Маргарита Владимировна Черных
Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования воспитателя второй младшей группы
Актуальность:
Дети — прирожденные исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность и постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать информацию о мире — это важнейшие черты их поведения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет любознательность как один из ключевых ориентиров в освоении основной образовательной программы.
Дошкольники по своей природе «почемучки». Они постоянно задают вопросы и пытаются самостоятельно найти объяснения явлениям природы и поступкам людей. Очень важно поддерживать эту природную любознательность и не давать ей угаснуть. На помощь приходит опытно-экспериментальная деятельность.
Актуальность использования эксперимента как эффективного способа развития познавательной активности детей обусловлена особенностями их мышления. Младшие дошкольники мыслят наглядно-действенно и наглядно-образно, и экспериментирование как нельзя лучше соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте оно является ведущим способом познания мира, а в первые три года — практически единственным. Малышам хочется все попробовать самим, удивляться неизведанному. В процессе экспериментирования у них формируется любознательность — желание познавать закономерности окружающего мира, что полезно для их познавательного, нравственного и эстетического развития.
Цель и задачи:
Цель: Углубление теоретических знаний, совершенствование профессионального мастерства и повышение компетентности в вопросах развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Способствовать формированию у детей младшего дошкольного возраста целостного миропонимания через элементарное экспериментирование.
- Создавать предпосылки для развития у детей практических и умственных действий.
- Учить воспитанников самостоятельно проводить простейшие опыты, достигать результатов, размышлять, отстаивать свое мнение и обобщать результаты экспериментов.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
- Развивать наблюдательность, способность сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
- Поддерживать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
- Развивать внимание, память, воображение и логическое мышление.
- Способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах активизации познавательного интереса детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Ожидаемые результаты:
- У детей появится интерес к экспериментальной деятельности.
- Они узнают о свойствах воды, снега, песка, камней и воздуха.
- Дети познакомятся со значением света и его источниками.
- Они будут использовать игры-эксперименты в самостоятельной деятельности.
- Родители станут более компетентными в организации познавательно-исследовательской деятельности детей.
Планирование деятельности
Сентябрь - Ноябрь
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Изучение опыта коллег по теме.
3. Мониторинг.
Декабрь- Февраль
Посещение ГМО;
Участие в вебинаре «Опыты и эксперименты с различными материалами, как средство развития любознательности и познавательной активности детей дошкольного возраста»: https://www.uchmet.ru/events/item/1872758/ ;
Выступление на педагогическом совете: консультация «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Сентябрь-Май
Разработка плана мероприятий. Составление картотеки опытов с различными материалами. Пополнение центра экспериментирования новыми материалами и оборудованием. Организация работы с воспитанниками. Организация работы с родителями воспитанников.
Май
1. Мониторинг.
2. Подведение итогов.
3. Трансляция опыта.
Перспективный план работы с воспитанниками
Сентябрь «Путешествие в мир песка»
«Знакомимся с песком»
«Легко ли сыпется песок»
«Прятки»
«Найди предметы»
«Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Самостоятельные игры с песком.
Октябрь «Путешествие в мир песка»
«Чудесные превращения песка»
«Лепим из песка»
«Мокрый песок принимает любую нужную форму»
«Чей след»
«Рисуем песком»
Самостоятельные игры с песком.
Ноябрь «Путешествие в мир воды»
«Познакомимся с водой».
«Ну-ка, вылови!»
«Кто быстрее нальет и выльет?»
«Жур- жур, кап-кап…»
«Разноцветная вода»
«Рисовальнички»
Декабрь «Путешествие в мир воды»
«Пейте, куклы, вкусный сок»
«Сказка о том, как радуга в воде купалась»
«Считалочка -купалочка»
«Как вода гулять отправилась»
«Рыбалка»
«Водопад»
Январь «Путешествие в мир снега»
«Что такое снег?»
«Почему нельзя есть снег?»
«Загадочные следы»
«Напечем снежных колобков»
Февраль «Путешествие в мир льда»
«Что такое лед?»
«Почему плачет сосулька?»
«Тает льдинка»
«Времена года»
Март «Путешествие в мир камней»
«Какой формы камень»
«Мокрый и сухой камешек»
«Волшебный камешек»
«Домик из песка и камней для черепашки Агашки»
«Кот Ученый в гостях у ребят»
Апрель «Путешествие в мир воздуха»
«Что в пакете?»
«Пенный замок»
«Почему кораблики не плывут»
«Мыльные пузырьки»
«Кто разбудил китёнка»
Май «Путешествие в мир света и тьмы»
«Что-то в коробке»
«Солнечный зайчик»
«Тени на стене»
Игры с солнечным зайчиком.
Игры с тенью.
Перспективный план работы с родителями
Сентябрь
Консультация «Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка».
Ноябрь
Папки - передвижка «Занимательные опыты на кухне».
Январь
Мастер – класс «Проведение опытов с детьми в домашних условиях».
Март
Домашнее задание: собрать коллекцию камней.
Май
Мастер – класс «Волшебное превращение воды»
Список использованной литературы.
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с.
3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада». - М. : Мозаика - Синтез, 2017.
4. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.