Галина Степановна Леонтьева
Открытое занятие, Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Развитие речевой активности детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно. Углубить представления детей о назначении предметов, облегчающих труд в быту. Формирование умения выполнять усвоенные нормы и правила культуры поведения в общественных местах. Воспитание уважения к труду работников ателье.
Задачи:
1. Учить детей одеваться правильно, с учетом времени года и погоды.
2. Формировать у детей умения и навыки содержать в чистоте и порядке свою одежду.
3. Воспитывать аккуратность, ответственность.
Публикация «Открытое занятие, Сюжетно-ролевая игра „Ателье“» размещена в разделах
- Ателье, дом моды. Сюжетно-ролевая игра
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Предварительная работа:
1. Посещение швейных мастерских, отделов “Одежда” в промышленных магазинах, встречи и беседы со швеёй детского сада.
2. Сюжетно ролевая игра “Швейная мастерская” (набор и подготовка атрибутов, игра)
3. Трудовая деятельность с тканью в уголке труда (изучение швов, пришивание пуговиц, шитье кукольной одежды, аппликация из лоскутков и др.)
4. Сбор художественного слова, загадок по теме.
5. Стирка кукольного белья.
6. Сбор экспонатов для музея “Уголок швейных мастеровых” (пуговицы, виды ниток, ткани, тесьмы).
7. Уголок ряженья “Из бабушкиного сундучка”
8. Сбор иллюстративного материала: картины, иллюстрации, альбомы мод, вязания.
9. Составление конспекта.
Ход занятия
Кто шьет нам одежду на стужу и зной? (портной)
Портной – очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом и зимой, и осенью и весной, даря нам красивые платья и сарафаны, юбки и брюки, пальто и куртки.
В зал входит портниха:
Я – портниха. Я – портниха. Посидите, дети, тихо.
Надо выбрать вам фасон: все в шитье решает он.
Вам оборки, вам волан, вам для лета сарафан.
Вам короче, вам длинней. Я – портниха, мне видней.
Портниха подходит к детям, кому поправляет воротничок, кому “пришивает” пуговицу, застегивает застежку.
- За всю историю мы, портные мастера, придумали и сшили очень много разной одежды на все случаи жизни. О некоторых их них я вам загадаю загадки.
Шуба:
Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка.
Куртка:
У нее есть капюшон, пышным мехом опушен.
Плащ:
Если день стоит пригожий, он не выйдет из прихожей.
Если дождик моросит, он на улицу бежит.
Рубашка:
Дуйся, не дуйся, через голову суйся.
Попляши день-деньской и пойдешь на покой.
Воспитатель : - Молодцы, справились с этим заданием. Чтобы выполнить следующее задание, вам необходимо разделиться на четыре команды, раздает им название для команд – “Капель”, “Снежинка”, “Земляничка”, “Листопад” Ребята, как вы думаете, почему так называются ваши команды? – по временам года. Одежда – по сезонам
- Вот вам и задание, в этой комнате спрятаны разные картинки с изображением одежды, но вы должны найти и взять только те, на которых изображена одежда, согласно названию вашей команды. Например, команда “Капель” собирают карточки с изображением той одежды, которую носят весной, “Листопад” - осенней одежды. И так приступайте. (пока ребята выполняют это задание, звучит музыка)
Каждая команда должна найти не менее 10 карточек.
Воспитатель проверяет, как дети справились с заданием, и спрашивает название одежды, изображенной на карточках.
- У тебя шуба. Как можно сказать, какая она? (Теплая, зимняя, меховая, непродуваемая, пушистая, мягкая) остальные члены команды помогают.
- А у тебя на картинке плащ. Как про него ты можешь сказать? (Легкий, красивый, весенний, осенний)
- У тебя платье. Какое оно? (летнее, шерстяное, легкое, шелковое, красивое, разноцветное)
Воспитатель - Ребята, а во время выполнения следующего задания расскажите, как вы следите за чистотой вещей, которые изображены на ваших карточках
Одежду надо проветривать;
Одежда должна быть чистой. Её надо стирать и чистить;
Одежду надо хранить аккуратно;
Одежда должна подходить для твоих занятий.
Ходи дома только в домашней одежде.
Воспитатель : Молодцы, вы хорошо усвоили все правила, но случается ….
Что такое быть опрятным? Значит чистым, аккуратным,
Чтоб штаны не знали дыр. Это брюки, а не сыр.
Но, бывает, у детишек, на коленях по дыре от сражений во дворе.
Так знакомый Поросенок проводил свой день в саду.
Очень пачкался ребенок папе с мамой на беду.
Мама сына баловала, утром часто одевала,
Приходила забирать – не могла его узнать!
За сынка она стыдится. Так, ребята, не годится!
Воспитатель : Есть у портнихи помощники, кто из вас, их перечислит?
1 ребенок:
Игла
Шей, иголка, не ленись, шей, иголка, не колись.
Тяни, тяни ниточку, чини-чини дырочку.
Дырочку на варежке у маленькой Варечки. В. Степанов
2 ребенок:
Нитке ножницы нужны, с ниткой ножницы – нежны.
Ножниц нет – не может нитка нужной сделаться длины.
3 ребенок:
Два железных близнеца, обнимались без конца.
Целовались – щелк да щелк, на куски разрезав шелк.
Оказалось; эти братья в мастерской кроили платья
Для оной художницы, а зовут их ножницы.
4 ребенок: А у меня для вас загадка
Две стройные сестрицы в руках у мастерицы
Весь день играли в петельки….
И вот он - шарф для Петеньки (спицы)
Маленькая головка на пальце сидит,
Сотнями глаз во все стороны глядит. (Наперсток)
Воспитатель :
Для чего нужны эти предметы?
Чем сшивали одежду раньше? (С помощью воловьих жил, а игла была сделана из тонкой заостренной пластины из камня)
Почему иглой неудобно сшивать толстые ткани?
С помощью чего удобно это делать? (С помощью швейной машинки)
Какие правила безопасности работы нужно соблюдать при пошиве одежды?
Ответьте на вопросы:
1. Какие машинные швы применяли при пошиве одежды?
2. Какие правила безопасной работы нужно соблюдать при пошиве одежды?
Правила безопасной работы при пошиве одежды:
Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы – дальше от иголки,
Под косынки спрячем чёлки.
Чтоб не болели зубы и живот,
Не брать иголки и булавки в рот.
На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми – может быть беда.
Чтобы стол не задымился и не загорелся вдруг,
На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!
Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.
Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.
Портной предлагает пословицы и поговорки о труде:
1. Закончил дело - гуляй смело.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3. Терпенье и труд всё перетрут.
4. Делу время - потехе час.
5. Дело мастера боится.
6. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Раздав детям картонных куколок, воспитатель говорит им : «Это ваши дети, им нужна одежда, потому что в рубашках и трусах нельзя ходить ни в детский сад, ни в школу, ни в кино. Рядом открылось ателье, где можно сшить одежду всем детям: можно сшить платье, фартуки, брюки, шубы. Но перед этим надо купить ткань. В магазин привезли много красивой ткани».
После этого ребята играют в игру «Магазин ткани». Дети торопятся в магазин, захватив с собой сумки и кошельки. В магазине на прилавке лежит нарезанная полосами и свернутая небольшими рулонами всевозможная бумага (ткань). Покупателей встречает продавец (воспитатель, который спрашивает у каждого из них, какую ткань тот хочет купить, что думает из нее шить и предлагает подходящую для этой цели. Так, если покупатель указывает на белую с рисунком ткань и говорит, что хочет сшить из нее брюки сыну, продавец должен объяснить, что она не подходит для брюк, и рекомендовать другую. Затем продавец обслуживает покупателя : измеряет сантиметровой лентой рост ребенка и длину будущей одежды (если ткань покупают для брюк, то измерение следует производить от талии до стопы, если ткань предназначена для платья, то измерять нужно от шеи до колен) и, отмерив от рулона две длины последней, аккуратно отрезает. После этого покупатель платит в кассу деньги, берет чек, вручает его продавцу и, получает свою покупку, не забыв при этом поблагодарить продавца, уходит из магазина.
Когда все дети купят ткань, магазин закрывается, а в другом месте открывается ателье. Там на витрине выставлены образцы одежды, изготовленные заранее воспитателем совместно с детьми. На столе в ателье лежат карандаш, ножницы, сантиметровая лента или простая ленточка, блокнот, рядом стоит зеркало. За столом сидит приемщица (воспитатель). С каждым из входящих заказчиков она здоровается, вежливо просит присаживаться и спрашивает, что заказчик хочет сшить. Когда клиент выразит свое желание, приемщица предлагает ему выбрать образец — фасон и советует, какой лучше выбрать и почему она так думает. После этого приемщица оформляет заказ: записывает имя заказчика, измеряет ткань, пишет, что заказано (платье, брюки, юбка, затем снимает мерку с ребенка, для которого заказывают одежду. Квитанцию нужно оформить в двух экземплярах, один из которых приемщица отдает заказчику, а другой вкладывает в ткань вместе с образцом (фасоном, после чего говорит заказчику прийти через день на примерку. Когда заказы у всех детей будут приняты, игру можно прекратить, сказав, что ателье закрыто, а примерка будет через день.
Закройщица обводит простым карандашом контуры образца на ткани, затем вырезает (кроит) одежду и примеряет ее заказчикам. При этом просит их посмотреть в зеркало и сказать, все ли хорошо. Закройщица заканчивает примерку словами: «Платье теперь надо отдать шить портнихе и заказ будет готов завтра. Приходите завтра утром». Закройщица поручает портнихе шить заказ. Портниха шьет платье (юбки, пользуется утюгом, чтобы разгладить швы.
Заказчики приходят за готовым заказом.
-Добрый день!
-Посмотрите, готов ли наш заказ.
-С удовольствием посмотрю. Заказ готов. Получите у упаковщицы.
-Спасибо. До свиданья.
-Всего доброго.
Закройщица примеряет клиенту готовое платье. Заказчик оплачивает свой заказ приемщице, представив ей квитанцию. Приемщица достает с полочки заказ и отдает клиенту.
Дети, получив заказы, уносят их и примеряют на кукол.
Сегодня в нашей группе будет работать ателье по пошиву кукольной одежды и обуви. Спешите заказать все необходимое для ваших малышей. Образцы одежды и обуви перед вами. Делая заказ, старайтесь описать вещь как можно подробнее, чтобы мне, приемщице ателье, не пришлось тратить время на расспросы.
Сначала назовите вещь, которую хотите заказать; например, хочу сшить зимнее пальто. А как следует сказать про другие вещи? Затем укажите размер вещи, например, пальто для куклы-дошкольницы, шубка для куклы двух-трех лет (давая образец высказывания, педагог ориентируется на кукол, разложенных на столах). И наконец, опишите фасон: платье отрезное по талии, с широкой юбкой (показ) и поясом, с белым закругленным воротником.
Ребенок делает заказ, приемщица, выслушав его, кое-что уточняет: «Воротник выкроить с округлыми углами? Сделать защипы? Шубу кроить однобортную?» И т. д. Приняв заказ, она выдает квитанцию (заготавливаются заранее) с пометкой типа «шуба меховая, коричневая». Сообщает, когда следует зайти за готовой вещью.
Все понятно? Вспомните, что следует сказать вначале, что потом и чем надо завершить рассказ.
Дети с помощью воспитателя все вместе негромко повторяют план.
Чтобы решить, представитель какой группы пойдет заказывать вещь первым, используется считалка (для экономии времени считает педагог) :
Плыл по морю чемодан. В чемодане был диван. А в диване спрятан слон. Кто не верит?
— Выйди вон!
Выигравшая подгруппа высылает своего представителя, предварительно сообщив ему свои пожелания. ( Выбор вещей должен быть достаточно разнообразным: по 2—3 образца каждого вида продукции.)