Марианна Карлсен
Открытый урок с учениками первого класса «Дифференциация звуков [с]-[з]»
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое логопедическое занятие по теме:
"Дифференциация звуков [С] – [З] в 1 классе
детский туберкулезный санаторий №17 города Москвы
Подготовила и провела: Карлсен М. В., логопед.
Цель: Закрепить умение различать на слух звуки «С» и «З» изолированно, в слогах, словах, фразах.
Речевые задачи:
• учить различать звуки «С», «З» изолированно, в словах, словосочетаниях
и правильно обозначать их на письме;
Темочки:
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• развивать правильное речевое дыхание;
• развивать фонематические представления,
зрительное восприятие, память,
словесно-логическое мышление;
• развивать навыки самоконтроля;
• формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи в процессе выполнения упражнений;
• формировать установку на выполнение
артикуляционной гимнастики, физкультминутки.
Оборудование: индивидуальные зеркала, фланелевые буквы С,З; карточки с буквами С,З; Два круга со стелкой в центе С или З по краю (как на часах) А,О,У,И,Ы;
предметные картинки, в названии которых есть звуки «С», «З»;
индивидуальные карточки со словами с пропущенными звуками «С», «З»; тетради, ручки, цветные карандаши;динамик, музыка для физкультминутки, магнитная доска.
- Две корзинки «С», «З».
Ход занятия
1. Организационный момент:
– Здравствуйте, ребята!
– Рада видеть вас на уроке логопедии. Чем мы занимаемся на этом уроке?
Отвечайте “да” или “нет” на мое утверждение:
Очень любим мы учиться – …
И, конечно же, лениться – …
Выполняем все задания – …
Очень любим опоздания – …
Читаем, пишем, рассуждаем – …
Дисциплину нарушаем – …
Всем успехов пожелаем – …
И урок мы начинаем!
– Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!
2. Работа по теме: Сообщение темы и целей занятия.
Логопед: Ребята, сейчас я назову слова, а вы определите первый звук каждого слова.
Логопед: заяц, звон, зонт;
– Какой первый звук в словах? (Звук З.)
Логопед: стул, собака, сад.
– Какой первый звук в словах? (Звук С.)
Логопед: Сегодня на занятии мы будем закреплять ранее пройденный материал, повторять звуки «с-з»
О каких звуках мы с вами будем говорить и учиться их не путать? Дети: «С-З»
3. Возьмите зеркала. Что мы делаем, чтобы правильно произносить эти звуки?
- с-с-с-накачиваем насос,
(засвистел ручной насос,накачает сто колес)
з-з-з- песенка комара.
(через лес комар летит,звонко,звонко он звенит)
• Губы слегка растянуты в улыбке.
• Зубки сближены, но между ними должна быть щель.
• Кончик языка широкий и находится за нижними зубками
• И воздушная струя, если поставить ладошку, должна быть холодная
• Единственная разница, что при произнесении звука З добавляется голос.
Логопед- ребята. Как вы думаете чем похожи эти звуки?
-оба согласные
Логопед: А кто скажет почему мы называем звуки «с-з» согласными?
-Потому что их нельзя петь и тянуть и когда мы их произносим. Воздух встречает преграду.
Логопед: Чем отличаются звуки «с-з» друг от друга
-С-глухой З-звонкий.
А почему мы говорим что звук «З»- звонкий?
звук «З»-голосок не спит - потому что когда мы произносим
звук «С» –голосок спит рука на горле.
Итак- звук «С» -согласный, твердый, глухой
«З» -согласный, твердый, звонкий.
Логопед: Вы справились с этим заданием. Молодцы!
4. Логопед: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться различать звуки «С и З» и отправимся в путешествие в страну звуков С,З.
– Путешествовать отправимся! Готовы! Поехали! ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ
ОСТАНОВКА!
Игра: “Поймай звук”. Встали напротив друг друга.
Изолированно:
Слышим «С» –хлопаем, «З» – приседаем.
В слогах:
За, са, сы, со, зу,, зы, су;
злу, сло, злы, сли.
В словах:
Зубы, самовар, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, заяц.
Молодцы поехали. Садимся.
5). Артикуляционная гимнастика:
Станция «Послушный язычок». Чтобы красиво произносить звук
– сделаем гимнастику для язычка: ВОЗЬМИТЕ СВОИ ЗЕРКАЛА
– друг другу улыбнулись, сделали губами трубочку – надуваем шарики.
– Жил веселый язычок, выглянул в окошко, посмотрел направо, налево, вверх, вниз, пощелкал, облизал вкусное варенье (вправо, влево). (дети повторяют за логопедом).Пожуем язычок. Покачаем на качелях.
Какие звуки мы учимся различать? ДЕТИ: «С-З»
Мы с вами знаем много упражнений, но для наших звуков С-З нужны именно эти. Самые важные.
Молодцы!
Поехали дальше.
6.) Следующая станция “Слоговая”. Взяли по колесику.
У тебя звук «С». У тебя-«З».
Читаем по очереди- СА-ЗА-СО-ЗО и т,д.
Поменялись! Осанка, ПЛЕЧИ. Спинки!
– Молодцы, поехали дальше!
7.) Станция «Измени слог».
Я говорю слоги на «С», а вы меняете «С» на «З».
Са-за
Со-зо
Су-зу. Обратно-
аз-ас
уз-ус
оз-ос
8.) Станция: «Письменная». Откройте свои тетради.
Напишите тему занятия: «Буквы С-З».
Кто ответит: что такое звук,а что такое буква?
Звук мы слышим и говорим, букву мы пишем и читаем.
Буквой мы обозначаем звук на письме.
Инструкция: – Пишем под диктовку. Я говорю слоги, а вы их записываете.
Лексический материал:
за, зу, са, зо, сы, зы, со,су,зы.
Ты подчеркиваешь слоги с буквой С, а ты- с буквой-З
Идем от простого к сложному. Поехали дальше!
9.) Станция: «Угадай-ка»
Логопед: Сюрприз- потрогайте буквы. Какая у тебя? А у тебя?
Я говорю слова и показываю картинки.
Если слово с вашим звуком, вы поднимаете свою букву,
и говорите, как будет много.
Например- ананас, твоя-ты поднимаешь букву и говоришь-ананасы.
Понятно? Начали! Сова, Стакан, автобус, ананас, лиса;
зонт, заяц, замок, ваза, гнездо.
10. Физкультминутка: под музыку
11.) Станция: «Игровая». Корзинки с картинками.
У тебя корзина со звуком- «С», у тебя со звуком- «З».
Я показываю картинки, со своим звуком вы забираете.
Говорит тот, кому она нужна!
Молодцы! Выкладывайте свои картинки. Посчитайте их.
Назовите слова, выделяя свой звук.
И называете, где звук находится- в начале, в конце или в середине.
Наклоните головки, закройте глазки. Я меняю по одной картинке. Что изменилось? Молодцы.
Поехали дальше- не встаем. чух-чух!
12.) Следующая станция: “Чистоговорочная”.
Спинки выпрямили!
Мы научились правильно говорить звуки С и З – давайте красиво проговорим чистоговорки. Приготовили -Кулак-ладошка
• за-за-са -вот бежит лиса
• са-са-за – вот идет коза
• сы-сы-зы – нет у нас козы.
Обратный слог: Две ладошки перед собой, одну повернули.
• аз-аз-ас-у нас дома ананас
• Оз-оз-ос- у Сани в сумке есть кокос.
• Ос-ос-оз- мы пасем стадо коз
Молодцы! Едем дальше.
13.) Станция: «Доскажи словечко», картинки- суп-зуб; коса- коза.
Инструкция: – Вставьте нужные по смыслу слова.
1. Дети ели вкусный … зуб, суп.
У Зои разболелся …
2. У Зои русая … коса, коза.
В сад забрела…
Когда дети отвечают правильно, логопед говорит: «Нет, дети ели вусный зуб….может так?» Дети: «НЕТ, суп»
14. Итог урока : “ Мы с вами совершили увлекательное путешествие, и я надеюсь, что оно вам понравилось”.
Сегодня мы с вами научились различать звуки «С» и «З» изолированно и в словах, правильно обозначать их на письме.
15. Рефлексия.
Логопед: “Сейчас я вас попрошу, оценить свою работу.
Если вы были активны во время путешествия, старались выполнять задания, поднимите ладошку раскрытую - солнышко, если вам было тяжело выполнять задание, или вы мешали команде, поднимите кулачек.
А теперь посмотрим, как гости оценили наше занятие.
– Ребята! Вы молодцы! Вы очень хорошо выполняли все задания. Я надеюсь, что мы еще ни один раз совершим такие же увлекательные путешествия”.
Вы сегодня молодцы!