Смирнова Евгения Владимировна
Ознакомление детей раннего возраста c сенсорными понятиями через игру
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый малыш, когда появляется на свет – готов к восприятию окружающего нас мира, ребенок уже может ощущать тепло и холод, может видеть, слышать. Формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Основная задача сенсорного воспитания – помочь ребенку накопить представление о свойствах предметов: цвете, форме, величине, вкусе, запахе, звуке и т. д. Сенсорное воспитание всегда занимает очень важную роль в процессе развития ребенка.
Публикация «Ознакомление детей раннего возраста c сенсорными понятиями через игру» размещена в разделах
Природа с самого рождения окружает ребенка своими сенсорными признаками – звуками, запахами, многообразием цветов. Малыш знакомится с живописью, музыкой, скульптурой. Ребенок сталкивается с многообразием форм, величин, красок и других различных свойств, уже с рождения малыш начинает неосознанно все это накапливать. Для этого и нужно сенсорное воспитание, чтобы представление о предметах не было поверхностным и неполноценным.
Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувственности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся - ощущения и восприятие. Восприятие более сложный познавательный процесс, обеспечивающий отражения многих признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается.
Восприятие и ощущение поддается развитию, особенно в период раннего и младшего дошкольного возраста. С помощью ощущений малыш познает отдельные признаки, свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.
Источником расширения сенсорного опыта является окружающая природа, бытовой труд, техника, строительство и другое. сенсорное воспитание это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирования у ребенка чувственного познания, развитие у ребенка процессов восприятия, ощущения, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами педметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-развивающая среда. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Среда это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметно-развивающая среда влияет на все стороны личности ребенка – его чувства, эмоции, волю и требует от него работы мысли и воображения, т. е. становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.
В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. Задача педагога – сделать окружение ребенка ярким, интересным, запоминающимся, активным, эмоциональным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры и таким образом приучать детей к самостоятельным играм.
Для успешного сенсорного развития в группе создается предметно-развивающая среда, оформляется сенсорный уголок, разрабатываются и конструируются нетрадиционные игры и пособия. При руководстве дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие в раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать:
- у детей возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
- игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
- учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
- с детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, пирамидки, разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
- для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
- известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
- при объяснении правил игры воспитателю надо обращать внимание то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
- чтобы игра проходила успешнее, воспитатель готовит детей к игре –обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
- подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны – играли дружно, научились делать (конкретно что, убрали на место игрушки.
- интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции. Развивающая среда, ориентированная на индивидуальные траектории развития дошкольников, направлена на формирование общих, универсальных структур психики (мотивационно - потребностных).
Среда должна быть:
- побуждающей детей к деятельности;
- обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка;
- способствующей развитию самостоятельности и творчества, обеспечивающей развитие субъективной позиции ребенка.
Для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных центров и уголков, утвержденных перечней оборудования. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это хорошо.
Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.