Ольга Давыдова
Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Поволжья
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №261 городского округа Самара
Доклад – презентация на тему:
«Ознакомление детей дошкольного возраста
с культурой и традициями народов Поволжья»
Выполнила:
Воспитатель группы №3
Давыдова О. В.
г. Самара - 2019 г.
«Ознакомление детей дошкольного возраста
с культурой и традициями народов Поволжья»
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Поволжья» размещена в разделах
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э. К. Суслова.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с народами Поволжья.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям — одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это — русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т. д.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные игры, в которые дети с удовольствием играют.
Для реализации этой работы используются разнообразные средства:
- устное народное творчество; Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
- художественная литература; В художественной литературе как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего.
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
Для приобщения дошкольников к народной культуре Поволжья созданы определенные условия:
• Многофункциональные уголки в группах ДОУ «Уголок ряженья», «Уголок уединения».
• Центр «Театр», где размещены различные виды театров.
• Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
• Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.
• Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.
• Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
Проводим досуги, на которых дети поют песни, частушки, загадывают загадки, водят хороводы, играют в народные игры и т. д. Работая с детьми, мы часто используем пословицы и поговорки. Они помогают устанавливать эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Использование по-любившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Приобщая детей к истокам народной культуры, знакомим детей с народными костюмами.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. В народных сказках заключено богатое содержание в отношении насыщенности художественной речи, языковыми средствами выразительности. В процессе чтения сказок знакомим детей с моралью татарского народа, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему. Посредством сказок дети знакомятся с историческим прошлым народов Поволжья, его бытом, обычаями, спецификой деятельности, заключавшейся, главным образом в скотоводстве, охоте, рыболовстве, торговле, в ремесле.
Наша основная цель — как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.
Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьёй. Когда родители начинают осознавать необходимость приобщения детей к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада, с энтузиазмом включаются в поиски предметов быта, национальной одежды, обшить куклу в национальный костюм.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Мудрые люди говорят, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Наверное, самый благодарный труд - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.