Мария Зимова
Открытое занятие в старшей и подготовительной группах «Мое село»
Цель: формирование знаний детей о родном селе.
Задачи:
Уточнить представления детей о родном селе Стремилово.
Формировать у детей понятие “малая Родина”.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину – родное село, желание сделать свое село лучше.
Прививать уважение и любовь к традициям и обычаям своей малой Родины – селу Стремилово.
Словарная работа: малая Родина, достопримечательность, немецкие захватчики, советские воины, герои войны.
Предварительная работа: беседы о родном селе Стремилово,
Публикация «Открытое занятие в старшей и подготовительной группах „Мое село“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Мой родной город. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
-рассматривание фотографий достопримечательностей нашего села;
- чтение и заучивание стихотворений о селе;
- рисование на тему «Памятник «Стремиловский рубеж»;
- беседы о селе Стремилово;
- словесные игры и сюжетно-ролевые игры детей,
-рассматривание альбомов о нашем селе и о людях, прославивших село в годы войны,
-поход к памятнику воинов и музей «Боевой Славы
Материал: мяч, мультимедийная установка для презентации «Мое село родное», игрушка-сердечко.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Нашу встречу я хочу начать с замечательной песни. Вы ее внимательно послушайте, подумайте и расскажите, о чем в ней поется?
Слайд №1 «Березки»
Песня «С чего начинается Родина» М. Бернес
О чем, ребята, поется в песне? (о Родине). У каждого человека на земле есть малая Родина. Ребята, а как вы думаете, что значит малая Родина?
- Малая Родина – это место, где мы родились и живем.
- Малая Родина – это наше село.
Малая Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, брат, сестра.
-Малая Родина – это место, где стоит наш детский сад.
- Малая Родина – это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Стих о своем родном селе расскажет :
1 ребенок:
Я люблю село родное,
Я люблю свой дивный край,
Дом на холмике высоком,
На окне цветёт герань.
Я люблю леса и речку,
И тропинку вдоль полей,
И пьянящий запах сена,
И жужжание шмелей.
Я люблю весны цветенье
И осенний листопад.
Я люблю зимы творенье,
Летний зной и снегопад.
Нет роднее в мире края
Где бы был так счастлив я.
Никогда я не забуду
Сердцу милые места.
2 ребенок:
Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт,
Выхожу из дома я, —
Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути:
"Ты скорей, дружок, расти!"
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
"Здравствуй, Родина моя!"
Слайд №2-карта
А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна. Здесь и леса, и горы, реки, города. А как наша страна называется? Верно, Россия. Все это наша большая Родина. А ребята у нас знают стихотворения о нашей Родине, давайте послушаем.
3 ребенок:
Родина
Это - край чудесный. там, где синь небес.
Золотое поле и зелёный лес.
Ручеёк звенящий и весенний гром.
Это - запах хлеба. это - отчий дом.
Родина родная, наша сторона.
Ты на всей планете - лучшая страна.
4 ребенок:
Родина
Это край чудесный
Там, где синь небес.
Золотое поле
И зеленый лес.
Ручеек звенящий
И весенний гром.
Это – запах хлеба.
Это – отчий дом.
Родина – родная
Наша сторона.
Ты на всей планете
Лучшая страна.
5 Ребенок:
Родина слово большое
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина
6 ребенок:
У каждого есть Родина своя
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть маленькое солнце.
На Родине заботы не томят;
На Родине и радостней поётся.
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть дом,
где он родился,
А где родился,
там и пригодился -
Вот так у нас в народе говорят.
У каждого есть Родина своя.
Слайд №3-село
Конечно же вы правы, у каждого человека есть своя Родина. Это то место в нашей стране, где мы родились и растем – это наше родное село, как же оно называется? (ответы детей)
Ребята, а вы знаете, что у каждого города есть свои символы? Это какие же? (ответы детей)
У каждого города есть свой флаг и герб. Но у нашего маленького села нет ни герба, ни флага, но мы любим наше маленькое село не меньше. Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать и предлагаю совершить экскурсию по достопримечательностям нашего села. Отправляемся в далекое прошлое. Село в годы войны.
Слайд №4 Стремиловский рубеж.
Кто расскажет об этом памятнике (рассказы детей)
Да ребята, в годы войны именно здесь советские войска остановили немцев, не пропустили к Москве.
Слайд №5 Бой.
Бой был тяжелый. Немцы рвались к Москве. Несмотря на ожесточенное сопротивление советских войск, враги приближались к столице. Тогда советское командование решило провести отвлекающий маневр на Стремиловском рубеже обороны – перейти в наступление.
Солдаты отбивали атаки немецких танков, подвергались жестокой бомбёжке. Погибло много солдат.
Слайд № 6: фото М. И. Левский.
В то время на Стремиловском рубеже держала оборону 17-я стрелковая дивизия. Сформирована дивизия была 02.07.1941 в Москве как 17-я Московская стрелковая дивизия народного ополчения (Москворецкого района, в нее вошли в основном рабочие и служащих завода имени Владимира Ильича, кожевенного завода, фабрики Гознак, камвольно-прядильной фабрики имени М. И. Калинина и некоторых других предприятий Москворецкого района. Одним словом рабочие с отсутствием боевого опыта и минимальной подготовкой к боевым действиям
Дивизия с боями отступала по Варшавскому шоссе. Солдаты отбивали атаки немецких танков, подвергались жестокой бомбёжке. К 25-му октября 1941 года осталось в живых 1420 человек.
Так же для укрепления обороны Стремиловского рубежа командованием фронта была направлена 26 танковая бригада, которой командовал полковник — Михаил Ильич Левский.
В этих боях погиб командир 26 танковой бригады полковник М. И. Левский.
Слайд № 7: фото К. П. Платонов.
Константин Платонов на своем самолете вел бой с немцами. Он громил фашистские войска и их технику под Москвой, Курском, Орлом, Смоленском и других городах. Вылетал не только днем, но и ночью. На его счету значатся 15 уничтоженных им вражеских самолетов, десятки танков, орудий, разбитых эшелонов с живой силой и техникой противника.
Указ о присвоении К. П. Платонову звания Героя Советского Союза вышел 13 марта 1944 года, а менее чем через месяц, 8 апреля, в возрасте 23 лет он погиб в авиакатастрофе.
Слайд №8. Улица Левского
Слайд №9. Улица Платонова
В честь героев названы улицы в нашем селе: улица Платонова, улица Левского
Слайд №10. памятник «школа «Леоново
Навек запомни! (отрывок, запись)
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты —
Рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел
И Родину сберег.
Это еще один памятник, который напоминает нам о войне. Что же было на месте памятника. Да, здесь была школа, но немцы разбомбили не только школу, но и все село Леоново.
Слайд №11. 12. Школа -памятник.
А где расположен этот памятник? Расскажите о нем (рассказы детей)
Ребята, мы прошлись по памятным местам.
Сейчас мы с вами отправимся в наше мирное время, но сначала отдохнем.
Поиграем в игру, я вам буду бросать мяч, вы будете ловить его и с ответом возвращать мне его обратно.
Игра с мячом: «Назови, какое наше село?»
«Какое наше село?» (небольшое, красивое, зелёное, чистое, с узкими улицами, низкими зданиями и т. д.)
Какие здания есть в селе (школа, церковь, ….
А какая главная улица в нашем селе (Улица Платонова)
А еще какие вы знаете улицы (Левского, Мира)
На какой улице находится наш д\сад?
Какие деревья растут в нашем селе?
Какие птицы прилетают в наше село?
Самый высокий дом. Сколько этажей?
Мы называем наше село родным. Почему? (высказывания детей)
Послушайте стих. Он так и называется «Родное село»
7 ребенок:
Село моё! Село родное!
Над нами — небо голубое.
Берёзок стройных полоса.
Алмазом светится роса.
Туман струится молоком.
Здесь мы живем. Здесь отчий дом.
Здесь моё детство протекает.
Здесь в люльке мать меня качает.
И ветер в камышах играет
Растет рябина под окном.
Село моё село! Наш дом!
8 ребенок:
Это край чудесный
Там, где синь небес.
Золотое поле
И зеленый лес.
Ручеек звенящий
И весенний гром.
Это – запах хлеба.
Это – отчий дом.
Родина – родная
Наша сторона.
Ты на всей планете
Лучшая страна.
Слайд №13. Школа- детский сад.
Рассказы детей о школе - детском саде. Это одно здание и находится оно на улице Платонова.
Слайд №14. библиотека- клуб.
Что делают в этом здании (рассказы детей)
Слайд №15. Амбулатория.
Расскажите, что это за здание? Зачем мы туда ходим? (рассказы детей)
Слайд №16. Магазины.
А зачем в нашем селе построили магазины? (рассказы детей)
Слайд №17. Это котельная.
Чтобы в домах была всегда вода, холодая горячая, нам нужна котельная, здесь качают воду и подают ее в наши дома. А чтобы еще и у нас шла теплая водичка, ее греют.
Слайд №18. Спортивные площадки.
Для его нам нужен стадион или спортивная площадка? (рассказы детей)
Слайд №19. Дома
Даже солнышко радуется, когда смотрит на наше село!
9 ребенок:
Малая родина-островок земли
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья,
Ласковая малая родина моя!
Физкультминутка:
(дети встают, не касаясь друг друга)
Солнце и небо (рисуем круг прямыми руками снизу вверх, с вверху вниз)
Море и речка (наклон с поворотом корпуса слева направо, в наклоне провести руками справа налево)
Скалы и горы (повороты влево вправо, одна рука на поясе, вторая козырёк над глазами)
Леса и поля (руки над головой, встать на носки, руки сложить в замок и сделать ногами пружинку)
Поле и пашня (присесть и постучать пальцами рук в одну и в другую сторону)
Луг и долина (наклоны в сторону с выносом руки, поочередно)
Доброе утро, (руки перед собой в стороны)
Родина моя! (скрестили на своей груди).
Игра –загадки.
Как называется здание, в которое дети приходят утром, занимаются, играют, а вечером их забирают домой родители? (детский сад).
2. Как называется здание, в котором мы можем купить продукты? (магазин).
3. Как называется здание, в котором живут люди? (дом).
4. Как называется здание, в котором лечат детей? (поликлиника, больница).
5. В этом здании мы можем отправить письмо или посылку? (почта).
6. Как называется здание, в котором продаются лекарства? (аптека).
Слайд №20-25. Игра «Что лишнее?»
А сейчас мы вспомним о растениях, которые растут в нашем селе и о птицах. Но не просто вспомним а поиграем.
1. Найдем тех птиц, которые не встретишь у нас в селе.
2. Найдем те деревья, которые не растут в нашем селе.
3. Каких животных не встретишь в наших лесах?
4. Найди животного, которое живет в наших лесах.
5. Найди дерево нашего села.
6. Какая птица прилетает в наше село?
Молодцы. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по нашей малой Родине.
Наш детский сад тоже можно назвать маленьким островком Родины. Ведь здесь мы с вами проводим очень много времени, вы растете, узнаете много нового.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- город, улица, дом, где он родился. Давайте же вспомним, за что мы так любим свою малую Родину – село Стремилово.
Игра “Передай сердечко и скажи словечко”
Дети говорят, за что они любят свое село и передают игрушку-сердечко.
Я люблю свое село, потому что оно красивое.
- Я люблю свое село, потому что оно зелёное.
- Я люблю свое село, потому что оно уютное и т. д.
Молодцы, ребята! Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая Родина –село Стремилово оставалось таким же прекрасным и только хорошело год от года?
Ответы детей: Любить свое село, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Ребята, наше путешествие по селу Стремилово подходит к концу, и на память о нашей встрече я хочу подарить вам маленький кусочек села Стремилово – фото села.