Безина Татьяна
Оздоровительная среда ДОУ в предшкольной подготовке
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья будущего школьника. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Актуальность развивающей педагогики оздоровления обусловлена созданием в ДОУ эффективной здоровьесберегающей, педагогической системы, которая позволит своевременно преодолеть нарушения состояния здоровья и развития ребёнка и заложить основы культуры здоровьесбережения.
Публикация «Оздоровительная среда ДОУ в предшкольной подготовке» размещена в разделах
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Только здоровый ребёнок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении в школе. От того на сколько грамотно выстроена работа с детьми по физическому воспитанию, на сколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребёнка.
Отдельной образовательной областью в ФГОС выделена область «Физическое развитие», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в детском саду относится:
- организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
- организацию здорового сбалансированного питания;
- обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
- организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей.
Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе, в игровой комнате. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
В каждой группе должен быть создан оздоровительный режим дня, способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья.
Во всех группах должны быть созданы условия, способствующие реализации потребности детей в движении, оборудованы зоны двигательной активности (физкультурным инвентарём, игрушками-двигателями, спортивными игрушками, дорожками здоровья; физкультурный инвентарь и оборудование должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (быть безопасным для детей, легко мыться); физкультурные пособия должны соответствовать возрастным особенностям, пространству двигательной зоны, периодически меняться с учётом выполнения программы, интересов детей и результатов индивидуальной работы.
Современные проектировщики предусматривают наличие в детском саду стадиона, бассейна, спортивного и тренажерного залов.
Система оздоровительной работы включает в себя:
- психологическое сопровождение развития;
- разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;
- систему работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
- организацию здорового питания;
- оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.
Наиболее эффективными формами оздоровления являются :
- утренняя гимнастика;
- физминутки, динамические паузы;
- обеспечение условий для реализации двигательной активности детей в течение дня;
- физкультурные занятия, прогулки;
- закаливающие мероприятия
- совместные досуги с родителями;
- спортивные праздники и развлечения;
- сбалансированное питание;
- День здоровья.
Здоровье – категория педагогическая и задача педагогов – сохранение позитивного физического и психического здоровья воспитанников. Комплекс здоровьесберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому – всё здорово!».
Для психологической работы используются темные и светлые сенсорные комнаты. Охрана и укрепление психического здоровья:
- индивидуализация и дифференциация психолого-педагогического сопровождения ребёнка;
- использование игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы, игр-тренингов на подавление отрицательных эмоций;
- применение приёмов релаксации, организация минут тишины, музыкальных пауз, психогимнастика;
- оптимальная организация режима двигательной активности детей в группе.
Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.
В процессе учебных занятий желательно включать игры-массажи, пальчиковые гимнастики со словами. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.
После интенсивных двигательных нагрузок необходимо включать дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому такие упражнения очень полезны. В заключительную часть утренней гимнастики в работе с речевыми детьми уместно включать двигательные речёвки, между занятиями – динамические паузы, игровые переменки, ходьба по массажным дорожкам для укрепления ног, свода стопы и для профилактики плоскостопия. Утреннюю гимнастику на воздухе заканчивать небольшой пробежкой, оздоровительной ходьбой.
Физкультурное занятие – ведущая форма организованной образовательной деятельности детей по обучению двигательным умениям и навыкам. Оно несёт в себе определённую «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной. Использование дыхательных упражнений способствует оптимизации кровообращения, улучшению самочувствия, развивает произвольность и концентрацию внимания.
Важные элементы оздоровления – подвижные и динамические игры, которые являются частью физкультурного занятия, проводятся на прогулке, в групповой комнате (малой и средней степени подвижности); 2 блок «Физкультура в играх» – может быть тематическим: «Школа мяча», «Волшебные дорожки», «Мастер большого мяча», «Весёлая скакалка» и т. п. Блок совместной деятельности воспитателя с детьми может включать игротренинг оздоровительных игр.
В процессе занятий у детей возникают сдвиги в ряде функциональных систем, позволяющие обеспечить выносливость к школьным нагрузкам. Известно, что значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы кисти работающей руки. Дети начинают отвлекаться, невнимательно слушать, разговаривать и т. п. Это сигнал для педагога о том, что они утомлены. Физминутки или динамические паузы в середине занятия позволяют повысить работоспособность и снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма. Для снятия напряжения, утомления глаз рекомендуется использовать зрительную гимнастику.
Активный отдых (развлечения, праздники, Дни здоровья, досуги) позволяет реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнить дефицит двигательной активности, способствует воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, смелости, дисциплинированности, организованности. Оказывает благоприятное воздействие на организм ребёнка.
Здоровье – категория педагогическая и задача педагогов – сохранение позитивного физического и психического здоровья воспитанников. Комплекс здоровьесберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому – всё здорово!».