Татьяна Яковлева
Оздоровительная физкультура для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительная физкультура для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта для детей дошкольного возраста
Правильно дозированная физическая культура оказывает нормализующее влияние на работу органов пищеварения :при повышенной функции она способствует её снижению, при пониженной –повышению. Это положение верно лишь при правильном соотношении приёма пищи и физической активности; занятие физической культурой может проходить не раннее,чем через час после еды. Физическая нагрузка непосредственно после еды способствует угнетению функций пищеварительной системы,нарушению перестальтики
Публикация «Оздоровительная физкультура для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Помимо общего нормализующего воздействия можно выделить несколько механизмов, которые. занятия физической культурой запускает или стимулирует:
-Активация рефлекторных механизмов регуляции пищеварения.
-Улучшение кровоснабжения органов брюшной полости;
-Нормализация давления в брюшной полости;
-Улучшение перестальтики:
-Смещение желудка, петель кишечника,что особенно важно при опущении внутренних органов.
Профилактическое и общее тонизирующее действие гимнастики проявляется в повышении толерантности к физической нагрузке,снятие эмоционально напряжения и стимуляция обмена веществ.
Задачи физической культуры при патологии органов пищеварения состоят в том,чтобы противодействовать звеньям патогенза и стимулировать саногенез. Задачи включают:
-Уменьшение застоя в печени, желчевыводящих путях,брюшной полости.
-Укрепление мышц брюшного пресса и тазового дна.
-Регуляцию внутрибрюшного давления.
-Гармонизацию эмоциональной сферы.
-Улучшение диафрагмального дыхания.
-Мобилизацию и коррекцию положения органов брюшной полости.
-Создание условий для нормальной работы желудочно-кишечного тракта.
Показанием к занятиям оздоровительной гимнастикой являются все хронические заболевания желудочно-кишечного тракта вне обострения.
Имеются противопоказания :обострение заболевания, частые печёночные или кишечные колики, желчекаменная болезнь с частыми приступами.
Методика физической культуры при патологии органов пищеварения предполагает сочетание общеразвивающих и специальных упражнений в соотношении 1:1После нагрузочных упражнений проводят упражнения в расслаблении. Желательно включать в занятие элементы игр для эмоциональной разрядки.
Общеразвивающие упражнения способствуют улучшению работы органов пищеварения,обмена веществ, эмоциональной разрядки,их подбирают с учётом возраста, физических возможностей детей и программы физического воспитания.
К специальным относят упражнения для мышц,окружающих брюшную полость, они стимулируют перестальтику, секрецию, отток желчи. Диафрагмальное дыхание обеспечивает массаж внутренних органов и стимулирует венозный отток из брюшной полости. Упражнения на расслабление снижают тонус гладких мышц желудка и кишечника,снимают спазм привратника, сфинктеров.
Выбор исходных положений зависит от назначения упражнений.
ИП: лёжа на спине,на боку подходят для упражнений в расслаблении, укреплении мышц брюшного пресса, тазового дна.
ИП: стоя на четвереньках -предпочтительно для перемещения желудка и петель кишечника, ограничения резких перепадов внутрибрюшного давления,расслабления мышц брюшного пресса.
Перевё рнутые ИП :колено –локтевое,упор стоя, стоя на лопатках- используют для подъёма внутренних органов, смещения петель кишечника,что актуально при опущении органов,атоническом колите. Интересны упражнения,выполняемые из позы всадника с удержанием мяча между ногами. Эти упражнения обеспечивают изометрическое напряжение мышц тазового дна и брюшного пресса, коррекцию осанки. Они очень перспективны для ребят с опущением внутренних органов,атоническим колитом.
Средства физической культуры при патологии органов пищеварения включают :дыхательную гимнастику, коррекцию осанки,ору, специальные упражнения, стайерские нагрузки, самомассаж,упр-я на координацию, на скручивание. В качестве примера дыхательной гимнастики рассмотрим упр-е «Удар шактивардхак» для развития мышц живота. Техника выполнения: одновременно с резким выдохом через нос сильно втянуть живот,с вдохом через нос расслабить переднюю брюшную стенку. Повторить 4-8 раз в быстром темпе. Следить, чтобы дети не поднимали надплечья.
Комплексы общеукрепляющих упражнений для детей с патологией жкт составляют с учётом,что преобладают спастические и атонические процессы, но есть и общие правила. Вводная и заключительная часть чуть длиннее, чем на обычном физкультурном занятии,а основная часть вследствии этого оказывается чуть короче. Вводная часть занятия,как обычно,включает построение,перестроение,ходьбу с разновидностями, общеразвивающие упражнения в ходьбе и медленный бег. В основной части должно быть решено большинство поставленных задач, а заключительная часть занятия включает постепенное снижение нагрузки,упражнение на расслабление, элементы самомассажа. Интенсивность нагрузки умеренная.
Детям с паталогией желудочно-кишечного тракта показаны стайерские нагрузки в возрастной дозировке с учетом состояния здоровья и физической подготовленности. Это могут быть пешие прогулки езда на велосипеде самокате роликах ходьба на лыжах.
Для профилактики заболеваний желудка и кишечника оздоровительная гимнастика наиболее зффективны когда они сочетаются с соблюдением гигиенических требований к режиму питания и рациону. В дошкольной образовательной организации эти требования соблюдаются всегда но в домашних условиях ими часто пренебрегают. Поэтому для получения максимального оздоровительного эффекта желательно проведение соответствующей работы с родителями.