Вера Коваленко
Оздоровительная гимнастика после дневного сна с дошкольниками.
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительная гимнастика после дневного сна с дошкольниками.
Актуальность. Чтобы быть здоровым, нужно не только хорошо и правильно питаться, но и заниматься физическими упражнениями, вести подвижный образ жизни. Эта тема особенно актуальна в наше время, когда лишь небольшой процент детей рождается абсолютно здоровыми.
Публикация «Оздоровительная гимнастика после дневного сна с дошкольниками,» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Гимнастика пробуждения в детском саду — это важный кирпичик в становлении фундамента здоровья детей. К сожалению, во многих дошкольных учреждениях ее либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Группу посещают 20 детей, поэтому об индивидуальный подход при проведении закаливания осуществлять сложно. К примеру, один ребенок систематически посещает детский сад, другой часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводились закаливания, четвертый вышел ослабленным после перенесенного заболевания. Если не учитывать индивидуальных особенностей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому ребенку. Поэтому, в гимнастику после сна включаю щадящие элементы закаливания, для детей, не имеющих противопоказаний или ограничений. Сочетаю их с другими оздоровительными процедурами : дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем с использованием индивидуальных рукавичек.
Комплексы гимнастики после дневного сна составляю на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения упражнений, а благодаря частой смене комплексов поддерживается интерес к гимнастике.
Схема проведения гимнастики после дневного сна :
• Гимнастика в постели.
• Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
• Дыхательная гимнастика.
• Индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с рукавичками.
• Водные процедуры.
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.
Пока дети спят, готовлю «холодную» комната (групповую, где температура с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов, по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение происходит под звуки плавной музыки с постепенным нарастанием громкости. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Затем дети переходят в групповую комнату. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсяде, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой и дыханием детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.
Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики вызывает у детей наибольшие затруднения, и можно ограничиваться 2-3 упражнениями в течение нескольких секунд. Это, безусловно, не несёт вреда, но оздоравливающий эффект достигается только при длительном выполнении упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 30 сек до 5 мин.
Индивидуальную работу с нуждающимися детьми организую как самостоятельную деятельность. Например, даю детям задание собирать жёлуди, камушки и т. п. поочерёдно правой и левой ногой. Использую самомассаж индивидуальной махровой рукавичкой. При проведении массажа обучаю детей не надавливать с силой, а массировать мягкими движениями пальцев, слегка поглаживая часть тела. Обтирание провожу махровой рукавицей или махровым полотенцем в такой последовательности : руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений при обтирании - от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к бедру и т. д.) каждую часть тела обтирают отдельно. Длительность всей процедуры от 1 до 2 мин.
Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног). Умыванием лица и рук прохладной водой.
Комплекс корригирующей гимнастики «Рукавичка»
В кровати
Под негромкую музыку воспитатель будит детей, дети потягиваются, воспитатель предлагает "разбудить руки".
Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются, снимают и надевают колечки, браслеты, часы, застегивают замочки и браслеты на часах. Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – дети гримасничают языком, губами. Руки будят ноги; поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу.
Темп упражнений медленный, спокойный, комфортный.
“Забавные котята”
1) “Котята просыпаются”.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища, поднимают правую руку, затем левую, потягиваются, в и. п. (потянули передние лапки).
2) “Потянули задние лапки”.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища, приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.
3) “Ищут маму-кошку”.
И. п. : лежа на животе,приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.
4) “Котенок сердитый”
И. п. : стоя на четвереньках, приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.
5)“Котенок ласковый”.
И. п. : стоя на четвереньках, голову вверх, спину прогнуть, «повилять хвостом».
Ходьба по дорожке с пуговицами. Ходьба на носках.
На носочки встанем все - сразу подрастем.
На носочки встанем все и вот так пойдем.
Спинка прямо - взгляд вперед. Не стучи ногами.
Научились так ходить и покажем маме.
Ходьба по ребристой дорожке с высоким подниманием колена.
Петя, Петя, петушок, на головке гребешок.
Важно ножки поднимает, важно крылья расправляет.
Важно по двору идет, "кукареку" поет.
Важно ножки поднимает, хоть и птица - не летает.
Дыхательная гимнастика "Любимый носик"
А сейчас без промедления
Мы разучим упражнения,
Их, друзья, не забывайте
И почаще повторяйте.
Погладь свой нос от крыльев к переносице - вдох, обратно - выдох (5 раз).
Вдох - погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох - и обратно
Пальцы наши просятся.
Сделать вдох левой ноздрей; правая - закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).
Массаж рук рукавичкой.
Массируем каждый пальчик рукавичкой от кончика пальца к ладошке. Этот пальчик папочка (массаж большого пальца),
Этот пальчик мамочка (массаж указательного пальца,
Этот пальчик дедушка (массаж среднего пальца,
Этот пальчик бабушка (массаж безымянного пальца)
Этот пальчик я (массаж мизинца).
Вот и вся моя семья. (сжимание и разжимание пальцев в кулак)
Массаж области груди махровой рукавичкой.
Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая (милый, чудесная (чудесный, красивая (красивый)».
(воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).
Шея жирафа (с рукавичкой).
Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей жирафа.
Массаж живота рукавичкой (скульптор замешивает глину)
Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание Массаж ног рукавичкой. Поглаживание ног от пальчиков до колен и выше до бёдер. (успокаивает, снимает напряжение в мышцах) .
Водные процедуры.
После гимнастики целесообразно провести умывание лица и рук прохладной водой.
Литература
Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам»*младший возраст, средний возраст, старший возраст)
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет)»
Пензулаева Л. И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет»
Милюкова И. В., Евдокимова Т. А. «Будьте здоровы. Гимнастика для детей».