Галина Горькавая
Открытый урок «Как люди открывали Землю» в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
Класс : 5 класс
Тема урока : «Как люди открывали Землю (2)»
Цель урока : Продолжать знакомить учащихся с Великими географическими открытиями и их роль в развитии географии.
учебная: сформировать у учащихся представление об Великих географических открытиях и показать её роль в развитии географии.
воспитательная: привитие учащимся уважительного отношения к культуре, традициям других народов; воспитывать стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Публикация «Открытый урок „Как люди открывали Землю“ в 5 классе» размещена в разделах
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
развивающая: способствовать развитию умения работать с текстом, картой, дополнительной литературой, развивать навыки как самостоятельной работы так и в группах.
деятельностная: приобретение умений анализировать положительные и отрицательные последствия Великих географических открытий.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах;
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Предметные: формирование представлений о географических открытиях, знакомство с выдающимися мореплавателями древности и средневековья, формирование умения работать с контурной картой.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, атлас для 5 класса, индивидуальные карточки с заданием для работы в парах, самостоятельно.
Ход урока:
№ п/п Этап УУД Деятельность Время
учитель ученики
1 Орг. Момент
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки Познавательные:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности.
Коммуникативные:
Умение слушать. Здравствуйте! Давайте проверим все ли у вас на партах (дневник, учебник, тетрадь, пенал, атлас). Все готовы присаживаетесь.
Первым делом гоним лень. Путешествуй, начинай и активно отвечай. (слайд 1)
Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.
1мин
2 Актуализация знаний Личностные УУД: формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Познавательные УУД: умение анализировать и обобщать факты.
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. Скажите, ребята вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. Дети, когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? (Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? (Это багаж наших знаний). Ребята, а сейчас вам в парах нужно обсудить 2 вопроса. 1)Вспомните, как люди в древности представляли себе Землю? 2)Какие открытия совершены в эпоху Средневековья (если все сделали не забываем ставить на полях «+» или «-») делаем самооценку
Ребята, давайте вспомним каких мореплавателей вы уже знаете и помните с прошлого урока
Васко да Гама, слайд 2
Фернан Магелан, слайд 3
Марко Поло и Афанасий Никитин, слайд 4
Христофор Колумб слайд 5
Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь. Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации.
Ученики готовят ответы на вопросы в парах
3-5 мин
3 Целеполагание и мотивация Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; умение находить несколько вариантов решения проблемы;
Личностные УУД: формировать умение способности к саморазвитию.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать учебную тему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; извлекать необходимую информацию.
(слайд 6)
А давайте, еще отгадаем, какие открытия сделали мореплаватели, к примеру из тех кого уже знаете Х. Колумб.
Ребята, посмотрите, у меня на слайде Черный ящик!
В черном ящике лежат три вещи, которые Христофор Колумб привез из Нового Света! Что это может быть?
Вы имеете право на три подсказки.
В ходе беседы по мере необходимости учитель озвучивает приведенные ниже подсказки
1. Вещь, сделанная из “эль оро бланко” или белого золота привезли в подарок испанской королеве, но она не оценила этот дар. Зато современные мужчины и мальчики его очень ценят. Теперь они его гоняют по двору. (Мяч)
2. Европейские дамы почитали его пригодным лишь на букет, Петр I увидел в нем “второй хлеб” для России. Мы почти каждый день употребляем этот овощ в пищу. (картофель)
3. Её Колумб назвал “индийским зерном”, кормом скоту, а мы ценим её достоинства при походе в кино. (попкорн-кукуруза)
делаем самооценку
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.
Тема урока : «Как люди открывали Землю (2)». (слайд 7.)
Зная тему, сформулируйте цель урока.
Цель: продолжить изучение великих географических открытий (слайд 8) Ученики высказывают свои варианты
Ученики
формулируют тему урока. Записывают в тетрадь.
Обсуждают и формулируют цель урока, записывают в тетрадь. 5мин
Изучение нового материала Познавательные:
Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины Исходя из темы нашего урока, чтобы вы хотели узнать?
Как продолжились открытия материков.
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно окунуться в текст учебника на стр. 13,14,и 15 .
Мореплавателя Френсиса Дрейка мы с вами изучим вместе и сделаем запись в маршрутный лист, а далее вам предстоит поработать в группах и продолжить запись в маршрутном листе выполняя задание № 2.
Слайд 9
1 группа – (Соня, Полина, Зоя,) - Герард Меркатор, Виллем Баренц; слайд, 10, 11
2 группа – Таня, Робия, Кира, - Абель Тасман, Джеймс Кук слайд 12,13
3 группа - Антон, Савелий, Степан,-, Фадей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев, Роберт Пири слайд 14,15
4 группа- Алина, Никита, Матвей, Никита -, Руал Амундсен, Тур Хейердал слайд 16,17
Учитель: После выполнения работы, один человек из группы делает отчёт, остальные заполняют маршрутный лист
Учитель: Незабываем делать самооценку (+) или (-)
делаем самооценку
Ученики высказывают свои версии.
Работают с информацией по учебнику.
1 5 мин
Физкультминутка Формирование ответственного отношения к своему здоровью. Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки. (слайд 18) 1 Антарктида – белый край!
Ты за мною повторяй!
Руки вверх, шире, ниже
Повертика головой, а теперь глаза закрой!
Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!
О тюленях, о китах, о суровых холодах!
А теперь глаза открой, возвращаемся домой!
1мин
Закрепление новых знаний А сейчас предлагаю вам выполнить тестовую работу.
На выполнение работы 5 минуты. Проверка с помощью ключа на слайде.
1. Началом эпохи Великих географических открытий считают плавание
А) Васко да Гамы
Б) Христофора Колумба
В) Фернана Магеллана
Г) Афанасия Никитина
2. В честь кого названо Баренцево море
А) Иван Москвитин
Б) Виллем Баренц
В) Семён Дежнёв
Г) Василий Поярков
3. Кто открыл Австралию?
А) Абель Тасман
Б) Фаддей Беллинсгаузен
В) Христофор Колумб
Г) Фернан Магеллан
4. Кто открыл Антарктиду
А) Фернан Магеллан и Васко да Гама
Б) Абел Тасман и Христофор Колумб
В) Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев
Г) Афанасий Никитин и Витус Беринг
5. Кто из путешественников покорил Южный полюс?
А) Семён Дежнёв
Б)Фернан Магеллан и Васко да Гама
В) Васко да Гама
Г) Руал Амундсен
(слайд 19) Ответ:1)Б 2)Б 3)А 4)В 5 Г)
делаем самооценку (обменяйтесь маршрутными листами)
Решают тест 7 мин
Этап подведения итогов. Рефлексия
Цель: подведение итогов. Самооценка собственной деятельности. Познавательные:
Оценка процесса и результата деятельности
Регулятивные:
Умение оценивать достигнутые результаты, умение слушать
Коммуникативные:
Уметь выражать свои мысли.
Итак, ребята, какая у нас тема урока? Какую цель мы поставили с вами вначале урока? Как вы считаете, достигли, ли мы поставленной цели?
А теперь давайте с вами оценим себя по критериям на слайде. Вы отмечали на каждом этапе на полях «+» или «-» подсчитайте «+»
(слайд 20)10 и более «+» = 5
6 -9 «+» = 4
3- 5 «+» =3
(слайд 21)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
«Нарисуй своё настроение».
Сегодня на уроке меня приятно удивили (Оценки)
Обучающиеся дают оценку своей работ всего класса и отдельных учеников, комментируют и выставляют отметки.
Высказывают свои мнения, чувства, рисуют смайлики
3мин
Домашнее задание
Цель: проведение инструктажа (слайд 22)
1. Работа на контурной карте. Обозначить маршруты путешественников на контурной карте – приложение в учебнике стр. 182-183
2. Составить кроссворд по теме «Великих географических открытий» (по желанию)
Учитель: Всем спасибо за урок. Записывают домашнее задание в дневник. 1мин