Получи документы

«Выделение деепричастного оборота запятыми». Открытый урок по русскому языку в 7 классе

Люба У
«Выделение деепричастного оборота запятыми». Открытый урок по русскому языку в 7 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : Деепричастный оборот. Выделение деепричастного оборота запятыми.

Цели:

• познакомить с графическим обозначением деепричастного оборота в предложении;

• формировать практические навыки и умения, устанавливать границы деепричастного оборота;

• воспитывать детей в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи.

Задачи:

Образовательные:

Формирование навыков постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах;

Формирование умений различать причастные и деепричастные обороты;

Публикация «„Выделение деепричастного оборота запятыми“, Открытый урок по русскому языку в 7 классе» размещена в разделах

Развивающие:

Развитие критического мышления;

Развитие внимания;

Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитательные:

Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование : компьютер; медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной презентации; колонки; маршрутные листы.

1. Организационный этап

Добрый день, ребята. Я не перестаю удивляться тому, как много происходит необычных вещей в нашей жизни. Ещё вчера мы представления не имели друг о друге, а уже сегодня мы с вами – одна команда. Меня зовут Люба Борисовна, я очень рада знакомству с вами.

Девизом нашего урока станут слова : Учась, радуюсь; радуясь, учусь ( на доске эпиграф записан без знаков препинания: учась радуюсь; радуясь учусь). Как вы понимаете значение этих слов? (ответы детей).

Мы с вами сегодня будем работать в группах, для этого вам следует соблюдать основные правила (написаны на доске) :

- работать дружно

- уважать товарищей

- слушать каждого члена группы внимательно, не перебивая

- говорить коротко и понятно

- поддерживать друг друга, несмотря на разногласия

- распределять обязанности.

Работать мы с вами будем в маршрутных листах, они лежат перед вами. Подпишите их, пожалуйста. Если вы что-либо запишите в них неправильно, сделайте исправления при помощи красной ручки.

2. Повторение изученного. Определение темы урока. Определение целей урока.

Для того, чтобы повторить ранее изученные темы, мы начнем работу в группах.

1 группа: Ваша задача на основе предложенного текста составить схему на отдельных листах, которые лежат перед вами, и по ней рассказать о причастии.

Текст: Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. Причастия отвечают на вопросы какой? Какая? Какие? Что делающий? Что сделавший? Что делаемый? Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. Как глаголы имеют вид и время (настоящее и прошедшее). Как прилагательные могут изменятся по числам, падежам и только в единственном числе по родам. Основные суффиксы причастий: ущ (ющ, ащ (ящ, вш, ш, ем, ом, им, нн, енн(ённ, т. В предложении причастие чаще всего является определением, но может выступать и в роли сказуемого. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастный оборот на письме с двух сторон выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.

2 группа: На основе предложенного текста составить схему и по ней рассказать о деепричастии.

Текст: Деепричастие – это самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав?как? когда? Деепричастия имеют признаки глаголов и наречий. Они, как и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида. От наречий они взяли неизменяемость, именно поэтому у деепричастий нет окончаний, они оканчиваются суффиксом а (я, в, вши, ши. В предложении являются обстоятельством.

3 группа: вы работаете с данным вам текстом. Вам нужно расставить знаки препинания.

Текст: 2024 год – особый год для нашей страны. 79 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Событие, являющееся столь памятным для нашей страны, не могло быть не отмечено Указом президента. Об этих днях забывать нельзя. Забывая о них, мы забываем наших предков.

- итак, 1 группа представит нам свою схему и расскажет о причастиях.

- 2 группа расскажет по схеме о деепричастиях.

- чем отличаются схемы 1 и 2 группы?

- 3 группа прочитает текст с расставленными знаками препинания (текст отображается в презентации)

- почему вы поставили две запятые в 3 предложении?

- что называется причастным оборотом?

- в каких случаях он выделяется на письме запятыми?

- давайте проверим правильность расстановки знаков препинания (высвечивается текст с расставленными знаками препинания)

- в 5 предложении тоже нужно поставить запятые. Но есть ли здесь причастия?

- какая часть речи здесь вам встретилась?

- какое предположение мы можем сделать?

- что помешало нам правильно расставить знаки препинания?

- давайте сформулируем цель сегодняшнего урока? Запишите в маршрутных листах.

- исходя из цели, назовите тему урока. Запишите в маршрутных листах.

3. Изучение новой темы.

- Скажите, ребята, на основе последнего предложения и знаний о правилах выделения запятыми причастного оборота, можем ли мы сделать вывод о расстановке знаков при деепричастном обороте?

Я предлагаю вашему вниманию Дерево предсказаний. Мы с вами на его ветках запишем наши предположения о расстановке знаков препинания, а в конце урока сравним результаты и сделаем выводы (заполняется дерево)

Давайте обратимся к схеме, представленной на доске, и сделаем вывод о правилах выделения запятыми деепричастных оборотов. Переверните маршрутные листы. Прочитайте правило.

Для того, чтобы закрепить новую информацию, мы выполним творческое задание. Перед вами лежат конверты, в них слова и знаки препинания. Возьмите по одной карточке, пожалуйста. Ваша задача – составить предложения из этих слов. Первое слово написано с большой буквы, чтобы составить предложение, вам нужно пересесть в нужном порядке.

1 группа: деепричастный оборот стоит в начале предложения.

Предложение: Путешествуя по Земле, учёные открыли новый материк

2 группа: деепричастный оборот стоит в середине предложения.

Предложение: На нём, расположившись на берегу, живут пингвины

3 группа: деепричастный оборот стоит в конце предложения.

Предложение: Учёные рассказывают о материке, называя его Антарктидой

- Молодцы, все предложения построены верно. О каком материке мы сейчас узнали из предложений?

- Ребята, как вы думаете, почему я о нём спросила?

Давайте вернёмся к первому заданию 3 группы. Мы говорили о том, что в 2024 году наша страна отметила великую дату – 79 годовщину со дня победы в Великой Отечественной войне. В России есть традиция каждый год объявлять годом чего-то. Годом чего был объявлен 2024 год? Правильно. Годом семьи.

Традиционно каждый год Президентом выбирается тема, определяющая приоритетное направление работы Правительства. Планируется 2025 год посвятить 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, об этом предварительно объявил президент на заседании Совета глав Содружества независимых государств в Астане. На этот период главой государство определено приоритетное направление в виде единства в борьбе с нацизмом.

Но говорить в этом году мы будем не только об этой дате. В 2025 году грядет много юбилеев, одним из которых является 205-летие со дня открытия Антарктиды. Я считаю, что об этом загадочном материке вы должны узнать больше. Поэтому советую обратиться вам к сайту Библиотека «Арктика и Антарктида».

- Давайте сделаем вывод, как расставить знаки препинания при одиночных деепричастиях. Ребята, иногда трудно определить, перешло ли то или иное деепричастие в наречие. В этом вам может помочь интернет-портал Грамота. ру. здесь вы сможете найти ответы на любые вопросы, касающиеся русского языка.

4. Закрепление изученного

Сейчас каждая группа выполнит задания.

1 группа: вам нужно в тексте, написанном в маршрутных листах, красной ручкой обвести только одиночные деепричастия, которые нужно выделить запятыми.

2 группа: из данных вам карточек соберите в корзину только те, которые будут соответствовать деепричастным оборотам, имеющимся в этом тексте.

3 группа: я диктую утверждения о каждом предложении, вы обведёте красной ручкой только те номера предложений, утверждения к которым будут верными.

Текст: 1. Имея площадь в 14 млн. кв. км, Антарктида практически полностью покрыта снегом и не принадлежит не одной стране в мире. 2. Располагаясь на самом юге Земли, Антарктида совпадает с Южным полюсом. 3. Проведя исследование, учёные установили, что Антарктида является самым высоким материком. 4. Ледниковые горы, возвышаясь, делят Антарктиду на две части. 5. Выпадая в твёрдом виде, осадки никогда не таят.

6. Находясь под толстым слоем льда, здесь протекают пресные озёра. 7. На поверхности земли, ослепляя, раскинулась ледяная равнина. 8. Самыми известными жителями Антарктиды являются пингвины. 9. Создавая семьи, они расселяются по побережью. 10. Уплывая, они всегда возвращаются к своему гнезду.

Утверждения для 3 группы:

1) имея площадь в 14 млн. кв. км. – это деепричастный оборот, который нужно выделить с двух сторон запятыми.

2) Располагаясь на самом юге Земли – это причастный оборот

3) Проведя исследование – это грамматическая основа предложения

4) Возвышаясь – одиночное деепричастие

5) Выпадая в твёрдом виде – это деепричастный оборот, который выделяется запятой.

6) Находясь – это одиночное деепричастие.

7) Ослепляя – это обстоятельство.

8) в этом предложении нет деепричастных оборотов.

9) Создавая семьи – деепричастный оборот, который не нужно выделять запятыми.

10) Уплывая – одиночное деепричастие, которое нужно выделить запятой.

Итак, проверим вашу работу. Возьмите в руки ручки, вместе расставим знаки препинания.

- давайте вернёмся к нашему Дереву предсказаний. Все утверждения, записанные нами, были правильными?

- я предлагаю составить новую, правильную схему по методу «Фишбоун». Перед нами скелет рыбы. Голова – это тема урока (записываем, Верхние кости – это разбираемые понятия (деепричастный оборот и одиночное деепричастие). Нижние кости – действия, которые нам нужно выполнить при расставлении знаков препинания (проверить, не является ли фразеологизмом, нет ли однородных деепричастий или деепричастных оборотов, не перешло ли деепричастие в наречие). Хвост – это итог нашей проверки (выделяем с двух сторон запятыми)

5. Рефлексия

А теперь давайте вспомним девиз урока : учась, радуюсь; радуясь, учусь. Как вы думаете, почему учёба должна быть в радость? Как здесь нужно расставить знаки препинания?

Я очень рада тому, что познакомилась с вами. Сегодня, работая в таком дружном коллективе, я получила настоящее удовольствие. А как для вас прошёл урок? Я прошу вас поставить плюс в последнем квадратике красной ручкой, если на сегодняшнем уроке вы учились, радуясь. Если вы не испытали положительных эмоций, поставьте минус синей пастой.

А теперь настало время оценить вашу работу. Ребята, вы все работали очень хорошо. И так как, это у нас не обычный урок, а урок дружбы, взаимопомощи, взаимопонимания, я не хочу ставить вам обычные оценки в виде пятёрок, четвёрок и т. д. Сегодня всем я ставлю лайки и хочу подарить каждому из вас частичку своей души в виде вот таких сердечек, которые я сама изготовила для вас.

Надеюсь этот урок был для вас полезным.

Публикации по теме:

Открытый урок по русскому языку «Творчество А. С. Пушкина» в 10 классе туркменской школы Цель урока: 1. Обучающая - дать понятие о выдающимся поэте А. С. Пушкина. - Формировать навыки устной, письменной и разговорной речи. 2 .Воспитательная.

Открытый урок по русскому языку в 10 классе туркменской школы «День космонавтики» Тема урока:, День космонавтики! ". Цель урока: Обобщить, закрепить знания представления в мире о первом космонавте Ю. А. Гагарина. Задача.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Выделение деепричастного оборота запятыми». Открытый урок по русскому языку в 7 классе
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 11:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Выделение деепричастного оборота запятыми». Открытый урок по русскому языку в 7 классе» (включая файлы) размещена пользователем Люба У (УИ 3477561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД