Татьяна Сыченко
Открытое занятие в подготовительной группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной группе
Тема: Весна
Цель: обобщить и систематизировать с детьми знания о характерных признаках весны.
Задачи:
- Образовательные: продолжать знакомить детей с приметами весны; учить грамотно, строить ответ на заданный вопрос, учить рассказывать стихотворение с помощью последовательно расположенных иллюстраций. Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Развивающие: развивать умение подбирать нужные слова при ответах на вопросы, развивать память, внимание, усидчивость.
-Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Организационный момент:
«Доброе утро – все люди говорят» – приветствие правой рукой.
«Доброе утро – улыбки дарят» – руки вперёд.
«Доброе утро – птицы поют» – машем "крыльями".
«Добрые вести по свету несут» – руки делают большой круг
Ход занятия
- Ребята, сегодня я обнаружила в группе конверт с надписью «Детям детского сада». Наверно оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть что же в конверте. Здесь книга, посмотрите. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да) Давайте посмотрим!
«Жили были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным одеялом растения. Перестали петь песни птицы. Люди устали от холода. Забеспокоились Лето и Осень, а Весна сказала :»
Не печальтесь! У меня есть чудо, которое может победить холод. Но мне одной не справиться».
- Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван, но здесь что-то еще лежит. (Воспитатель достает желтый круг, разрезанный на части).
- Здесь в конверте еще лежат какие-то части фигуры, а на них вопросы. Может быть, это подсказка для нас? Давайте попробуем ответить на вопросы.
(На деталях желтого цвета вопросы; сколько времен года, сколько месяцев в году, сколько месяцев в каждом времени года, сколько дней в неделе, сколько часов в сутки, назовите время суток)
- А если нам сложить все детали, какая фигура получится? (круг) Какого цвета? (желтого,На что же похож желтый круг? (на солнце)
А почему все таки, наступает весна, в чем ее сила? (Солнце согревает нас своими лучами. Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю. Поэтому наступает весна.
- А чего не хватает у нашего солнца? (лучей)
Поможем весне согреть землю? (да) Но для того, чтобы помочь весне нужно выполнить задания
1 лучик:
-Назовите весенние приметы. Какие вы знаете приметы? (Дети перечисляют)
-Днём стало пригревать солнце;
-Стало теплее, день стал длиннее;
-Снег потемнел и стал таять;
-Появляются первые проталины;
-Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны;
-Начинают бежать ручьи;
-Возвращаются перелётные птицы.
2 лучик:
Игра «Подскажи слово». (с мячом)
- Что делает солнце весной?
(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит.)
- Что делает трава весной? (Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю.)
- Что делают птицы весной? (Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов.)
- Что делают почки весной? (Наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки — нежные, зеленые, душистые, пахучие.)
-Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.
-Сосульки (что делают) тают на солнце.
-Ручей … бежит, журчит, течёт.
-Весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.
-На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.
3 лучик
С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в тёплых краях. Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а вес-ной прилетают обратно? (Перелетные.)
-Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).
-Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)
-Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше? Почему? (Есть корм – нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладывают яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки у жуков, мух, стрекоз.)
- Почему насекомые откладывают много яиц? (Большая часть погибает, их клюют птицы, уносят муравьи.)
-Гусеницы питаются листьями, быстро растут и превращаются в неподвижных куколок. Через некоторое время из каждой куколки появляется взрослая бабочка. Но не у всех насекомых бывают куколки. Их нет у кузнечиков.
-Какую роль в природе играют насекомые? (Опыляют растения, следовательно, образуют плод, семена, пища для различных птиц, зверей.)
- У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?
Что за весенняя птица:
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач. Показать изображение этой птицы на картинке).
-Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков).
-Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грачи на горе – весна на дворе.
-За грачами прилетают другие птицы. Отгадайте, о ком идё т речь в загадке:
На шесте дворец
Во дворе певец
Звать его… (Скворец. Показать соответствующий рисунок).
-Какой он? (Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.)
-Итак, за грачами прилетают скворцы, жаворонки.
-Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Какая она? (Большая, пёстрая). Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой, она питается гусеницами, которые собираются на деревьях.
-А гусениц когда становится больше? (После распускания листьев.)
-Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Потому-что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее. (Показать ласточку и стрижа)
- А какая это ласточка? (У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
-Какое основное занятие весной у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)
-Происходит это весной потому, что большое значение для пробуждения птиц к размножению имеет освещённость, большая продолжительность светового дня и, конечно, достаточное количество корма.
Игра «Четвертый лишний?»
Картинки с изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.
Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? (Голубь, так как он зимующая птица.)
Ворона, воробей, голубь, скворец. (Скворец, так как он перелётная птица.)
Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.
Сорока, грач, снегирь, синица.
Лебедь, цапля, голубь, аист.
Какие птицы прилетают самые первые весной? Ответы детей (скворцы, жаворонки, зяблик, трясогузки, грачи, ласточки.
4 лучик: (Изображение весеннего медведя после спячки) Ребята, посмотрите на картинку, кто на ней изображен? Ответы детей.
Физминутка «Мишка».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх)
К нам опять пришла весна. (Удивиться, опустить руки вниз)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад)
Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте)
Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни)
И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни)
В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни)
Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни)
Наконец медведь наелся (Погладить живот)
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)
– Почему медведь такой? (Весной мало еды, витаминов нет, голодно ему, шубу меняет, зимний мех густой выпадает, а растет летний.)
– Зачем медведь меняет шубу?
– Только медведь меняет шубу? Кто ещё весной меняет шубку?
– Почему весной оживает лес?
5 лучик: упражнение «собери картинку»
-ребята, налетел ветерок, разбросал и перепутал мою весеннюю картинку. Она рассыпалась. Что нам делать? Вы поможете её собрать? (дети собирают картинку)
6 лучик: А сейчас игра на внимание «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно поднять зеленую карточку, а если нет – то красную.
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.
7 лучик: А теперь я вам прочитаю стихотворение о весне, а вы внимательно слушаете, а потом отбираете со стенда картинки, которые относятся к этому стихотворению.
О весне авт. Н. Найденова
О весне сказали нам песни из скворечника
И серёжки жёлтые на ветвях орешника
О весне сказали нам воробьи драчливые
Вербочки мохнатые, ручейки шумливые
Бабочка-крапивница на лесной проталинке
Синие подснежники и сырые валенки!
8 лучик: Коллективный пересказ
Беседа по прочитанному.
Развитие диалогической речи, памяти, естественнонаучных представлений.
Наступила весна. Пригрело весеннее солнце и в лесу начал таять снег. С пригорка побежали веселые ручейки, они наполнили большую лужу и побежали дальше в лес. В лесу все стало оживать и вот от зимней спячки проснулся медведь и начал выбираться из своей берлоги. Медведь был очень худой и голодный. Он побрел по лесу в поисках пищи. Из под коры деревьев стали выбираться жучки и букашки. Они расправили свои крылышки и полетели по весеннему лесу.
Вот и ящерица проснулась. Она выбралась из норки, забралась на пенек и греется на солнышке. Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже. Под кучей хвороста зашуршал ежик. Он вылез сонный, на иголках трава, листья. Сидя на пригорочке, ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие. Ежик побежал по поляне искать себе еду. В весеннем лесу он может поймать жучков, червячков да лягушек. Под теплым весенним солнышком ожил огромный лесной дом-муравейник.
С рассвета до темна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку. К старому пню прилетели две маленькие серенькие птички. Стали они вместе строить гнездо, чтобы вывести новых птенцов.
Воспитатель: Какое время года наступило?
Дети: Наступила весна, пригрело весеннее солнце.
Воспитатель: Что стало происходить в лесу?
Дети: Начал таять снег.
Воспитатель. Когда солнце пригрело на пригорке, какие в природе произошли изменения?
Дети: С пригорка побежал веселый ручеек, наполнил большую лужу и побежал дальше в лес.
Воспитатель: Кто проснулся от зимней спячки?
Дети: Медведь пробудился от зимней спячки. Он выбрался из берлоги худой и голодный и побрел по лесу в поисках пищи.
Воспитатель. Какие насекомые выбрались из старого пня?
Дети: Из под коры выбрались жучки и букашки, расправили крылышки и полетели.
Воспитатель: Кто сидит на пеньке?
Дети:Проснулась ящерица, выбралась из норки, уселась на пенек и греется на солнышке.
Воспитатель: Кто очнулся от зимнего сна?
Дети: Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже.
Воспитатель: Послышалось шуршание. Это кто проснулся?
Дети: Под кучей хвороста зашуршал ежик. Вылез сонный, на иголках трава, листья.
Воспитатель: Что делал ежик на пригорочке?
Дети: Ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.
Воспитатель: Куда побежал ежик?
Дети: Ежик побежал по поляне искать себе еду.
Воспитатель: Чем питается голодный ежик?
Дети: Жуков, червяков и лягушек голодный ежик может поймать и съесть.
Воспитатель: Кто ожил под теплым весенним солнышком?
Дети: Огромный лесной дом-муравейник.
Воспитатель: Чем заняты муравьи?
Дети: С рассвета до темна, хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.
Воспитатель: Кто прилетел к старому пню?
Дети: Прилетели две маленькие серенькие птички.
Воспитатель: Что они стали строить?
Дети: Стали они вместе строить гнездо.
Дополнительно!
Дидактическая игра «Прилетели птицы».
Воспитатель: Давайте немного поиграем. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.
Аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Лебеди и утки. Спасибо шутке!
«Так или не так?»
-Ребята, послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то как надо поступить?
1 ситуация.
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!
- А в нём яичко!
- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нём.
Девочки взяли яичко с собой.
Правильно ли девочки поступили?
Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
2 ситуация.
Две сестрёнки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
-Давай сорвём его и отнесём маме!
Девочки сорвали цветок и пошли домой.
Правильно ли поступили девочки?
Дети: Ландыши занесены в красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
3 ситуация.
Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой.
Правильно ли поступил мальчик?
Дети: Диких животных нельзя забирать домой. В неволе они могут погибнуть.
4 ситуация.
После дождя дети пошли гулять во двор.
-Посмотри, сколько червячков!
-Давай соберём их и девчонок испугаем!
Собирают червяков в банку, закрывают банку крышкой.
-Пойдём, посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
Правильно ли поступили ребята?
Дети: Червей собирать нельзя. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений. А ещё ими питаются некоторые животные и птицы.
Рефлексия
Воспитатель: Приглашаю всех пройти на ковер и сесть в кружок.
Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли солнышку получить лучики, чтобы оно ярче светило и помогло Весне победить холод.