Диана Мамаева
Открытый урок по математике «Письменное деление чисел на числа, оканчивающиеся нулями»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Письменное деление чисел на числа,
оканчивающиеся нулями. Закрепление.»
Тип урока : закрепление изученного материала
Целепологание: совершенствовать умение письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями
Обучающая: закрепить письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями;
Формировать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память;
Публикация «Открытый урок по математике „Письменное деление чисел на числа, оканчивающиеся нулями“» размещена в разделах
- Математика. Деление чисел. Конспекты уроков
- Математика. Конспекты уроков
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
развивать мыслительные операции: аналогия, обобщение.
Воспитывающая: воспитывать активность, усидчивость, интерес к уроку, умение работать индивидуально и коллективно.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся продолжат знакомиться с письменным делением на числа, оканчивающихся нулями;
усовершенствуют умения решать задачи;
Метапредметные:
регулятивные - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
познавательные - ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию, оценивать правильность решения примеров, выбирать из предложенных вариантов более рациональное;
коммуникативные - продолжать развивать у учащихся умение вести диалог с учителем, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
Личностные: развивать положительное отношение учащихся к изучению математики, развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.
Оборудование: учебник: М. И. Моро, М. А. Бантова - Математика 4кл., 2 ч., учебная презентация.
•
• иллюстрации к сказке
• карточки с дифференцированными заданиями, текстом задачи
• геометрический материал.
Ход УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Сегодня необычный урок математики. На нем все ученики класса отправятся в волшебный мир сказки. Если вы отгадаете загадку, то узнаете главного героя.
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный:
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?.
Дети. Буратино!
У. Буратино по-итальянски – деревянная кукла. Ребята, как называется сказка и кто ее написал?
Д. Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
У. Какие еще рассказы он написал?
Д. «Сорочьи сказки», «Русалочьи сказки».
У. Если вы сегодня будете хорошо работать, то узнаете тайну Золотого ключика. Вы хотите узнать тайну? Итак, сказка начинается.
II. Устный счет. «Числовая цепочка»
У. Отправляясь в Страну дураков, Буратино попадает в дремучий математический лес. Давайте ему поможем найти тропинку. Для этого мы должны поработать устно.
Минутка чистописания.
Даны числа. 3809 9008 1045 1608 16789
Расположите данные числа в порядке возрастания и запишите их.
Повторение нумерации.
На доске ряд чисел : 60781, 70782, 80783, 90784, 100785.
- Прочитайте числа. По какому принципу построен данный ряд? (в порядке убывания)
- Найдите «лишнее» число. (100785). Докажите. (Это число шестизначное.)
- Дайте характеристику числу 100785. Разложите его на разряды.
- Пропишите всю строку данное число, правильно записывая в клетке каждую цифру.
3. Устный счет.
Найди сумму чисел 8419 и 7000
Увеличь число 490 в 100 раз
Назови наибольшее пятизначное число.
Сколько цифр в записи числа 65780345
Найди четвертую часть от числа 1250.
Вырази 2460 в часах
Найдите частное чисел : 30 и 3, 150 и 30.
Какое число надо разделить на 3, чтобы получилось 120?
Какое число надо разделить на 300, чтобы получилось 10?
(Взаимопроверка,оценивание)
III. Сообщение темы урока
У. Вот и нашел Буратино тропинку. Он пошел по ней, и она привела его к домику Мальвины. Мальвина пригласила Буратино в гости, напоила чаем и решила проверить его знания по математике. А тему урока выбрала на закрепление: «Письменное деление чисел на числа, оканчивающиеся нулями». Так как Буратино не ходил в школу, то с этой темой он не сможет справиться. Давайте ему расскажем и покажем, как нужно умножать и делить.
Работа над задачами
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают только ответы.)
• Собранные в саду яблоки разложили в ведра по 10 кг в каждое, при этом понадобилось 20 ведер. Сколько килограммов яблок собрали? (200 кг.)
•
• Автомат упаковывает 60 пачек эскимо за минуту, в каждую минуту поровну. Сколько эскимо автомат упаковывает за 9 мин? (540 сек.)
•
• В булочной до обеда продавали 350 батонов, а после обеда – 560 батонов. Сколько всего батонов продали за день? (910 б.)
• На товарной станции разгрузили 72 вагона с овощами, а с фруктами – в 3 раза меньше. Сколько вагонов с фруктами разгрузили? (24 в.)
•
• В математической олимпиаде участвовали 320 школьников. Они сидели в 8 комнатах, причем во всех комнатахсидело одинаковое количество учеников. Сколько школьников было в одной комнате? (40 ш.)
•
• В магазин привезли 240 букетов роз и 120 букетов гвоздик. Насколько больше привезли букетов роз, чем букетов гвоздик? (На 120 б.)
У. Ребята, посмотрите на Буратино. Как вы думаете, он научился делить и умножать начисла,оканчивающиеся нулями?
Д. Да!
У. А как вы догадались?
Д. Буратино улыбается.
У. Из каких геометрических фигур составлен Буратино?
Д. Из треугольников, квадратов, прямоугольников.
Самоопределение к деятельности
У. С математикой Буратино справился, а за плохое поведение Артемон запер его в темный чулан. У Буратино есть от чулана ключи, но он не знает, каким из них можно открыть дверь. А чтобы подобрать ключ к замку, нужно правильно решить примеры. Давайте ему поможем.
(На доске записаны примеры.)
22200: 300 47600:700
121500: 500 34400:400
55800: 600 276800:800
Сформулируйте задачи урока. (Закрепить знания с приёмом деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном есть нули.)
Дети выполняют задание.
У. Буратино выбрался из чулана и побежал по дороге. Но тут на него напали разбойники. Это лиса Алиса и кот Базилио решили его ограбить. Давайте поможем Буратино убежать от разбойников. Составьте по таблице задачу и решите ее устно.
На доске: Скорость 100 км/ч. Время? ч. Расстояние 300 км.
Д. Поезд едет со скоростью 100 км/ч. За сколько часов он пройдет расстояние в 300 км?
У. Чтобы узнать время движения,что нужно сделать?
Д. Нужно расстояние разделить на скорость.
300 : 100 = 3 (ч)
За 3 часа.
V. Физкультминутка
У. Ребята! Буратино немного устал, да и вы тоже. Давайте вместе отдохнем.
Ученик, одетый в костюм Буратино, проводит зарядку.
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай,
(Вращение туловищем вправо и влево.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком.
(Дети поднимают прямые руки над головой,
потом резким движением опускают их и отводят назад,
потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два.
(Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела.
(Дети садятся за парты.)
VI. Решение задач
У. Убегая от разбойников, Буратино добрался до пруда. Там он увидел Дуремара, который ловил черепашек. Буратино просит отпустить их, а Дуремар требует выкуп.
Давайте решим задачу Дуремара, и тогда он отпустит черепашек.
Учитель раздает детям карточки с текстом задачи. (Цветные карточки).
Карточка
Дуремар ловил пиявок в пруду прямоугольной формы, длина которого 25 м, а ширина 8 м. Сколько пиявок может поймать Дуремар, если известно, что на каждом квадратном метре пруда обитает 100 пиявок?
Один ученик работает на закрытой части доски, остальные в тетрадях. Далее осуществляется проверка.
Решение:
1) 25 x 8 = 200 (м2) – площадь пруда;
2) 200 x 100 = 20000 (п.) – может поймать Дуремар.
У. За спасение черепашек черепаха Тортила решила подарить Буратино Золотой ключик, который уронил в пруд карабас Барабас. Она вынесла три коробочки: красную, синюю, зеленую. На красной коробочке было написано: «Здесь Золотой ключик», на синей – «Зеленая коробочка пуста», а на зеленой – «Здесь лежит гадюка».
Учитель прикрепляет на доску рисунки коробочек.
У. Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой – гадюка, а третья – пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит Золотой ключик, - он твой!» Где же лежит Золотой ключик?
Д. В зеленой коробке. Из надписи на синей коробке следует, что в ней что-то лежит, а из надписи на самоой зеленой коробке следует, что в ней лежит не гадюка. А так как, по словам Тортилы, лежать в коробке может лишь гадюка или Золотой ключик, то там находится Золотой ключик.
VII. Дифференцированная самостоятельная работа
У. Тортила отдала ключик Буратино. Давайте вместе дойдем до двери, которую надо открыть, и узнаем тайну Золотого ключика. У вас на партах карточки с заданием. Надо самостоятельно пройти через 3 столбика чисел так, чтобы, сложив их, в сумме получить 60.
На доске:
Игра проводится так: на доске вывешивается демонстрационная таблица с изображением Буратино, двери и столбиков чисел, а ученикам раздаются индивидуальные карточки, с которыми они должны работать во время игры. Ученикам нужно указать Буратино путь к двери.
Карточки вида:
Вариант I
X + X + X
X + X + X
X + X + X
X + X + X
X + X + X
X + X + X Вариант I
45 + X + X
45 + X + X
45 + X + X
45 + X + X
45 + X + X
45 + X + X Вариант III
45 + X + 11
45 + X + 9
47 + X + 11
47 + X + 7
49 + X + 9
49 + X + 7
Вариант I – детям с сильной подготовкой.
Вариант II – со средней подготовкой.
Вариант III – со слабой подготовкой.
Карточка-ключ у учителя:
45 + 4 + 11
45 + 6 + 9
47 + 2 + 11
47 + 6 + 7
49 + 2 + 9
49 + 4 + 7
У. Молодцы! Вы быcтpo cпpaвилиcь с этим заданием.
VII. Закрепление пройденного.
У. Вот мы и дошли до двери.
Учитель открывает сказочную дверь.
У. Ребята, здесь еще одно задание, но оно зашифровано. Давайте расшифруем его и узнаем тайну. Для этого нужно решить примеры «по цепочке».
Учитель дает ученику карточку с примерами. Ученик устно решает первый пример, берет на столе у учителя карточку с правильным ответом, на обратной стороне которой написаны буквы, и выставляет ее на наборное полотно. Затем карточка с заданием передается «по цепочке».
Карточка с примерами
450 x 10
250 : 10
38 x 100
530 : 10
320 x 10
6 x 100 8 x 10
7 x 10
120 : 10
480 : 10
3600 : 100
720 : 10
Д. 4500 25 3800 53 3200 600 800 70 12 48 3672
В з н а н и и – с и л а
У. А теперь Буратино перевернет все карточки с ответами и прочитает нам тайну.
Ученик в костюме Буратино выходит к доске.
Буратино. В знании – сила.
У. Что это за предложение?
Д. Пословица.
У. Вы согласны с ней?
Д. Да!
У. А как вы понимаете смысл этой пословицы? Почему сила в знании?
У. Я тоже согласна. Если бы мы не выполнили все задания, то никогда бы не узнали тайну Золотого ключика.
IX. Итог урока
У. Чему мы научили Буратино? Что вам особенно понравилось на уроке? При выполнении какого задания вы испытывали трудности?
Дети отвечают на вопросы.
У. Какое настроение у вас после урока? Выразите его на лице у Буратино, рисунок которого находится у вас на парте.
Дети выполняют задание.
У. На этом наш урок закончен. Мы узнали тайну Золотого ключика. Вы все были внимательны и активны. Благодарю вас за работу.
Самооценка, оценка лучшего ученика на уроке.