Наталья Петровна
Конспект открытого занятия «Звуки вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки вокруг нас».
Цель: Музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности объединяя музыкальные и шумовые звуки вместе.
Задачи:
Образовательная:
• обучать представлению о звуке (характеристика, свойства, обогатить пассивный словарь
• звук, шумовой звук, музыкальный звук;
Публикация «Конспект открытого занятия „Звуки вокруг нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
• активизировать в словаре понятия: тихий - громкий; высокий - низкий; длинный – короткий
Развивающая:
• развивать познавательную активность;
• развивать чувства ритма.
Воспитательная:
• воспитывать выдержку и умение слушать ответы товарищей;
• формировать культуру слушания музыки.
Ход :
(Звучит музыка. Дети входят в зал и останавливаются возле стульчиков и поют).
Музыкальное приветствие:
М. р: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
М. р: Как ваше настроенье?
Дети: Очень хорошо!
М. р: Мы будем заниматься?
Дети: Да, да, да!
М. р: И будем все стараться?
Дети: Так же, как всегда!
(дети сели)
Вводная часть:
М. р. : Мы живём в прекрасном мире. Нас окружает множество простых и удивительных вещей. Чтобы общаться с этим миром, нам природой даны органы чувств, которые помогают полноценно воспринимать картину мира с его красками, звуками, образами. Назовите эти органы чувств человека.
Дети: нос, уши, глаза, язык, рот
М. р. : Для чего нужны нам эти органы? Как они помогают нам в восприятии окружающего мира?
Дети:
1. нос – для того, чтобы чувствовать запахи, нюхать, дышать;
2. глаза – для того, чтобы видеть, смотреть;
3. уши – для того, чтобы слышать звуки, речь, музыку;
4. язык – для того, чтобы определять и чувствовать вкус;
5. рот – для того, чтобы высказывать свои чувства, говорить).
М. р: Правильно! Итак, нас окружают образы и звуки. Вы можете себе представить, что в мире нет звуков вообще? Вот вы проснулись утром рано, хотите позвать маму, открываете рот, а звука нет, включаете телевизор, изображение есть, а звука нет, представляете? Ответом на вопрос будет стихотворение Усачёва «Звуки».
Дети:
Стихотворение «Звуки» А. Усачев
9. Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук :
10. Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
11. Как гуляет кот по крыше,
Как стучат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
М. р: Всё верно. Невозможно представить жизнь без звуков. Звуки нас окружают громкие и тихие, высокие и низкие. А ещё, они делятся. Вот послушайте.
12. Все на свете дети знают, звуки разные бывают :
Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка, лёгкий шелест ветерка.
13. Это –звуки шумовые, только есть ещё другие:
Не шуршание, не стуки –музыкальные есть звуки.
М. р: Звуки бывают разные : музыкальные и шумовые. Назовите шумовые звуки вокруг нас?
Дети: звуки улицы, гул машин, работа бытовых приборов, речь человека.
М. р: Назовите музыкальные звуки.
Дети: пение птиц, пение человека, звучание музыкальных инструментов.
М. р: Ребята! Как вы думаете, можно ли шумовой звук объединить с музыкальным?
Дети ответы.
М. р: Мы сейчас отправимся в нашу музыкальную лабораторию, в которой проведём опыты со звуками, где их услышим, увидим, почувствуем, пропоём, протанцуем и даже нарисуем. И самое главное узнаем, сможем ли мы объединить шумовой и музыкальный звуки вместе. А поедем мы на машине по улице, где можно услышать много разных звуков.
Звучит запись «Шум улицы, гудки машин».Дети берут рули и встают в четыре колонны.
Музыкально-ритмические движения «Бибика»
По окончании движений дети кладут в контейнер рули и одевают шапочки-нотки и проходят к месту№1. Стулья стоят в полукруг; по середине стоит стол, на котором лежат по две карточки-картинки на каждого.
М. р: Ребята, проведём с вами первый музыкальный опыт в дидактической игре «Что шумит, а что звучит?». Узнаем, можно ли услышать на слух шумовой и музыкальный звуки. При этом задействуем какой орган?
Дети: Ухо.
М. р: Перед вами на столе лежат карточки, возьмите каждый по две. На них изображены скрипичный ключ и кубик. Если вы услышите музыкальный звук, то должны поднять карточку со скрипичным ключом, а если услышите шумовой звук, то поднимите карточку с изображением кубика.
После предполагаемого ответа детей, на экране появляется правильный ответ.
Дидактическая игра «Что шумит, а что звучит»
• Слайд №1 звук открывающегося замка – изображение замка
• Слайд №2 звук : игра на скрипке – изображение скрипки
• Слайд №3 звук : скрип снега – изображение идущего по снегу человека
• Слайд №4 звук : игра на балалайке – изображение балалайки
• Слайд №5 звук : игра на гармони – изображение гармони
• Слайд №6 звук : сигнал автомобиля – изображение автомобиля
• Слайд №7 звук : хлопки в ладоши – изображение рук
• Слайд №8 звук : скрип двери – изображение двери
• Слайд №9 звук : игра на гитаре – изображение гитары
• Слайд №10 звук : тиканье часов – изображение часов
• Слайд №11 звук : игра на пианино – изображение пианино
Слайд №12 звук : дождь –изображение дождя.
М. р: Молодцы, ребята, справились с заданием. Попробуем объединить шумовой звук дождя с музыкальным. Послушаем отрывок «Вальса дождя» композитора Шопена.
Слушаем отрывок музыки «Вальс дождя» Шопена
М. р: Какие шумовые звуки объединились в прослушанном произведении?
Дети ответы.
М. р: Как вы думаете, а увидеть звук можно?
Дети ответы.
М. р: Проведём опыт №2 и попробуем увидеть звук.
Дети проходят на место №2 ковёр. Чаша накрытая пищевой плёнкой с мелкой карамелью-шарики.
М. р: Как вы считаете, звук можно увидеть?
Предполагаемые ответы детей
М. р: Учёные доказали, что звук – это волна, которая заставляет предмет дрожать. Посмотрите на столе стоит чаша покрытая плёнкой и на ней маленькие шарики. Сейчас мы проведём опыт№2 со звуком, в котором вы увидите, как волна заставит шарики дрожать. Ко мне подойдут (имена двоих детей). Вам надо приблизиться к чаше и произнести долгий звук «РРРРРРР».
Дети проводят опыт №2
«Чаша с шариками»
М. р: Ребята, что вы в этом опыте увидели?
Ответы детей.
М. р: Скажите, а можно ли почувствовать звук?
Ответы детей.
М. р: Для этого проведём опыт 3 и сделаем упражнение «Дрожалка». Положите ладони рук к себе на шею и произнесите звук ЗЗЗЗЗ.
Дети проводят опыт№3
Упражнение «Дрожалка»
М. р: Почувствовали вибрацию звука?
Дети: Да.
М. р: Ребята, да вы просто молодцы! А как вы думаете, можно ли нарисовать звук?
Дети ответы.
М. р: Попробуем нарисовать звук и проведём опыт №4. Переходим в следующий отдел (на зелёные точки)
Звучит запись «шум ветра».
М. р: Что вы, ребята, услышали?
Дети: Звук шум ветра.
М. р: Ветер гудит, в трубе шумит,
Очень страшно одному,
Ветер всё «У-у-у» да «У-у-у».
М. р. показывает схему.
М. р: Ребята, посмотрите на схему. Попробуем по ней изобразить с помощью голоса вьюгу. Если стрелка рисунка ведёт вверх, то мы изображаем звук громко. Если стрелка спускается вниз на схеме, то мы изображаем звук тише. Посмотрите пример.
М. р. поёт по схеме.
М. р: А теперь все вместе изобразим шум ветра по схеме.
Голосовое упражнение «Шум ветра»
М. р: Посмотрите, у меня обыкновенный лист и он издаёт какой звук?
Дети: Шумовой.
М. р: А сейчас попробуем объединить шум листа с музыкой.
Воспитатель раздаёт листы детям и проводят опыт 4
Бумажный оркестр
По окончании бумажного оркестра воспитатель собирает листы.
М. р: Ребята, напомните мне, что мы делаем в наших опытов?
Дети: В наших опытах мы объединяем шумовой звук с музыкальным.
М. р: А в танце мы можем объединить шумовой звук с музыкальным?
Дети ответы.
Воспитатель раздаёт фанерки-досточки. Дети их кладут на пол перед собой.
М. р: Сейчас мы с вами в танце попробуем шумовой звук топот объединить с музыкой.
Танец «Степ»
По окончания танца дети берут досточки, складывают их кучкой на пол и встают на точки.
М. р: В древние времена люди тоже общались друг с другом с помощью звуков, позднее, звуки сложились в слова, а слова соединили музыкальным звуком пением. Ведь без музыкальных звуков жизнь была бы скучной, а музыка несёт в себе добро, улучшает настроение, дарит радость. И сейчас, мы с вами споём красивую песню «Музыка».
Песня «Музыка»
М. р: Ребята! Мы сегодня слышали много звуков –это были музыкальные и шумовые.
Как вы думаете, получилось ли нам объединить музыкальный звук с шумовым в наших опытах?
Дети ответы.
В каких опытах и какие шумовые звуки мы объединили с музыкальными?
Дети ответы.
Какой опыт объединять звуки вам больше всего понравился?
Дети ответы.
М. р: Ребята, вы сегодня были очень внимательны, все старались и задания выполняли правильно. А теперь нам пора возвращаться в группу. Берём рули, всем до свидания!
Звучит музыка «Бибика», дети выходят из зала.