Валентина Чепурная
Ознакомительное занятие по реализации регионального компонента «Самый длинный месяц»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с климатическими особенностями природы Таймыра. Выявить, уточнить, пополнить знания детей о месяце декабре. Закрепить знания о живой, не живой природе.
Познакомить детей с редким животным Таймыра - овцебыком. Определить его место в экосистеме тундры.
Ход занятия:
I.
Дети входят в комнату под звуки вьюги.
- Дети, о чем говорит эта музыка? Что вы чувствуете, когда слышите?
- Холод, ветер, метель, мороз.
- В каком месяце эти явления природы бывают?
- Почему вы так думаете?
Публикация «Ознакомительное занятие по реализации регионального компонента „Самый длинный месяц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- Знаете ли вы, как в старину на Руси по-другому называли декабрь месяц? Студень, суженый, стужайло.
Воспитатель: Жители Таймыра эвенки называют декабрь «Хэгдых» - что обозначает самый длинный, самый большой. Кочевники тундры в это время больше находились в районе стойбища, время тянулось медленно, наступала полярная ночь. Поэтому декабрь казался по сравнению с другими месяцами более длинным. Суровая и холодная на Таймыре зима!
- Как мы обычно узнаем о том, какая погода?
- Слушаем радио, смотрим телевизор, телефон, градусник.
- Воспитатель: А когда всего этого не было, погоду могли предсказать на много дней вперед. Как же им это удавалось?
Дети: По народным приметам.
Воспитатель: Люди все примечали и передавали знания из поколения в поколение, поэтому и приметы называются «народными».
Приметы декабря:
Снег идет большими хлопьями - к ненастью.
Теплый декабрь - приносит холодную позднюю весну.
Декабрь холодный и сухой - август жаркий. Если дым из чума к земле припадает, то мороз будет.
Если 3-го декабря снег пошел, то 3-го июня пойдет дождь.
Если 6-го декабря снег и ветер северный, то 6-го июня дождь и ветер с севера.
9-го крестьяне ходили слушать воду в колодце, если тихая, не волнуется - зима теплая, если услышат звук - холодная.
22 декабря - День зимнего солнцестояния - самый короткий день и длинная ночь.
В народе говорят: «Солнце на лето, зима на мороз» или «Наступает солнцеворот». Со следующих суток день начинает прибывать на «воробьиный срок».
Воспитатель: Дети, как вы понимаете это выражение?
Воспитатель: О каких изменениях мы сейчас говорим? Где они проходят?
Дети: В неживой природе.
- Почему она так называется?
Дети: Не дышит, не питается, не размножается.
- Что относится к живой природе?
- Игра: «Покажи правильно». Зеленая карточка — живая природа,
белая карточка - неживая природа
Физминутка.
По пантомиме изобразить и угадать животных тундры.
Воспитатель вносит картину или слайд «Овцебыки».
Дети, давным-давно на нашей планете было очень тепло, в это время на нашем полуострове жили шерстистые мамонты, снежные бараны, овцебыки, которых вы сейчас видите. Но климат на Земле менялся, наступили великие холода. Животные не смогли приспособиться, им не хватало корма, и они погибли. Ученые археологи до сих пор находят скелеты мамонтов у нас на полуострове. А вот некоторые овцебыки сохранились в далекой Америке. Наши ученые решили привезти овцебыков на свою бывшую родину. Поселили их на берегу озера Таймыр (показать и прикрепить условное обозначение на карте). Сделали ограждение, чтобы уберечь от хищников. Вписали их в Красную книгу, чтобы люди знали, что эти животные охраняются государством России.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, овцебыку нравится жаркий климат или холодный? Почему?
Дети: На картине видно, что у него длинная теплая, шерсть свисает до земли, ему будет жарко в теплой стране.
Воспитатель: Правильно, у него не только длинная шерсть, но еще и роскошный подшерсток, тонкий, извитой пух, почти 10см длинны. А некоторые волосы, которые висят по бокам, как юбки, иногда достигают до 80см.
Воспитатель: Что еще вы можете сказать про внешний вид животных? Дети: Большая голова, с рогами, похожими на крючки.
Дети: Толстая шея, огромное туловище.
Воспитатель: У этих копытных животных ноги называются конечности. Копыта очень крепкие, небольшие.
Воспитатель: Дети, на каких знакомых вам животных они похожи?
Дети: На быка, на корову, на барана.
Воспитатель: Интересно, чем питаются овцебыки?
Дети: Я думаю травой, похоже, как будто они жуют, как коровы траву.
Показываю засушенные растения: пушицу, осоку, иву красную - любимую
пищу овцебыков.
Воспитатель: Дети, а вы обратили внимание, сколько на картинке овцебыков?
Дети: Много, есть взрослые, есть детеныши. Воспитатель: Значит, они живут вместе, небольшими стадами.
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, какое настроение у овцебыков на картине?
Дети: Они смотрят сверху вниз, насторожились.
Дети: Они собрались все вместе, детеныши внутри круга, а взрослые во внешнем кругу.
Воспитатель: Правильно, взрослые овцебыки крепко уперлись копытами в землю, и, кажется, у них взгляд такой грозный, движение головы такое мощное. Видно на них хочет напасть какой-то хищник: белый медведь или волк. Так устроена природа. Не все животные питаются травой, есть и хищные. Они охотятся на более слабых и больных животных. И этим приносят пользу, иначе от больного животного могли бы заразиться и остальные. В природе выживают сильнейшие.
Продуктивная деятельность: Панно «Овцебыки».
Дети приклеивают на лист ватмана иллюстрации овцебыков или рисуют, дорисовывают травы, которыми питаются овцебыки.