Матвеева Екатерина Николаевна
Ознакомление детей с творчеством писателей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с творчеством писателей в детском саду
Подготовила воспитатель Григорьева Е. Н.
Книга открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, тем самым она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Публикация «Ознакомление детей с творчеством писателей в детском саду» размещена в разделах
Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает детям лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
Изучение биографии писателя - сложный процесс, поэтому дети обычно лишь мельком встречаются с писателем : знакомятся с именем, портретом и каким-то занимательным эпизодом из биографии писателя.
Главной задачей педагога при ознакомлении дошкольников с творчеством писателя вызвать интерес к автору и его творчеству.
Во второй младшей группе дети знакомятся с творчеством писателя в основном по его произведениям (Например, сказки К. Чуковского «Путаница», «Мойдодыр», стихотворения А. Барто).
В средней группе детей кратко знакомят с творчеством писателей и поэтов (Например, К. Чуковский «Айболит и воробей», «Муха-Цокотуха», С. Маршак «Вот какой рассеянный», Ш. Перро «Красная шапочка» и др).
В старшей группе дети углубляют свои знания о творчестве таких писателей, как К. Чуковский («Телефон», «Айболит» и «Тараканище», А. С. Пушкин («Сказка о рыбаке и рыбке», П. П. Бажов («Серебряное копытце», В. Бианки, Л. Н. Толстой («Филипок») и др.
В подготовительной к школе группе детей продолжают знакомить с творчеством С. Маршака и его произведениями «Кошкин дом», «Пожар», X.К. Андерсена («Дюймовочка», А. С. Пушкина («Сказка о царе Салтане», В. П. Катаев, В. Ю. Драгунский, И. А. Крылов др.
Многие дошкольники знают стихотворения замечательной писательницы А. Барто. Агния Львовна Барто - одна из зачинателей советской литературы для детей. Особенно популярны у малышей «Игрушки». Небольшое стихотворение, а если вдуматься - несколько крохотных лирических поэм. В каждой всего по четыре строчки. Но в каждой свой сюжет, свои герои, свои драматические события:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
По таким стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надежным товарищем. А без этого нельзя стать настоящим гражданином: патриотом, интернационалистом. Без этого не бывает героев и подвигов.
В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха -- задорного, доброго, а иногда и гневного. В стихотворениях «Девочка чумазая», «Рёвупгка», «Болтунья», «Снегирь» А. Барто высмеивала капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк.
Корней Чуковский известен как детский писатель, а также автор ряда критических и литературоведческих трудов. Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках - играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру.
Дошкольников знакомят с замечательными произведениями К. Чуковского: "Мойдодыр", "Тараканище", "Муха-Цокотуха", "Бармалей", "Телефон". Его замечательные сказки для детей сказки - непревзойденные шедевры детской литературы, до сих пор очень популярны.
Сказки Корнея Ивановича Чуковского просты для понимания, самых маленьких читателей, и в то же время, имеют глубокий смысл. В сказках Чуковского сохраняются чёткие границы между добром и злом, жадностью и щедростью.
Другой замечательный детский писатель - Самуил Яковлевич Маршак. Перу Маршака принадлежат знаменитые детские сказки («Двенадцать месяцев», «Горя бояться -- счастья не видать», «Умные вещи» и др., многочисленные дидактические произведения («Пожар», «Почта», «Война с Днепром», сатирический памфлет «Мистер Твистер», поэма «Рассказ о неизвестном герое», ряд произведений на военные и политические темы («Почта военная», «Быль-небылица», «Круглый год» и др.).
Произведения такого замечательного писателя, как Н. Н. Носов дарят детям очень много хорошего, доброго. И прежде всего они дарят радость смеха, веселого настроения! Находчивые, изобретательные ребята действуют на страницах произведений Николая Носова. Одна из его книг называется «Фантазеры». Рассказы и повести Николая Носова помогают детям стать добрыми и честными, смелыми и бескорыстными людьми.
Очень нравятся детям дошкольного возраста произведения С. В. Михалкова. Пожалуй, немного найдётся в отечественной (да и в мировой) литературе писателей, чьё имя можно было бы зашифровать «паролем» - названием главного, самого известного и любимого читателями его произведения. У Сергея Михалкова такой пароль есть, и обозначается он двумя всем знакомыми с детства словами : «Дядя Стёпа». Именно этот добрый великан, храбрый и великодушный, спасающий людей «задаром» и одним движением руки предотвращающий крушение поездов, прочно ассоциируется в сознании читателей с обликом и личностью самого поэта.
Немало важно знакомить детей с художниками-иллюстраторами, которые помогают детям прочесть книгу по картинкам, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Так в младшем дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с творчеством замечательного советского художника Ю. А. Васнецова, который создал яркий, неповторимый мир сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку.
Педагоги должны знакомить детей с большим количеством произведений детской художественной литературы, поэтому в программе дошкольного воспитания есть рекомендованный список литературы для чтения по каждой возрастной группе.