Светлана Федотова
Открытое занятие «Свойство воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
Задачи:
1. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
2. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
3. Развивать умение делать выводы и умозаключения.
4. Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
5. Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
Темочки:
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
6. Учится делать умозаключение и отвечать полным предложением.
Материалы: стаканчики, трубочки, целлофановые пакеты, емкость с водой, весы, воздушные шарики, духовые инструменты, мандарин, мел.
Ход занятия
1. Введение в ситуацию
-Ребята мне сегодня на почту пришло письмо, д/с «Березка» для детей подготовительной группы №1, это нам? Давайте прочитаем:
«Здравствуйте ребята, пишет вам Пончик из Солнечного города. У нас в городе случилась беда, Незнайка и Знайка поспорили и ни как не могут прийти к соглашению. Незнайка говорит, что воздуха не существует, а Знайка говорит, что существует. Дорогие ребята помогите нам разрешить этот спор, вся надежда на вас!»
- Вот это да, ребята поможем?
- А сможем?
2. Актуализация знаний
-Ребята для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
-Что мы с вами вдохнули? (воздух)
-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
-Какой вывод можно сделать?
- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
-А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
-Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
-Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку : летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).
(слайд)
-Как мы в играх используем воздух?
-Как воздух помогает растениям и животным?
3. Затруднение в игровой ситуации
-Кто-нибудь сейчас видит воздух?
-А может Незнайка прав и его нет?
-Давайте попробуем помочь Незнайке и Знайке решить их спор и ответим на вопрос: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию.
(Дети подходят к столу)
1 опыт с полиэтиленовым пакетом.
-Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
-Почему? (в нем нет воздуха)
- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха : он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
2 опыт со стаканом
-Для проведения следующего опыта пройдите ко мне.
-Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?
-А сейчас мы это проверим. Я возьму стакан вверх дном прямо, и опускаю медленно в чашку с водой.
-Что вы заметили (вода не заполняет стакан, а только часть)
-Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (в стакане есть воздух, он не пускает туда воду)
3 опыт
-А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.
-Что мы видим в воде? (пузырьки)
-Почему они появились? (воздух выходит из стакана, его место занимает вода)
-Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? (Воздух невидим, он прозрачный)
-Именно поэтому воздух называют невидимкой.
4 опыт с водой и трубочкой.
-Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
-Что происходит? (выходят пузырьки)
-Как они появились?
-Вот наше открытие : воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
5 опыт: воздух есть везде.
- Для следующего опыта берем мелок и опускаем в воду.
-Что мы видим? (пузыри)
-Правильно это из мела выходит пузыри.
-Какой вывод мы с вами можем сделать? (Что воздух есть везде)
-Правильно воздух есть везде.
5. Физминутка (Видео)
-Предлагаю продолжить наши исследования.
6 опыт: имеет ли воздух вес
-Для следующего опыта возьмем два воздушных шарика и кладем их на весы.
-Что наблюдаем? (чаши весов неподвижны)
-Теперь на одну чашу положим надутый шарик. Чаша весов перевесила, с каким шариком? Почему?
-Делаем вывод: воздух имеет вес.
7 опыт: можно ли услышать воздух?
-Ребята, а воздух можно услышать? Мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют).
-Что мы слышим? (звуки)
-Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
8 опыт имеет ли воздух запах
-Продолжим исследования.
-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)
-Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
-Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
-Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям.
7. Осмысление
Прошу, вас, занять свои места на стульях.
-Из исследования воздуха мы пришли к выводу :
Слайд
-воздух невидимый;
-бесцветный;
-безвкусный;
-без запаха;
-он есть везде;
-И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
Слайд
-Без воздуха ничто живое не может жить.
-Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.
Что же приводит к загрязнению воздуха?
Слайд
-В каком городе хотели бы вы жить?
Слайд
-Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?
Слайд
• Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;
• Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;
• Не бросать мусор;
• Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много вредной копоти
• На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтры.
-Давайте с вами ответим на письмо Пончика и докажем Незнайке, что воздух существует, так как мы с вами писать еще не можем, давайте зарисуем наши опыты (каждому по опыту).