Ольга Шиманская
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое Искусство.
1 Как по разному творят художники.
Задачи:
1 Дать понятие о художнике и о его творчестве.
2 Показать разнообразие тематики картин.
3 Показать и рассказать о видах искусства.
4 Развивать способность выражать свои суждения о произведении искус-
тва.
2 О чём говорит искусство (Как говорит искусство)
Задачи :
1 дать представление о разнообразии цвета в картинах художника.
2 Дать представление о линии контрастности,сближения цвета
3 Уточнить знания о цветовом спектре, основных цветах; тёплых и холодных.
3 Жанры живописи.
Задачи :
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
1 Дать представление о том, что худ. картины относятся к искус-
ству живописи.
2 Представить жанры живописи и их виды.
Изобразительная:
Рисование и лепка:
«Мы художники»,«Настроение,«Что я хочу и умею рисовать»,
«Что я хочу и умею лепить»,«Волшебные краски»(рисование)«Радуга – дуга» (рис.)
Аппликация:
«Портрет»(коллаж,«Пейзаж», «Натюрморт»,«Сказка»(коллаж)
Музыкальная :
П. И. Чайковский «Времена года»
А. Вивальди «Времена года»
Устное народное творчество;аторские и народные песни.
Экспериментирование со звуками на музыкальных инструментах.
Театрально-игровая :
Инсценировка любимых сказок, стихотворений.
Пальчиковый театр,театр «бибабо»; настольные и теневые театры.
Художественно-речевая:
Чтение и рассказывание
русских народных сказок:«Курочка ряба», «Колобок»,«Теремок» идругие.
Русских авторов:
А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о царе Салтане» и др.
Г. Х. Андерсена
«Дюймовочка»,
«Принцесса на горошене».
Шарль Перро
«Кот в сапогах» ,
«Красная шапочка».
Сказки народов мира:
«Заяц и черепаха» (ингушская)
«Смоляной бычок» (украинская)
и другие.
Былины: «Добрыня и змей».
Стихи:
А. А. Фета; Н. А. Некрасова; А. С.
Пушкина.
Рассматривание репродукций:
И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, И. И. Левитана,
В. А. Тропинина, К. И Брюллова.
Рассматривание малых форм скульптур (животные, бюсты ит. п.); народная игрушка.
Беседы: «Художник и книга»,«Музей и картина»,«Что такое красота».
Другие виды деятельности
Экскурсии в парк,Русский музей,Посещение музеев в Петергофе;
Экскурсия в Летний сад и экскурсии по городу.
Посещение местной библиотеки (тематические беседы)
Конструирование,Оригами, разукраски по разной тематике, отгадывание ребусов, красвордов.
Подбор картинок, открыток для оформления альбома на тему:
«Жанры живописи».
Тема :
Натюрморт
1 натюрморт
2 Тайны
натюрморта
3 Как рисовать
натюрморт
Задачи:
1Познакомить детей с натюрмортом как с жанром живописи.
2 Познакомить детей с разными видами натюрморта (одно-порядко-
вый, смешанный,сюжетный)
3 Дать понятие о связи предметов о единым целым, увидев гармонию жи-
вого мира.
4 Учить детей видеть единство средств выразительности рисунка колорита и композиции- в передачи отношения художника к красоте
окружающего мира.
Рисование:
«Народная игрушка»;
«Натюрморт»; «Осен- ний букет»; «Составь и нарисуй»; «Роспись чайного сервиза»; «Зимний натюрморт» ;
«Комнатное растение»
«Новогодний натюр-
морт»; «Весенние вет-
ки»; «Первые цветы»;
«Черёмуха»
Лепка:
«Овощи и фрукты»; «Дары осени»;
«Чайный сервиз»; «На-
родная игрушка»; «На-
юрморт»(пластилино-
вая мозайка); «Гжель-
ская птица»; «Сувени-
ры»; «Сказочные птицы»
Аппликация:
«Натюрморт»(силуэты)
«Овощи на блюде»
(объём); «Натюрморт» (мозайка); «Натюрморт»(коллаж);
«Ёлочные игрушки»»;
«Новогодняя открытка»; «Снежинки»; «Мишка»
(обрывание); «Открытка для папы»
(дедушке); «Открытка
для мам и бабушек»
Музыкальная
П. И. Чайковский
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Е. Зарицкая «День рождения»
В. Шаинский «Песенка крокодила Гены»
Записи детских Песен
Театрально - игровая
Инсценировки
«Муха Цокотуха»;«Федорино горе» День рожденье друзей (куклы)
Художественно -речевая
Чтение и разучивание стихов
В. Орлов «Цветы»; И. Гаптыч «Роза»; З. Александрова «Букет»; Джафар Чулко «Про яблоко»; Н. Егоров «Помидор»; М. Карпенко «Арбуз»; А. Кузнецов «Грибы»;С. Есенин «С добрым утром»
Разучивание поговорок, по-
словиц; сочинение частушек,
отгадывание загадок.
Рассматривание репродукций, беседы:
П. П. Кончаловский «Сирень»
К. С. Перов-Водкин «Утренний натюрморт»;
Машкова «Натюрморт с самоваром»; «Сбор урожая».
Другие виды деятельности
Дидактические Игры:
«Из чего состоит натюрморт»; «Составьнатюрморт» (2 варианта) ; «Жанр натюрморта»; «Симметричные предметы»; «Овощи»
Игры-упражнения:
Составь натюрмортс использованием предметов, связанных определённой
тематикой:
- морской
- музыкальный
- новогодний и т. п.
Художественно – развивающие игры:
«Найди картины, написанные тёплыми и холодными красками»
«Разбери картины по группам» «Убери лишнюю» «Подбери краски»
Сенсорные игры:
«Узнай на вкус; по запаху» «Чудесный мешочек
Развивающие раскраски: «Огородники»
«Цветы» и т. п.
Тема
Пейзаж
1 Встреча с природой в жизни и в искусстве.
2 Пейзаж настроения.
3 Сельский пейзаж
4 Городской пейзаж
5 Морской пейзаж
Задачи
1Учить видеть и чувствовать состояние природы.
2 Учить рассматривать пейзаж и видеть расположение предметов (дета-
лей) на картине.
3 Развивать способность переживания пейзажного образа.
4 Продолжить развивать эмоциональное восприятие цвета.
5 Познакомить с художниками пейзажистами: Шишкин,Саврасов, Айвазовс-
Кий, Грабарь, Леви –
тан.
6 Познакомить как с жанром изобразительного искусства
(живописи) и подвести к пониманию того,что художник не про-
сто изображает природу, но и передаёт своё отношение к
изображаемому.
Изобразительная
Рисование:
«Листопад»; «Нас-троение»; «Красавица осень»; «На даче»; «Нарисуй
что хочешь про осень»; «Зимушка – зима»; «В рождественскую ночь»;
«Зимний пейзаж в Антарктиде»; «Метель»; «Зима в городе»; «Путешествие в жаркие страны»; «Петропавловская крепость»; «Ранняя
весна»; «Мосты Санкт-петербурга»;«Морское царство»; «Мой двор»; «Нарисуй город где ты будешь жить»
Лепка: «Деревья – Образы»; «Осенняя Берёза»(барельеф);
«Зимняя картина»; «Дед Мороз и Снегурочка»; «Лыжник»;
«Весеннее обрядовоепеченье»
Аппликация:
«За горами, за домами»; «Осенний лес»; «Зимняя картина»;
«Городок»; «Построим дом»; «Улица города»
Музыкальная
П. И. Чайковский «Времена года»;«Детский альбом»«Детские песни»;
А. Вивальди «Времена года»
С. Прокофьев «Детская музыка»
М. Красёв «Осень»
Уст. Нар,Творчество «Веснянка»
Песни на тему природы, авторские и народные
Экспериментирование со звуками на музыкальных инструментах
Театрально- - игровая
Развитие творчества:
«воплощение «образов «осенние листья»; снежинки» в творчес-
ком движении.
Хороводные игры, заклички.
Изображение птиц, насекомых в пластики.
Разыгрывание сценок в перчаточном пальчиковом театре:
«Идёт петушок»«Муравей» и пр.
Инсценировка сказок:
«Снегурочка»; «Заюшкина избушка»; «На лесной полянке».
Художественно – речевая
Книги о художниках (сказки) : Шишкин, Айвазовский, Саврасов.
Чтение произведений о временах года.
Успенский «Четыре желания»; С. Маршак «Круглыйгод», «Двенадцать меся-
цев»; В. Бианки «Синичкин календарь»
Произведения:
М Пришвина,Г. Скребицкого,А. С. Пушкина,С. Есенина,Ф. Тютчева,
Фета,И. Бунина и др.
Рассмотреть реподукции Картин:
Левитан И. И.»Золотая осень»; Поленов В. Д. «Московский дворик»;
Айвазовский И. К. «Радуга»
А. Рылов «В голубом просторе» ; Саврасов А. К. «Грачи прилетели»
Шишкин И. И. «Утро в лесу», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»; «Корабельная роща»
Другие виды деятельности
Дидактические Игры:
«Чей листик»«Времена года»«Из чего состоит пейзаж»
«Собери пейзаж»«Составь пейзаж»«Части суток»«Перспектива»
использование разукрасок на разные тематики соответствующие
дидактическим играм
Составление Узоров из осенних листьев
Конструирование «волшебный сад»«Зимняя готка»
Оригами
«Дерево»; «Ёлка»«Птицы»
Наблюдение и Экскурсии на улице
Тема
Портрет
1 Портреты и фантазии.
2 Детские портреты.
Задачи
1 Познакомить детей с портретами, как с жанром живописи.
2 Учить видеть и чувствовать настроение человека, его эмоциональное состояние, как в жизни, так и в картине.
3 Показать, что художники, создают портреты близких людей:
членов семьи, друзей, а так же знаменитых соотечественников:
учёных, поэтов,артистов.
Изобразительная
Рисование:
«Любимая игрушка»«Мой друг»; «Моя бабушка»; «Лыжная
прогулка»; «Портрет папы»; «Мы в детском саду»; «Я гуляю»; «Портрет мамы»; «Кем я стану»; «Автопортрет» «Семейный портрет»; «Образы природы–времена года»
Лепка:
«Голова человека»;«Дымковская кукла»«Дед мороз и сне –
гурочка»; «Лыжник»
«Бюст»;«Мы на прогулке»
Аппликация:
Изготовление одежды для куклы-барыни.
«Весёлые друзья»;
«Новогодняя открытка»; «Маленький солдат»; «Дети на ёлке»; «Мы модельеры (вырезывание кукол и одежды»;«Портрет сказочного героя».
Музыкальная
Д. Шостакович «Вальс» ;П. И. Чайковский «Мама» из «Детского альбома»
В. Шаинский «Дети любят рисовать»; детские песни из детских му-
зыкальных сборников.
Эксперементирование со звуками на музыкальных инструментах (настроение).И. Штраус «СказКи Венского леса».
Театрально-игровая
День рождение друзей (куклы)и т. п.
Инсценировка различных сказок, стихотворений.
ПальчиковыйТеатр; театр «бибабо»; настольные театры.
Художественно – речевая
Чтение рассказов Драгунского
«Друг детства»; Георгий Ладон-
щиков «Своими руками»; «Куз-
нецы»; «Пекарь»; «Электроман-
тёр»; «Механик»; «Плотник».
Описательные стихотворения
из произведения А. С. Пушкина
«Говорят, царевна есть,
Что неможно глаз отвесть.»…;
«В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,»…;
«Правду молвить,молодица
Уж и впрямь была царица:»….
Составление описательных расс-
казов по любимой игрушке.
Отгадывание загадок.
Разучивание стихотворения
«Портрет» отрывок из песенки
С. Глаткова.
Рассматривание репродукций:
В. Л. Боровиковский портрет
М. И. Лопухиной»; В. А. Тропинин «Кружевница»; К. П. Брюллов «Всадница»; И. Н. Крамской «Пасечник»; В. А. Серов «Мика Морозов»; «Девочка с персиками»; З. Е. Серябрякова «За туалетом» автопортрет ; А. В. Лентулов «Автопортрет»
Беседы : «Я и мои друзья» ; «Моя семья»
Другие виды
деятельности
Дидактические игры:
«Составь портрет»
«Определи жанр портрета» ; «Узнай по профелю»; «Чья
тень»; «Семейный портрет»; «Найди недостаток»; «Придумай и сос –
тавь портрет»; «Эмоции»; «Настроение»; «Угадай кто»; «Составь портрет сказочного героя» ;
Составление фотоальбомов. конструирование и изготовление масок