Папки-передвижки

Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование

Маргарита Владимировна Черных
Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы

План самообразования воспитателя второй младшей группы

Актуальность:

Дети — прирожденные исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность и постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать информацию о мире — это важнейшие черты их поведения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет любознательность как один из ключевых ориентиров в освоении основной образовательной программы.

Дошкольники по своей природе «почемучки». Они постоянно задают вопросы и пытаются самостоятельно найти объяснения явлениям природы и поступкам людей. Очень важно поддерживать эту природную любознательность и не давать ей угаснуть. На помощь приходит опытно-экспериментальная деятельность.

Актуальность использования эксперимента как эффективного способа развития познавательной активности детей обусловлена особенностями их мышления. Младшие дошкольники мыслят наглядно-действенно и наглядно-образно, и экспериментирование как нельзя лучше соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте оно является ведущим способом познания мира, а в первые три года — практически единственным. Малышам хочется все попробовать самим, удивляться неизведанному. В процессе экспериментирования у них формируется любознательность — желание познавать закономерности окружающего мира, что полезно для их познавательного, нравственного и эстетического развития.

Цель и задачи:

Цель: Углубление теоретических знаний, совершенствование профессионального мастерства и повышение компетентности в вопросах развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

- Способствовать формированию у детей младшего дошкольного возраста целостного миропонимания через элементарное экспериментирование.

- Создавать предпосылки для развития у детей практических и умственных действий.

- Учить воспитанников самостоятельно проводить простейшие опыты, достигать результатов, размышлять, отстаивать свое мнение и обобщать результаты экспериментов.

- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

- Развивать наблюдательность, способность сравнивать, анализировать и обобщать информацию.

- Поддерживать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

- Развивать внимание, память, воображение и логическое мышление.

- Способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах активизации познавательного интереса детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Ожидаемые результаты:

- У детей появится интерес к экспериментальной деятельности.

- Они узнают о свойствах воды, снега, песка, камней и воздуха.

- Дети познакомятся со значением света и его источниками.

- Они будут использовать игры-эксперименты в самостоятельной деятельности.

- Родители станут более компетентными в организации познавательно-исследовательской деятельности детей.

Планирование деятельности

Сентябрь - Ноябрь

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Изучение опыта коллег по теме.

3. Мониторинг.

Декабрь- Февраль

Посещение ГМО;

Участие в вебинаре «Опыты и эксперименты с различными материалами, как средство развития любознательности и познавательной активности детей дошкольного возраста»: https://www.uchmet.ru/events/item/1872758/ ;

Выступление на педагогическом совете: консультация «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Сентябрь-Май

Разработка плана мероприятий. Составление картотеки опытов с различными материалами. Пополнение центра экспериментирования новыми материалами и оборудованием. Организация работы с воспитанниками. Организация работы с родителями воспитанников.

Май

1. Мониторинг.

2. Подведение итогов.

3. Трансляция опыта.

Перспективный план работы с воспитанниками

Сентябрь «Путешествие в мир песка»

«Знакомимся с песком»

«Легко ли сыпется песок»

«Прятки»

«Найди предметы»

«Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Самостоятельные игры с песком.

Октябрь «Путешествие в мир песка»

«Чудесные превращения песка»

«Лепим из песка»

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

«Чей след»

«Рисуем песком»

Самостоятельные игры с песком.

Ноябрь «Путешествие в мир воды»

«Познакомимся с водой».

«Ну-ка, вылови!»

«Кто быстрее нальет и выльет?»

«Жур- жур, кап-кап…»

«Разноцветная вода»

«Рисовальнички»

Декабрь «Путешествие в мир воды»

«Пейте, куклы, вкусный сок»

«Сказка о том, как радуга в воде купалась»

«Считалочка -купалочка»

«Как вода гулять отправилась»

«Рыбалка»

«Водопад»

Январь «Путешествие в мир снега»

«Что такое снег?»

«Почему нельзя есть снег?»

«Загадочные следы»

«Напечем снежных колобков»

Февраль «Путешествие в мир льда»

«Что такое лед?»

«Почему плачет сосулька?»

«Тает льдинка»

«Времена года»

Март «Путешествие в мир камней»

«Какой формы камень»

«Мокрый и сухой камешек»

«Волшебный камешек»

«Домик из песка и камней для черепашки Агашки»

«Кот Ученый в гостях у ребят»

Апрель «Путешествие в мир воздуха»

«Что в пакете?»

«Пенный замок»

«Почему кораблики не плывут»

«Мыльные пузырьки»

«Кто разбудил китёнка»

Май «Путешествие в мир света и тьмы»

«Что-то в коробке»

«Солнечный зайчик»

«Тени на стене»

Игры с солнечным зайчиком.

Игры с тенью.

Перспективный план работы с родителями

Сентябрь

Консультация «Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка».

Ноябрь

Папки - передвижка «Занимательные опыты на кухне».

Январь

Мастер – класс «Проведение опытов с детьми в домашних условиях».

Март

Домашнее задание: собрать коллекцию камней.

Май

Мастер – класс «Волшебное превращение воды»

Список использованной литературы.

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с.

3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада». - М. : Мозаика - Синтез, 2017.

4. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментированиеИсследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные» Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, художественной литературе в разновозрастной группе.

Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группыКонспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 00:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Владимировна Черных (УИ 847177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД