация выставок творческих работ.
Уже с 5 лет ребёнку нужно давать доступные их пониманию представления о государственных праздниках, в последствии обогащать и углублять эти, полученные знания, это зафиксировано в основных общеобразовательных программах дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, и входит в образовательную область «Познавательное развитие». Поэтому наша методика будет направлена на старший дошкольный возраст.
Таким образом, для знакомства дошкольников с историей родной страны необходимо придерживаться определённых принципов работы. Эта работа имеет своей целью вызвать интерес дошкольников к прошлому родной страны, гордость за её историю, традиции, уважение к предкам. Она должна быть направлена не на освоение детьми фактического исторического материала, а на развитие их социальных чувств, познавательного интереса. В основу работы должно быть положено близкое для дошкольника историческое содержание, вызывающее эмоциональный отклик, которое можно представить в предметной среде группы. Предпочтение должно отдаваться близким и интересным для ребёнка видам деятельности. Успех педагогической работы во многом определяется заинтересованной позицией родителей и педагогов.
2. Содержание работы
Новый год (месяц декабрь)
Содержание работы с детьми
- Рассказ воспитателя для детей об истории праздника, с показом иллюстраций и сюжетных картинок на тему «Зима», «Новый год».
- Игра «Какие подарки несёт Дед Мороз». В мешок складываются разные игрушки и ребёнок выбирая из мешочка игрушку, на ощупь должен определить какая она (мягкая, деревянная, пластмассовая, фарфоровая) догадаться что именно это за игрушка.
- Составление рассказа детьми по картинке на тему праздника нового года, зимы. Дети сочиняют мини рассказы и сказки, додумывают продолжение картинки, делятся впечатлениями об услышанных рассказов товарищей.
- Дидактическая игра «Без чего и кого не будет праздника». Детям показывают серии картинок относящихся к новому году и картинки, на которых изображены предметы, которые совершенно не подходят к данному празднику и без которых можно обойтись.
- Беседа с детьми на тему «Празднование Нового Года в разных странах». Поговорить как отмечают разные народы этот праздник, когда по времени, поговорить об особенностях Деда Мороза и Санта-Клауса.
- Подвижная игра «Два Мороза»
-Чтение художественной литературы (подборка рассказов и сказок на тему зимы и нового года по возрасту детей 5-7 лет)
- Показ кукольного театра по прочитанным сказкам
-Беседа с иллюстрациями «Новогодняя елка сегодня и в прошлом». Поговорить с детьми о том, как раньше украшали елки, как этот процесс изменялся.
- Совместная деятельность с родителями «Новогодняя игрушка для ёлки» творческие рисунки и подделки из разных материалов.
- Беседа с детьми на тему «Новый Год в моей семье» Обсудить с детьми, как именно они празднуют этот праздник, поговорить о семейных традициях.
- Совместная деятельность воспитателей и детей при подготовке праздничной атмосферы в группе. Украшаем группу.
- Лепка «Дед Мороз и Снегурочка»
- Конструирование из наборов LEGO. Наборы состоят из конструктора и схем конструирования елки с новогодними игрушками, Деда Мороза, Снегурочки, лошадей и олений, саней с упряжкой, деревьев в снегу, парков с явлениями зимы, катание на коньках и лыжах, снежные и ледяные горки, катание на санках и ледянках, снеговики.
- Изобразительная деятельность, рисование на тему «Новый год в России» важно, чтобы дети в рисунках отображали детали праздника именно России.
- Подарки для малышей, аппликации, или оригами в целях повышения межвозрастного общения
Содержание работы с родителями
- Совместная работа с детьми «Новогодняя игрушка для ёлки» творческие рисунки и подделки из разных материалов.
- Беседа с родителями на тему «Новый Год в моей семье», нужно чтобы родители проговорили с ребёнком, как они обычно отмечают этот праздник, как накрывают стол, как украшают ёлку.
- Родительское собрание на тему «Как сделать новогодние каникулы детей познавательными и весёлыми»
День космонавтики (1-12 апреля)
Содержание работы с детьми
- Рассказ воспитателя для детей об истории праздника, с показом иллюстраций на тему «Космос», «Космонавтика» (важно рассказать о первых попытках полёта в космос, какие животные летали, какие ракеты запускали, поговорить о Ю. А. Гагарине, как проходил его подготовка и полёт в космос, для чего нужно покорять космос)
- Игра: «Какие качества характера должны быть у космонавта». Детям кидают мяч, они его ловят, называют одно качество характера, кидают обратно воспитателю
-Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»
- Чтение художественной литературы (подборка рассказов и стихотворений на тему космоса по возрасту детей 5-7 лет)
- Просмотр серии диафильмов о космосе, что такое невесомость, первый полёт человека в космос)
- Конструирование из наборов LEGO. Наборы состоят из конструктора и схем конструирования разных планет, ракет, космонавтов, солнечной системы, спутников
- Составление рассказов «Мой полёт в космос». Дети рассказывают, как бы они готовились, чтобы полететь в космос, какие планеты они бы увидели, придумывают новую межгалактическую систему
-Изобразительная деятельность. Рисунок по рассказу «Мой полёт в космос»
- Совместная деятельность с родителями «Космос» подделки из разных материалов и рисунки выполненные в разной технике.
Содержание работы с родителями
- Совместная деятельность с детьми «Космос» подделки из разных материалов и рисунки выполненные в разной технике.
- Родительское собрание на тему «Обогащение знаний детей о космосе»
- Беседа на тему «День космонавтики». История праздника» поговорить с родителями о том, чтобы они закрепляли и углубляли знания детей об этом празднике
- Родительское собрание на тему «Досуг вместе с детьми. Космос». Поговорить с родителями, какие места можно посетить с ребёнок, чтобы обогатить его наглядное восприятие, расширить знания (музеи космонавтики, планетарий)
День Победы (15аперля - 9мая)
Содержание работы с детьми
- Рассказ воспитателя для детей об истории праздника, с показом иллюстраций на тему «День победы»(важно рассказать когда началась война, этапы войны)
- Просмотр серии фрагментов из документального кино на тему «Вторая мировая война»(подборка для понимания детьми старшего дошкольного возраста)
- Чтение художественной литературы (подборка рассказов и стихотворений на военную тему по возрасту детей 5-7 лет)
- Беседа с иллюстрациями «Памятники Войны»
-Дидактическая игра «Какие войска» детям показывают картинки военной техники или военной формы и они должны правильно назвать род войск, которые соответствуют данной картинки»
-Беседа с иллюстрациями на тему «Великая Победа» (рассказать о том, каким сильным духом обладали люди того времени, рассказать о работниках тыла)
-Игра «Каким должен быть военный» Детям кидают мяч и они должны назвать качество характера, которым должен обладать военный
-Лепка «Солдат»
- Изобразительная деятельность. Рисунок «Поле боя»
- Совместная деятельность с родителями. Рассказ детей «Ветеран в моей семье»
-Просмотр фрагментов трансляции военного парада Победы
- Конструирование из наборов LEGO. Наборы состоят из конструктора и схем конструирования «Парад в честь Дня Победы» : фрагмент Красной площади, военная техника, военные, трибуны для зрителей. Каждый ребёнок почувствует себя как бы участником парада
-Заучивание песен и стихов посвященных Дню Победы, Великой Войн.
-Открытка для ветеранов. Дети создают открытки для ветеранов при помощи педагога
-Концерт для ветеранов «День Победы»
Содержание работы с родителями
-Родительское собрание на тему «Как важно знать детям историю Великой Победы»
- Совместная деятельность с детьми «Ветеран в моей семье». Родители должны рассказать ребёнку, кто из его родственников участвовал в войне (если были такие)
-Консультация на тему «Досуг детей на майские праздники. День Победы». Посоветовать родителям какие военные музеи будут интересны для детей, где проходят выставки военной техники
Содержание работы с педагогами по выстроенному плану, при ознакомлению дошкольников с историей государственных праздников
-Круглый стол на тему «Как познакомить дошкольников с историческими событиями»
-Беседа на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников»
- Семинар на тему «Праздники в детском саду»
-Мастер класс «Создание пространственной среды по работе с LEGO конструктором»
3. Описание среды при работе с LEGO
Пространственная среда при работе с LEGO должна отвечать всем требованиям ФГОС и соответствовать ему. Это значит, что должны быть доступными для воспитанников все помещения организации, где осуществляется образовательный процесс, среда не должна быть статичной, обязательным является развивающая направленность среды для детей, она должна быть полифункциональной.
Для того, чтобы работать с конструктором необходимо иметь необходимые для данной методики и в то же время разнообразные ЛЕГО наборы. Осуществлять работу по конструированию можно как индивидуально, так группой детей. При индивидуальном конструировании, важно обеспечить рабочие место, где ничего не будет отвлекать ребёнка от работы. Во первых это отдельный стол, который располагается вдали от основного игрового пространства группы (можно использовать ширму для уединенного пространства). Конструировать лучше сидя, поэтому важно стульчик и стол подходили ребёнку по росту. Для группового конструирования можно создать «мастерскую архитекторов (строителей, которые будут конструировать за отдельным большим столом. Чтобы создать «большой стол» можно либо его приобрести, желательно круглый, или сдвинуть несколько столов вместе. Важно чтобы при групповом конструировали дети работали сообща, взаимодействовали друг с другом.
Наборы ЛЕГО очень мелкие, если они будут открыто лежать на столе, это будет создавать неудобства для поиска нужной детали, поэтому важно наборы помещать в неглубокие коробочки, так на столе будет всегда порядок, и детальки не потеряются. Если ребёнок собирает по схеме, то для нее нужно иметь подставку (как для книг и тетрадей).
Любую конструкцию из ЛЕГО можно перенести на более высокие столы, чтобы дети смогли играть стоя, двигаться и им было удобно. После того, как дети наиграются со своими постройками, на какое то время можно поместить ее на полчке в раздевалке, где выставляются подделки детей. Также в детском саду можно организовать отдельную комнату для ЛЕГО.
Рекомендуемая литература:
1. Парамонова Л. А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования. - //Дошкольное воспитание. – № 11. – 2000 г. – С. 58–64.
2. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. – СПБ, Речь, 2010.
3. Урадовских Г. В. Художественное конструирование из деталей конструктора // Дошкольное воспитание. – № 2. – 2005. – С. 15–22.