ИРИНА ШИЛЕНКОВА
«Животные Севера». Открытое занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему: «Животные севера»
Цель: Формирование у детей представление о животных севера.
Задачи:
Познакомить детей с животными Севера, месте их обитания; чем питаются расширять словарный запас по теме Север.
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным и к природе.
Материалы и оборудование: игрушка – медвежонок «Умка», предметные картинки с изображением животных севера, их детенышей, снежных гор.
Ход и содержание занятия.
Организационный момент:
Воспитатель: Дети, давайте настроимся на занятия и поздороваемся.
Дети: здравствуйте!
Собрались все детки в круг
Ты – мой друг, и я – твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Мы с вами передали наше хорошее настроение через ладошки. Как приятно – тепло, хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое настроение останется целый день.
Я сегодня пришла в детский сад не одна, смотрите, кого я встретила по дороге…. (игрушка – белый медвежонок).
Дети: медвежонок
А какого цвета медвежонок? (белого)
Воспитатель: только почему-то Медвежонок грустный. Давайте спросим у него.
Мишка: Я заблудился и потерял свою семью.
Ребята а что такое семья? Правильно это мама и папа. В семье любят друг друга переживают, воспитывают, для ребенка главные люди в жизни – родители, подарившие жизнь и воспитавшие его. Так же и для животных родители учат охотится добывать себе пищу и защищают от врагов.
Воспитатель: это очень плохо. Жалко медвежонка да ребята? Медвежонок потерял свою семью. Ребята, а давайте поможем медвежонку вернуться домой и найти свою семью? А где живет белый медвежонок и его семья?
Дети: на севере.
Чтоб помочь медвежонку мы отправимся в путешествие на северный полюс. А как нам туда попасть? Ребята смотрите это цветок. Ребята это цветик семицветик. Помните какие лепестки отправляли Женю на Северный полюс и обратно?
Ответы детей. Правильно
Воспитатель: А на Севере какая погода?
Дети: холодно, морозно и много снега.
Воспитатель: Давайте оденемся потеплее и поедем на север искать маму медвежонка. Давайте с вами вместе назовем те вещи, которые нам нужно надеть (показываю картинки, а дети называют).
Вот мы и готовы, отправляемся. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть, по-моему, вели. Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе.
Воспитатель: и вот мы с вами оказались на Северном полюсе. Что здесь вы видите?
(Демонстрация картинок) Снежные горы
Дети: Много снега.
Воспитатель: А снег какой?
Дети: Мягкий, пушистый, белый, холодный…
Воспитатель: А что еще на Севере бывает северное сияние?
Воспитатель: Давайте поищем здесь маму медвежонка, для этого нам нужно отгадать загадки.
Картинка 1. Морж
Кто в холодном океане,
Словно в теплой пенной ванне,
Может плавать и нырять,
Стаи льдинок разгонять?
Да! Такие виражи
Могут делать лишь. (Моржи)
Ответы детей.
Воспитатель: правильно дети. Это морж, посмотрите какие у него большие и острые клыки, моржи плавают в океане и питаются рыбой. Моржи являются одними из самых крупных ластоногих морских млекопитающих. У моржей всего два естественных врага: косатка и полярный медведь. Эти хищники в основном охотятся на детенышей моржей. Бивни моржа могут достигать 1 метра в длину.
Кожа моржа обычно составляет около 20 процентов от общей массы их тела. Под кожей расположен слой жира около 15 сантиметров толщиной, позволяющий животным сохранять тепло в ледяной воде. Питаются самыми разнообразными обитателями океана у шельфовых ледников: моллюсками, мягкими крабами,, креветками, морскими, и медленно двигающейся рыбой. Морж Моржиха Моржонок
А как зовут малыша моржа? (Моржонок)
Воспитатель: это семья медвежонка?
Ответы детей.
Ребята у нас физкультурная пауза
Физминутка
Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода — день. Убирают лодони
Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой — «крыша»
И океан покрыт весь льдом. Разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. Ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. Делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. Руки на поясе, стоят смирно
Отправляемся дальше.
Картинка 2. Олень
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
северный. (Олень)
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, молодцы. Северный олень – крупное и очень красивое животное. У него большие и красивые рога и маленький хвостик. Добывает себе пищу из-под снега – мхи и лишайники. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем. Оленуха. /, олень. олененок.
Воспитатель: А как зовут малыша у оленя? (олененок)
Это мама медвежонка?
Ответы детей.
Тогда отправляемся дальше.
Картинка 3. Тюлень
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он … (Тюлень)
Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?
Ответы детей. В. : правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.
Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин
В. : двигаемся дальше!
Картинка 4. Песец
В тундре есть отважный лис.
Он гроза для птиц и крыс.
Лис умеет строить город:
Лабиринт из многих норок,
А в пургу живёт в сугробах,
Но поймать его попробуй:
Он зимой белее снега,
Чтоб удобней было бегать.
Невидимка в белой шубке —
Хищник, остренькие зубки.
Лис охотник и хитрец называется … (песец).
Самка песца, щенок. Окрас: зимой мех песца имеет чистый белый цвет, он густой, пышный и длинный. Летом окрас тёмный со светлыми подпалинами. Песец всеяден, питается как животными, так и растениями. Однако его основу составляют мелкие грызуны, особенно лемминги, а также птицы. Питается как выброшенной на берег, так и добытой рыбой, а также растительной пищей: ягодами (черникой, морошкой, травами, водорослями (морской капустой). Иногда нападает даже на телят северного оленя, отбившихся от стада. Наконец, он поедает попавших в капканы зверей, не делая исключения даже для других песцов. Летом запасает в логове излишки пищи на зиму. Голос представляет собой тявкающий лай.
Воспитатель: а как вы думаете, что спасает от холода животных, которые живут на Севере? От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира, и густой мех. А нам, чтобы спастись от холода, нужно поиграть.
Хороводная игра «Снежный ком»
Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу).
Я иду за ним шажком.
Ком все больше становился и быстрее покатился.
Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях)
Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся)
Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем)
Из сугроба вылезаем (встаем)
И одежду отряхнём.
Картинка 5. Лемминг
У него пушистый мех,
Белый с золотистым.
Зарывается он в снег,
роет норку быстро. (Лемминг)
Живут лемминги в гнездах из снега, которые они выстилают сухой травой и мхом. Ведут одиночный образ жизни. Лишь зимой, чтобы спастись от холода, они собираются в одном гнезде. Питается в основном мхами, лишайниками, осоками. кустарничками.
Лемминги — грызуны из семейства Хомяковых.
В зимний период мех леммингов имеет свойство светлеть, а иногда даже превращается в белый.
Интересно, что необходимая суточная норма еды для лемминга в два раза больше, чем вес самого грызуна.
Едят очень часто, но небольшими количествами.
Место обитания — острова Северного Ледовитого океана и тундра.
Рацион питания составляет — осока, мох и кустарники.
Все тело лемминга, даже ступни, покрыты плотным мехом.
Зиму лемминги пережидают в гнездах, которые сооружают под снежными сугробами.
В поисках еды леммингам приходится часто много путешествовать в поисках пищи.
Картинка 7. Белый медведь.
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? - Белые. (Медведи)
Ответы детей.
Правильно, это медведица, посмотрите какая она?
Дети: Большая, сильная, белая, мохнатая.
Белые медведи – хищники, самые большие которые обитают на суше. Они живут на северном полюсе, могут плавать, нырять и ловить рыбу.
А как называют детеныша белого медведя? (медвежонок).
Ответы детей.
Воспитатель: это мама медвежонка?
Дети: Да
Правильно детки. Это мама медвежонка.
Воспитатель: посмотрите, как медвежонок рад, что нашел маму и вернулся домой. Теперь он не будет больше грустить.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с мишкой. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть, по-моему, вели. Вели, чтобы мы вернулись в нашу группу.
Кому мы помогали?
Где побывали?
Каких животных узнали?
Молодцы! - Животные Севера. Северный полюс. [/url]