Черемисина Олеся Сергеевна
Отражение эмоционального состояния ребенка в рисунках детей
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Болкисева Ольга Фёдоровна, Гричук Надежда Михайлов
ОТРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ.
Изобразительная деятельность - рисование, лепка, аппликация – едва ли не самый интересный вид деятельности в детском саду. Эта деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему. Но интерес и положительное отношение во многом определяется тем, как идет овладение изобразительной деятельности. Успешное решение вызывает свежие положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к изо-деятельности.
Публикация «Отражение эмоционального состояния ребенка в рисунках детей» размещена в разделах
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Работу по развитию положительных эмоций у детей начали в группе, выбрав общую тему: «Театрализованная деятельность в детском саду». Изобразительная деятельность - это органичная часть всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Вот почему так важно чтобы деятельность эта тесно связывалась регулярно со всей воспитательно-образовательной работой.
Работа в группе организована по интересам детей. Чем больше положительных эмоций испытывают дети, тем больше у них впечатлений, тем богаче у них содержание рисунков. Огромные возможности для обогащения детского творчества таят в себе различные игры, в том числе театрализованные. Так, например, после занятия по театрализованной деятельности на тему: «Кошкин дом» дети получили от своей игры огромный настрой, яркие, свежие впечатления, радость, что творчески отразилось в детских рисунках. Рисунки получились яркие, красочные, с богатым содержанием изображения. Это и неудивительно, пережитое в игре окрасило художественную деятельность ребенка положительными эмоциями, помогло на данном этапе решить задачу, полнее и выразительнее раскрыть наиболее интересные эпизоды в сказке. Игра возбудила эмоции, фантазию, желание рисовать.
Большую роль по развитию положительных эмоций на занятиях по рисованию играет и музыка, особенно на занятиях-беседах по картинам художников. Правильно подобранная музыка помогает ребенку входить в огромный мир образов художественных произведений, увидеть внутренним взором то, что хотел передать художник, почувствовать себя участником изображаемых событий.
Музыка как фон помогает взволновать ребенка, заставляет радоваться, веселиться, грустить, протестовать, ненавидеть. Учить эмоционально наслаждаться красотой. Характер музыки подбираем в соответствии с содержанием и настроением картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Даже подвижные дети, которых очень трудно заинтересовать на занятиях, бывают внимательны и активны. На занятиях по рисованию используем музыку и как фон для рассказа. Так при рассматривании зимнего пейзажа использовали музыкальный отрывок из балета П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Плавная, спокойная,неторопливая мелодия помогла детям как бы войти в этот чудный пейзаж, вызвать у детей положительные эмоции. Этот эмоциональный настрой и перешел в рисунки детей. Они нарисовали зимние деревья, укутанные в снег. В рисунках запечатлилась тишина зимнего леса. И, наоборот, на комплексном занятии ИЗО-МУЗО, которое называлось «Лесные гости», музыка играла совсем другую роль - энергичная, веселая она создала такое же настроение. Зверюшки у детей получились веселыми, радующимися жизни, ведь на занятии дети говорили, читали стихи, играли роли, отгадывали загадки, пели, танцевали, считали. Полученные эмоции отразились в работах детей. В процессе занятия дети пережили добрые, радостные чувства. Это вызвало желание лучше изобразить выбранного ими зверюшку. Даже у ребенка, который обычно выбирал для изображения краски темных тонов, работа получилась яркая. Ценность таких занятий в том, что у детей повышается эмоциональная отзывчивость, так как их обьединяет общая цель. Ведь они вместе с воспитателем обсуждают композицию, обговаривают замысел, учатся помогать друг другу.
Важным условием проявления и развития творчества является создание эмоционально-положительной обстановки на занятиях по изодеятельности. Эмоциональная приподнятость должна сопровождать каждое занятие в детском саду. Творческий характер требует непринужденной творческой обстановки.
На занятиях по изодеятельности дети могут заниматься сидя или стоя за столом. По ходу работы имеют возможность подходить к полке с игрушками, к книжному уголку, заглянуть в окно. Во время бесед от детей требуем полные ответы, беседы носят живой, непосредственный характер. Ребята могут отвечать не поднимая руки. Формальные требования на занятиях по изодеятельности противоречат художественно-творческому характеру этой деятельности, не способствуют созданию эмоционально-положительной атмосферы, подавляют радостное настроение детей, вызванное предстоящим, снижают интерес. И не только формальные требования, но и замечания. Ведь не секрет: снижается эмоциональное радостное настроение, нарушается атмосфера сказочной таинственности.
Игры «сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические», игровые приемы, чтение стихов, песни, музыка, предложение придумать что-то необычное, загадочное - вот что поддерживает внимание, эмоциональный настрой детей. Положительные эмоции, заинтересованное отношение к деятельности вызывает и то, что на своих занятиях часто предоставляется детям свобода выбора - выбора темы рисунка, материала для изображения, цвет фона. При рассматривании детских работ проводим анализ. Стараемся выяснить по качеству, общему колориту работы, в каком настроении пребывал тот или иной ребенок. Так, анализируя рисунки детей стараемся заглянуть в душу каждого ребенка, в его внутренний мир, и если это требуется, идем ему навстречу советом. Доверительной беседой или просто ласковым словом.