Азизова Хатира Джаваншир кызы
Ознакомление детей раннего возраста с природными объектами и явлениями
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей раннего возраста с природными объектами и явлениями.
Азизова Хатира
«Природа – великий учитель. Мы учимся у нее всему:
Красоте, доброте, справедливости.»
Ознакомление с миром природы
Из своего опыта могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития.
Публикация «Ознакомление детей раннего возраста с природными объектами и явлениями» размещена в разделах
Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. Например: зелёный цвет — трава, листья, жёлтый цвет — солнце, одуванчики, синий цвет — небо, колокольчики, красный цвет — жучки, цветочки и всё другое – разноцветное!
Важная воспитательная задача – привитие любви, бережного отношения и интереса к природе.
1слайд --уголок природы нашей группы
2. слайд - В нашем уголке природы представлены :
Комнатные растения;
Лейки, ведерки, совочки ;
Иллюстрации и картины «Времена года»;
Центр для игр «Песок - вода»;
Картотека игр в центре «Песок - вода»;
Дидактические игры по экологическому воспитанию;
Предметные картинки «Домашние животные и их детеныши», «Времена года», «Дикие животные», «Овощи и фрукты» и др. ;
Фигурки домашних и диких животных; овощей и фруктов;
Художественная литература про животных (сказки, песни, потешки);
В группе создан музей природного материала. (камни, ракушки, дерева, сухие листья, цветы, шишки, семечки и т. д
3 слайд музей природного материала
4 слайд. Задачи воспитания представлены на слайде
5 слайд Формирование предпосылок экологического сознания
1. Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.
2. Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя.
6 слайд наблюдения
Одним из важных средств ознакомления детей раннего возраста с природой являются наблюдения (кратковременные)
Наблюдения – это целенаправленное восприятие.
Вместе с детьми наблюдаем за птицами и насекомыми на участке, подкармливаем птиц.
Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие печатление наблюдения сопровождаю :
-художественным словом (стихи, потешки, рассказы. сказки)
- играми (дидактическими, подвижными) «Птички летают», «Птички в гнездышках»
Учим основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде)
7 слайд игры с водой
Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а я им в этом помогаю. («Водопад», «Пузыри», «Льдинки», «Лодочки плывут», а также опыты-наблюдения:
Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная.
8 слайд игры с песком
Игры с песком: «Песочный дождь», «Чьи следы?», «Узоры на песке», «Норки», «Стряпаем куличи» Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется.
9 слайд Организованная образовательная деятельность детей
В ходе воспитательно- образовательного процесса, знакомим детей с доступными явлениями природы.
Учим их узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных и птиц (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.
Для этого используем
- уголок ряженья. книжном уголке книжки, иллюстрации.
Учим детей различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
10 слайд –театр сказок
Учим детей узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
Организации работы по театральный деятельности осуществляем показ разными видами театра сказок.
«Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Маша и Медведь», «Три поросенка», «Репка»
11 слайд природа в изобразительной деятельности
Помогаем детям изобразить картины природы или животных – это всегда вызывает у них положительный отклик, что в свою очередь содействует закреплению и уточнению их знаний об объектах природы и обогащает творчество новыми видами, формирует энтузиазм к природе и позитивное отношение к ней.
12 слайд-- организуем сезонные наблюдения.
Помогаем детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным
Осенью. Обращаем внимание детей на осенние изменения в природе : похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья.
Формируем представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
14 слайд - зима
Зимой. Формируем представления о зимних природных явлениях : стало холодно, идет снег.
Привлекаем к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
15 слайд – весна
Весной. Формируем представления о весенних изменениях в природе : потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
16 слайд- Лето.
Наблюдаем природные изменения : яркое солнце, жарко, летают бабочки, цветут цветы
17 слайд- Экспериментирование-НОД
Кроме того создаем условия для наблюдения за растениями в уголке природы и экспериментирование с разнообразными веществами и материалами в НОД
18 слайд- Ознакомление детей с природой через дидактические игры например- «Кто, что ест?», «Кто где живет», «С какого дерева лист?» «Чей домик» «Посади цветок в горшок», «Найди маму детеныша», «Рассели животных»
Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Овощное лото»
«Подбери пару», «Что где растет», «Ягоды и фрукты», «Растения». Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета.
Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «Кто как разговаривает», «Кто живет в лесу», «Про сороку», «Коза рогатая», «Заинька», «Птицы и автомобиль», Проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях те х или иных предметов, обобщения и систематизации знаний
Знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу»,
19 слайд—работа с родителями
Одним из обязательных условии ознакомления детей раннего возраста со свойствами природных объектов являются организация просветительное работы с родителями воспитанников.
Проводились консультации и беседы по таким темам: «Прогулки с ребенком». «Собака и кошка – верные друзья», «Домашние животные», «Зеленый мир на окне».
Родителям давались рекомендации по организации наблюдение во время прогулок с детьми:
-Первые наблюдения в природе и игры должны быть легкими для восприятия
- обучение должно проходить в игровой форме -время проведения игр не должны превышать 5-10 мин.
Сотрудничество с родителями дает положительные результаты. Например, они участвуют в формировании развивающей среды, проявляют интерес к успехам своих детей в области игр с природными материалами, принимают активную участие в изготовлении поделок из природного материала
20слайд – В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиям явлениями окружающего мира. Главное, чтобы оно было безопасно для маленького исследователя. Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности.
спасибо