Хрипунова Елена
Оздоровление детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительные методы работы в условиях ДОУ
Современное дошкольное образование направлено на целостное развитие личности ребенка, полноценное и активное проживание им очень важного периода жизни - детства. Тем не менее, существует проблема, решение которой значимо для будущего нашей страны - это воспитание подрастающего поколения с высоким уровнем телесно-двигательных, духовных и интеллектуальных способностей, с достаточным для полноценной жизнедеятельности уровнем здоровья и физического развития.
Публикация «Оздоровление детей в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Здоровье нации во многом зависит от ценностных ориентаций подрастающего поколения, от того на сколько оно мотивированно на здоровый образ жизни, основанный на принятии значимости физической культуры и спорта в жизни каждого человека. Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», в «Конвенции о правах ребенка» и в Федеральной целевой программе «Развития физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 г. г.» подчеркивается, что для «создания необходимых условий достижения нового современного качества общего образования планируется: … провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе за счет:
- повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
- организации мониторинга состояния здоровья детей;
- улучшения организации питания в образовательных учреждениях».
Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых людей закладываются в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет простудными заболеваниями более четырех раз в год. Причем ослабление здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать здоровью последующих поколений, так как у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети, которые в свою очередь будут давать ослабленное потомство. Сравнительный анализ выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 10 лет. Количество дошкольников с хронической патологией увеличилось в два раза (11,8 до 26,9%, а детей не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 6% (Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН). В настоящее время 50% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. По статистике каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком.
Очевидно, что ведущая роль в решении данных проблем отводится ДОУ и Центрам развития. Одним из них является МБДОУ «Центр развития ребенка №178 Неболейка», которое осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
• Физкультурно-оздоровительное;
• Художественно-эстетическое;
• Интеллектуальное;
• Личностное.
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирования у них потребности в физическом совершенствовании является приоритетной задачей детского сада. В рамках решения данных задач, созданы оптимальные условия для реализации оздоровления и закаливания детей. В учреждении имеются: просторный физкультурный зал «Спортландия», музыкальный зал «Топотушки», плавательный бассейн дельфин, спортивная площадка «Крепыш» с необходимым спортивным оборудованием: дуги, мишени, перекладины, баскетбольные щиты, прыжковая яма, лесенки и т. д. Физическое воспитание осуществляется как в совместной двигательной деятельности, так и в самостоятельной. Закаливающие процедуры проводятся самостоятельно, систематично, наиболее приемлемыми методиками, которых охватываю детей всех возрастных групп и легко вписываются в режим дня: контрастные воздушные ванны; длительные прогулки на свежем воздухе, походы в парк, в лес; хождение босиком, обтирания, плавание в бассейне, прием контрастного душа. В летний период проходит оздоровительная компания. На участках во время прогулки, где чистые травяные покрытия и гладкий грунт, дети играют в подвижные игры босиком и принимают воздушные ванны, что оказывает существенный закаливающий эффект. Все дети, начиная с ясельного возраста, посещают бассейн и плавают каждый день. Систематическая, правильно организованная нагрузка в воде становится хорошим подспорьем в воспитании здоровых, физически и умственно развитых детей. Традиционно в детском саду проводятся такие праздники как «День Нептуна», «Зимние олимпийские игры», «Осенний марафон», тематические дни «День здоровья», «День чистюль», «День спорта», «Папа, мама, Я – спортивная семья», «Акатуй».
Важную роль играет ежедневный двигательный режим детей в детском саду :
1. Ежедневная физкультурно-оздоровительная работа :
• Утренняя гимнастика;
• Гимнастика после дневного сна;
• Физкультминутки на занятиях;
• Игры и игровые упражнения в бассейне (в летний период каждый день)
• Подвижные игры и упражнения с элементами спортивных игр на прогулке.
2. Совместная двигательная деятельность:
• По физической культуре (в зале и на свежем воздухе);
• По плаванию.
3. Самостоятельная двигательная деятельность:
• Подвижные игры;
• Спортивные игры.
4. Физкультурно-массовые мероприятия:
• Физкультурный досуг;
• Физкультурно-спортивные праздники;
• Игры-соревнования, эстафеты;
• Спартакиады;
• Недели здоровья.
В двигательном режиме ДОУ, совместная двигательная деятельность по плаванию проводится еженедельно во всех возрастных группах. Таким образом, плавание является системным закаливанием и адекватной физической нагрузкой для детского организма, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются. Плавание благотворно влияет на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка и направлено на:
• Развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата;
• Профилактику плоскостопия;
• Развитие дыхательной системы;
• Развитие нервной системы;
• Развитие сердечно-сосудистой системы.
Реализация развивающих, оздоровительных и воспитательных задач в условиях бассейна проходит в трех направлениях, следующих друг за другом:
I. Корригирующая гимнастика на суше;
II. Подготовительные упражнения на суше и воде;
III. Обучение детей плаванию (игры и развлечения на воде).
В I направление включены комплексы дыхательных упражнений, а также корригирующие упражнения в различных исходных положениях, цель которых – формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия.
Во II направлении проводятся упражнения с погружением в воду, упражнения для обучения скольжению в воде.
В III направлении ведется обучение плаванию способом «кроль» на груди и на спине, обучение плаванию способом «брасс» на груди, с применением игровых упражнений.
Вся система двигательной деятельности представляет собой единый цикл упражнений поочередно направленных на развитие двигательных навыков, рук, ног, дыхательной системы, координационной деятельности. Целенаправленно развиваются физические и нравственно-волевые качества личности. Увлекательные игры и упражнения воспитывают положительное отношение к совместной двигательной деятельности по плаванию, подвижным играм на воде и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены.
Правильная организация работы в бассейне с детьми способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким и выносливым, обладающим высокой устойчивостью к факторам внешней среды, т. е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Также практика работы выявляет, что для результативной деятельности с детьми большую роль играет семья, она во многом определяет отношение детей к физической культуре. Этому способствует близкое эмоциональное общение детей и родителей в различных ситуациях.
Самая большая ценность для человека – здоровье, а двигательная активность – один из эффективных способов его укрепления и сохранения.