Ольга Потриденная
Ознакомление детей с народной культурой, историей и традициями родного края с использованием музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
В современной ситуации переживания социальных и нравственных деформаций особенно обострилась проблема приобщения ребёнка к духовным и эстетическим ценностям.
Поэтому в рамках направления программы «Социально-личностного развития», образовательная область «Социализация» я провожу работа с детьми по развитию познавательного интереса к краеведению, к истории семьи, города; формированию эстетического и нравственного восприятия родного края.
Публикация «Ознакомление детей с народной культурой, историей и традициями родного края с использованием музейной педагогики» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В своей работе использую методику музейной педагогики, задачей которой является наилучшее педагогическое использование музейных предметов для развития личности. Дети с удовольствием соприкасаются с предметами старины, действуют с ними,
Музейная педагогика помогает в решении насущных проблем воспитания, образования и духовного развития личности ребёнка.
«Музей способен дать человеку то, чего не могут дать ни школа, ни телевидение, ни другие новейшие достижения цивилизации - опыт личного соприкосновения с реальностью культуры и истории, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человечеством порождённые ценности.»
В младших группах я начинала свою работу с организации и обыгрывания небольших выставок («Мои любимые игрушки», «Игрушки наших бабушек», «Что хранится у нас дома», «Старинные ёлочные игрушки», «Предметы быта в старину»). Дети и родители с удовольствием включились в организацию выставок, приносили экспонаты. Мы устраивали музейные дни, приглашали родителей и детей из других групп. Дети с удовольствием рассказывали о своих, принесённых экспонатах, часто, чтобы поддержать своих детей в рассказ включались и родители. С помощью музыкального руководителя и инструктора по физкультуре, я устраивала тематические развлечения для детей с использованием экспонатов : «Едем в гости к бабушке», «В сундуке у бабушки Арины». В этой работе формировались доброжелательные взаимоотношения между детьми и взрослыми, углублялись представления детей о семье, воспитывалась любовь к родному краю, развивалось свободное общение со взрослыми и детьми, развивались все компоненты устной речи.
Далее эти выставки переросли в минимузей. Экспонаты постоянно менялись, пополнялись детьми и родителями всего дошкольного учреждения. Была собрана экспозиция «Русская изба» в рамках которой мы проводили, совместную деятельность с детьми: игры, театрализованные представления, беседы, досуги, развлечения и т. д.
Многие родители проявили заинтересованность моей работой в этом направлении, оказывали помощь в сборе экспонатов, оформлении выставок. Участвовали в родительском собрании «Музейная педагогика нашим детям», в семинаре-практикуме «Детские игрушки сделаем сами». Оказывали помощь в изготовлении атрибутов, костюмов для театрализованных игр и представлений.
Следующим этапом моей работы стал выход в Приморский краеведческий музей. Сначала наши экскурсии были ознакомительными. Мы посетили все выставки устраиваемые в музее, позже в группе дети с удовольствием делились впечатлениями об увиденном, рассказывали родителям, делали рисунки.
В дальнейшем я стала проводить непосредственно образовательную деятельность («Развитие речи, «Ознакомление с окружающим») на базе экспозиций музея.
В старшей группе приобщаю детей к ценностям традиционной народной культуры, которая имеет значение корневой основы всего «древа» культуры. Название этапа объясняется важностью этого понятия в жизни человека и народной культуре. Дом – это первая жизненная среда, с которой сталкивается ребёнок, которая близка ему. С другой стороны дом – это модель, позволяющая воспроизвести картину целого мира и ввести ребёнка в этот мир. Дом – это «малая родина», где идёт воспитание этического самосознания.
В подготовительной к школе группе акцентирую внимание на познании народной культуры через познание традиций семьи и города. В неё, кроме знаний по истории, также включены элементы этнографии, и краеведения.
Углублённая работа по данному направлению даёт детям представление об истории и традициях семьи и г. Приморска, знакомит с памятниками архитектуры и культуры, для них Приморск (Койвисто) – Отечество, «малая родина», родной дом.
Кроме того, дети знакомятся с окружающим миром: запоминают на прогулке интересные места своего города, учатся объяснять их особенности, зарисовывать интересные достопримечательности, рассказывают, что интересного есть у нас в городе.
Ребята учатся беречь всё то, что нас окружает: памятники архитектуры, родную природу.
Дети, изучая традиции предков, принимают непосредственное участие в мини спектаклях, приобретая простейшие навыки работы с сельскохозяйственными инструментами, умение пользоваться предметами быта одеждой и обувью которыми пользовались их бабушки и дедушки.
Цель моей работы:
Пробуждение познавательного интереса к краеведению, к истории семьи, города; формирование эстетического и нравственного восприятия родного края.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить детей с историей и традициями семьи и города;
• дать представление о предметном мире народной культуры, о составе и укладе жизни традиционных крестьянских семей дать базовые навыки применения бытовых предметов предыдущих поколений.
Развивающие:
• Развивать интерес к образу жизни и традициям предыдущих поколений;
• раскрывать и поддерживать внутренний творческий потенциал каждого ребёнка через включение в игру;
• развивать воображение, фантазию и творческую инициативу детей.
Воспитательные:
• Формировать бережное и уважительное отношение к традициям народной культуры и родному краю;
• способствовать развитию навыков коллективной деятельности;
• формировать у детей способность к сопереживанию;
Работа проводится на базе Приморского историко-краеведческого музея с использованием имеющихся в музее экспонатов, временные игровые площадки и наглядные пособия.
В основе совместной деятельности взрослого и детей лежит предметно- вещный мир культуры, музейный предмет, памятники, историко-культурная среда – как источник знаний, эмоций и ценностных ориентиров. В процессе обучения выставочные площадки музея могут превращаться в сценическую площадку и наоборот, игровой зал – в творческую мастерскую и наоборот.
Музей выступает в качестве инструмента познания, школы визуального и пространственного воспитания, социального инструмента памяти, передающего духовный, нравственный, эстетический исторический опыт, традиции поколений.