Гульчачак Фларитовна Кинзябаева
Открытый показ ООД по ФЦКМ в старшей группе «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержаниеОрганизационно образовательной деятельности по ФЦКМ (формирование целостной картины мира)
Тема: «Земля - наш общий дом»
Цель: формировать представления детей о многообразии жизни на земле. Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать уточнять и обобщать знания детей о флоре и фауне нашей планеты, обсуждать злободневные экологические проблемы, учить находить пути их решения.
Публикация «Открытый показ ООД по ФЦКМ в старшей группе „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Учить узнавать и называть птиц, рыб, зверей, запоминать интересные факты о них.
- Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе;
- Закрепить знания детей о животном, растительном мире и о рыбах родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.
Развивающие:
Развивать связную речь детей: продолжать учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
- Развивать образное и логическое мышление, память, зрительное внимание;
- Развивать диалогическую и монологическую речь;
- Расширять кругозор, воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, чувство ответственности за свою планету, желание ее охранять и оберегать.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин и иллюстраций о природе;
- Наблюдение за живой и неживой природой;
- Чтение и заучивание стихов.
Материалы и оборудование
Демонстрационный материал: Глобус, иллюстрации о бережном отношении с природой, презентация «22 апреля- Международный День Земли», песня «Земля-наш дом родной» Н. Б Караваевой; значки с изображением представителей рыб, зверей и птиц, жетоны, обручи 4 штуки для дидактической игры «Собери мусор»(Мусор, «Чистый воздух» (Картинки с изображением загрязнения воздуха, «По родному Башкортостану»(Картинки с изображением животного и растительного мира Башкортостана на липучках и магнитная карта РБ., экологические знаки, проектор, ноутбук.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Форма занятия - фронтальная.
Формы работы: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Методические приемы:
- словесные: (беседа, стихотворения, обсуждение, викторина).
- наглядные: демонстрация приема работы-практический метод;
- практические: физминутка, Д/и. «Собери мусор» (Мусор, «Чистый воздух» (Картинки с изображением загрязнения воздуха)
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними.
(Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Подарим друг другу хорошее настроение)
Дети: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
Здравствуйте гости!
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
(Дети садятся на свои места)
(1,2 слайд - изображение Земли.)
Воспитатель: - Доброе утро, уважаемые гости! Доброе утро, дорогие ребята! Мы собрались сегодня с вами для того, чтобы поговорить о самом главном в жизни - о нашем общем доме, которым является для нас …
(3,4 слайд) - Планета Земля! (Воспитатель показывает глобус)
(5,6,7,8 слайд) -Правильно! А все мы - дети Земли. И специально для того, чтобы люди всегда помнили о нашем общем доме, в Америке 1872 году был придуман новый праздник - День Земли. А началось всё с того, что один американец – Джон Мортон, хотел защитить деревья штата Небраска, которые вырубались для строительства домов и на дрова. Он предложил заняться озеленением, устроить День посадки деревьев и учредить приз тому, кто в этот день посадит большее количество деревьев. Только в первый день этой акции люди штата посадили около миллиона деревьев.
(6 слайд - изображение Джона Мортона).
-Позднее в 1882 году правительство штата учредило День дерева как официальный праздник. Отмечать его стали 22 апреля, в день рождения Джона Мортона. Международным этот праздник стал в 1990 году, когда в этой акции стали принимать участие люди разных стран мира, и поэтому этот праздник стали называть «Международным днём Земли». В России День Земли официально отмечается с 1998 года. А дерево стало основным символом этого праздника.
(9 слайд).
Этот праздник призван побудить людей быть внимательными к нашему общему дому — планете Земля.
(Ребенок читает стихи)
Прекрасна наша Земля. На ней есть жизнь.
На Земле много разных растений.
Разнообразен и мир животных.
На нашей планете живут прекрасные бабочки,
суетливые муравьи, грозные медведи и тигры,
удивительные жирафы с добрыми глазами
и много других животных.
У всех нас общий дом - планета- Земля!
(10,11,12,13 слайд) - 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, преодолев равнодушие в себе.
- Кто знает, какие экологические проблемы существуют в мире?
(Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы).
Воспитатель: Сегодня, в нашей группе мы тоже отметим этот праздник. Проведем Экологическую игру-викторину «Земля – наш общий дом»
В игре принимают участие три команды «Звери» (земля, «Птицы» (воздух) и «Рыбы» (вода).
(Вопросы предлагаются командам поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает жетончик. Команда, набравшая большее количество жетончиков, становится победителем. А ваши ответы, ваши знания будут оценивать уважаемое жюри.)
Физкультминутка «Земля – наш общий дом»
Вот Земля – наш общий дом,
(подняли руки вверх, соединили пальцы рук в виде «крыши»
Много есть соседей в нём:
(развели руки в стороны)
И мохнатые козлята,
(Зажимаем пальчики на каждую строчку)
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
(Показать на себя, а затем на соседа)
Воспитатель: Внимание! Начинаем нашу викторину!»
Разминка. По одному вопросу к командам.
- Какая вода на вкус море, реке, озере?
- Назовите несколько морских обитателей?
-Назовите детенышей лошади, коровы, свиньи
1 часть. «Как поступишь ты? Правила поведения в природе»
Вопросы команде «Звери»
1. В лес с собой надо брать:
-компас
-глобус
- карту
2. Костёр надо разводить:
- на поляне
- под деревом
3. Ветки для костра надо:
- ломать деревья
- поднимать с земли
4. Прежде чем уйти из леса или с поляны костёр надо
- залить водой
- засыпать песком
- засыпать торфом
Вопросы команде «Птицы»
1. Мусор нужно:
- взять с собой
- оставить на берегу
2. Что не разлагается в почве:
- полиэтиленовый пакет
- бумага
- угли
3. Грибы нужно есть:
- жареными или вареными
- сырыми
4. Увидев ежика, нужно:
- взять его домой или в руки
- пройти мимо
Вопросы команде «Рыбы»
1. Как правильно собирать в лесу ягоды?
- срывать кустики с большим количеством ягод
- только спелые ягоды
- рвать по одной
2. Увидев гнездо в траве, нужно:
- пройти мимо
- погладить, взять в руки, покормить птенцов
3. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, нужно:
- съесть их или взять с собой
- не трогать, пусть ими полакомятся лесные звери
4. В лесу надо:
- слушать громкую музыку
- вести себя тихо и сдержанно
2 часть. «Знатоки природы» :
Вопросы команде «Звери»
1. Как называется книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране.
а) Желтая
б) красная
в) синяя
2. Как называются большие участки лесов, степей, гор, где люди оберегают и сохраняют животных, редкие и ценные растения?
а) зоопарк
б) заповедники
в) санаторий
3. Кто быстрее всех летает?
а) ласточка
б) орёл
в) сапсан (320км/ч)
4. Где обитает стрекоза?
а) в лесах
б) вблизи водоёмов
в) в горах
Вопросы команде «Птицы»
1. Какая птица не умеет летать?
а) ласточка
б) пингвин
в) журавль
2. Самый крупный из всех медведей?
а) белый
б) гималайский
в) бурый
3. Самый сильный хищный зверь?
а) леопард
б) белый медведь
в) лев
4. Назовите зверька с самой драгоценной шкурой?
а) соболь
б) куница
в) шиншилла
Вопросы команде «Рыбы»
1. Какой цветок расцветает ранней весной?
а) Ромашка
б) Одуванчик
в) Подснежник
2. Какой из цветков самый большой по размеру?
а) Колокольчик
б) Тюльпан
в) Подсолнух
3. У какого дерева вместо листьев растут иголки?
а) Берёза
б) Ель
в) Липа
4. Какой из цветов сначала желтый, а потом пушистый и белый, и если на него дунуть, то в стороны летят маленькие парашютики?
а) Мать-и- мачеха
б) Одуванчик
в) Колокольчик
3 часть «Каждый может помочь природе».
Воспитатель: Ребята, а вы можете помочь природе? Как можно ей помочь? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас мы проверим как вы помогаете природе. (Дети играют игру «Собери мусор», «Чистый воздух» под песню «Земля-наш дом родной» Н. Б Караваевой.)
(После игры дети садятся на свои места)
Воспитатель: В правилах поведения в природе советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете, что это за советы?
(Дети заканчивают предложения.)
Отвечает команда «Звери»
Не разводи (костров в сухую погоду).
Не разоряй (муравейники).
Отвечает команда «Птицы»
Не пугай(птиц, не разоряй (гнезд).
Не убивай (жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми).
Отвечает команда «Рыбы»
Не рви лесные и полевые (цветы).
Не убивай (змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов).
Воспитатель: Ребята вы много знаете. Посмотрите, пожалуйста на мольберт, что на нем изображено? (ответы детей)
- Правильно карта Республики Башкортостан. Ребята, наш родной край богат растительным и животным миром. Вы знаете обитателей лесов, полей, степей.
Дидактическая игра «По родному Башкортостану» (животный мир деревья и растения, рыбы)
Игровая задача. Дети выбирают животное, растение, рыбу, прикрепляют на магнитную карту РБ.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: вот и мы с вами приняли участие в этом празднике.
- Что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Что вам понравилось, показалось интересным?
- Какого числа отмечают «День Земли»?
- С чьим именем связана история праздника?
- Почему возникла необходимость создать такой праздник?
Подведение итогов работы: Жюри подводит итоги.
(14,15 слайд) (Ребенок читает стихи)
Землю нужно охранять
Землю нужно охранять,
Всячески оберегать.
Горы, речки и поля —
Это все наша Земля.
Жизнь на ней ведь каждый час
Так зависит от всех нас,
Что забота наша ей
С каждым днем еще важней.
Поздравляю с Днем Земли,
Нашу Землю береги,
И она тебя в ответ
Защитит от разных бед!