Яна Балдина
Открытое занятие в 5 классе «Этикет в вопросах и ответах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения, развивать мышление, умение анализировать, синтезировать, обобщать, развивать произвольное внимание; умение правильно выражать свои мысли, долговременную память, наблюдательность;
Ход ЗАНЯТИЯ.
(слайд1)
- Здравствуйте, ребята! Перед тем, как сказать вам тему нашего сегодняшнего занятия, я хочу задать вам несколько вопросов.
Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной груши (слайд2)
-Дикая груша растет где и как попало, а культурная – в саду.
Темочки:
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Этикет для школьников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
-За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.
-Плоды у дикой груши не красивые, а у культурной - плоды хорошие.
- Вот и люди бывают такие же дикие и культурные.
Как вы уже поняли, сегодня мы с вами поговорим о культуре поведения людей. (слайд3)
- Что значит быть культурным человеком?
- Это значит соблюдать правила культурного поведения.
-Значит, вести себя так, чтобы родителям не было стыдно за тебя.
Мы уже давно перестали удивляться, услышав на улице от прохожего ненормативную лексику, увидев шагающую с сигаретой молодую девушку, кричащих в транспорте молодых людей и т. д. Невежливость, бестактность, грубость, хамство, неопрятность встречаем мы на каждом шагу.
Многие из молодых хотят быть другими, но пока не знают, как это сделать. Задают себе и другим тысячи вопросов, на большинство из которых не получают квалифицированных ответов.
- Давайте с вами подумаем и скажем, что же такое ЭТИКЕТ? (слайд4)
Этикет — это своего рода правила поведения, хорошего тона в любом обществе, своеобразный свод законов, несоблюдение которых нередко карается гораздо строже, чем определяет те или иные проступки Уголовный кодекс. (слайд5)
Необходимость соблюдения норм и правил поведения сопровождает нас на протяжении всей жизни: в семье, в школе, на работе, в обществе, в кругу друзей и т. д. Умение одеваться, правильно и грамотно говорить, благовоспитанность, вежливость, хорошие манеры — вот неполный перечень того, что требуется человеку для достижения успеха.
Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? Посмотрим, что из этого получится.
Сейчас, ребята, я предлагаю вам прочитать книгу этикета. Итак, начнем?
Первая страница. Игра «Беспроигрышная лотерея».(слайд6)
- А сначала, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.
Мальчики выходят к доске.
- Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду - аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики подходят к воспитателю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий. Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Задания для карточек:
1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
- Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед. (слайд7)
С девочкой учителю нужно договориться заранее, что, как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери.
2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец. (слайд8)
- Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила : «Хорошо».
3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку. (слайд9)
- Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто.
4. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
- Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки, скажи, пожалуйста, который час?»
5. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
- Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста».
Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске.
6. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
- Нужно постучать, открыть дверь и сказать : «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти».
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
7. Вы звоните другу. Но вам отвечают : «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
- Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером».
-Воспитатель. Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы выиграли в этой лотерее?
Примерные ответы детей :
- Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.
- Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.
- Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
Вторая страница «По одёжке встречают.»(слайд10)
Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы будем говорить о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают.» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид — это визитная карточка ученика.
Ребята! Нормы школьного этикета требуют делового стиля одежды. Для девушек это брюки или юбка с однотонной блузой или свитером. Для юношей — костюм. Требования к прическе: девушки не ходят с распущенными волосами, юноши носят короткую стрижку. (слайд11)+(слайд12)
Третья страница «Наша речь» (слайд13)
А теперь поговорим о том, как мы говорим. Подслушаем телефонный разговор двух девочек. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.
Сценка. Разговор по телефону.
-Алло, можно Эллу?
-Привет, мочалка! Это я.
- Ты выйдешь гулять?
-Не могу: шнурки в стакане.
-Ты фейерверк видела? Ну, как?
-Ну, кайф! Классно! Потряска!
-Знаешь, Мадонна приезжает.
- Да, я от нее торчу.
-Будешь смотреть ее концерт?
-Без базара, я же не лох какой-нибудь.
-До свидания, Элла.
-Чао, бамбино!
Переводчик
Здравствуй, дорогая подруга.
Я не смогу пойти, так как родители дома.
Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!
Да, я восхищена ее пением.
Конечно, я же современная девушка.
Пока, подружка!
А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его такими словами - паразитами? Не лучше ли образцом нашей речи сделать язык великой русской литературы? Как вы считаете?
Четвертая страница «Ежели вы вежливы».(слайд14)
Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим — одна из важнейших норм этикета. Вот что по этому поводу сказал поэт С. Маршак (аудиозапись).
- Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти волшебные слова.
Загадки.
1. Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не привет, а ….(ЗДРАВСТВУЙТЕ)
2. Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь….(ДОБРЫЙ ДЕНЬ)
3. Друг другу на прощание
Мы скажем (ДО СВИДАНИЯ)
4. До чего ж оно красиво
Слово доброе….(СПАСИБО)
5. Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста….(ИЗВИНИТЕ)
6. В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше (НЕ ПЕРЕБИВАЙ)
7. Когда нас бранят за шалости,
Говорим (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)
8. Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит (ПРИВЕТ)
9. Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: «Как….»(ДЕЛА)
- А вы заметили, КАК произносятся «волшебные слова»? Верно, вежливо, с улыбкой.
- А почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?
- Конечно, ведь даже в песне поется: «От улыбки станет всем теплей». Давайте споем эту песню все вместе!
Подведение итогов.
- Ребята, помните, в начале занятия я вам сказала, что некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? Так что вы можете ответить мне на это сейчас?
Примерные ответы детей :
- Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.
- Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся.
- Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.