Елена Лемещенко
Открытое занятие по развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста «Осенняя пора»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Осенняя пора»
НОД по содержанию - интегрированное.
Цель: Обобщение и систематизирование знаний детей об уходящем времени года- осени.
Задачи:
Обучающие:
Учить детей называть признаки осени, изменения в природе.
Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
Продолжать формировать у детей обобщенное представление о живой и не живой природе в период перехода от осени к зиме;
Публикация «Открытое занятие по развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста „Осенняя пора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Продолжать учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе предмет или убирая из большей группы один предмет и используя слова: «больше», «меньше», «поровну».
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта.
Закреплять знание названий цветов.
Закрепить понятие фрукты- овощи.
Закреплять умения использования нетрадиционной технике рисования – печатание на бумаге губкой.
Продолжать учить умению четко отвечать на вопросы воспитателя. Учить умению устанавливать связь между признаками в природе и отстаивать свою точку зрения, делать выводы
Развивающие :
Развивать умение устанавливать элементарные и причинно-следственные связи и наблюдать явления природы.
Развивать связную речь детей, логическое мышление, память.
Развивать творческое воображение при изготовлении рисунков.
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитывающие:
Воспитывать наблюдательность, аккуратность.
Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природе;
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Оборудование и используемые материалы: большой конверт с письмом; муляжи грибов, овощей и фруктов; две корзинки; музыкальное сопровождение, презентация, трафарет ствола дерева на каждого ребенка, губки на каждого ребенка, листы черного цвета на каждого ребенка, гуашь красного и желтого цвета.
Предварительная работа:
Изучение темы «Осенние явления в природе» по познавательному развитию; наблюдения за изменениями в природе на прогулках и экскурсиях по участку; наблюдения за деятельностью человека осенью; рассматривание и обсуждение иллюстраций и репродукций картин художников, посвященных ранней и поздней осени; словарная работа; разучивание стихотворений, прослушивание музыкальные композиции на тему «Осень»
Словарная работа: обогащение словаря словом -хвоя
Методы и приемы:
- словесные (беседа, чтение стихотворений, загадки);
- наглядный;
- игровой;
- практический.
Формы организации:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Ход НОД
I. Мотивация деятельности.
Дети встают полукругом перед воспитателем.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Обращает внимание детей на конверт.
«Кто-то бросил нам в оконце.
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, от кого пришло письмо? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрим (вскрывает конверт). Тут написано: «От зайцев из леса детям средней группы».
«Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в лесу возник спор. Подскажите нам, пожалуйста, какое время года сейчас и менять ли нам все -таки шубку серую на белую или остаться в прежней? Заранее спасибо. Зайцы».
II. Основная часть.
Воспитатель: поможем зайцам решить их спор?
Ребята, посмотрите в конверте лежит листочек, он не простой, а с загадкой.
Пришла без красок
без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
Воспитатель: так какое время года сейчас? (осень)Давайте докажем нашим зайцам, что действительно сейчас время года -осень.
- Ребята, а хорошо ли вы знаете признаки осени, мы сейчас проверим. Я предлагаю вам со мною поиграть.
Игра «Найди признаки осени»
На столе лежат много карточек с признаками времен года. Детям необходимо найти именно осенние признаки и описать, что на карточке.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Верно. Итак, природа готовится к долгой зиме. Деревья к зиме готовятся: сбрасывают листву и засыпают до весны.
Воспитатель-Как называется явление, когда опадают листья с деревьев? (листопад)
Воспитатель: А вот есть деревья, которые и зимой стоят зеленые. Какие это деревья, назовите их? (Это ель и сосна). Правильно, они приспособились и у них вместо листьев - зелёная хвоя.
Интерактивная игра «С какого дерева листок?»
Воспитатель: Вы листочки все возьмите, в танце с ними закружитесь
Музыкальная пауза. Танец с кленовыми листочками.
Воспитатель-Что осенью делают звери в лесу? (Готовятся к зиме). Как к зиме готовится белочка? (Подготовила теплое дупло, запасла орехи, шишки, грибы. Поменяла рыжую шубку на более густую серую).
Воспитатель-Посмотрите, перед нами полянка, она не простая, а грибная. Как вы думаете сколько здесь грибов? (много).
Дидактическая игра «Съедобное-несъедобное»
Воспитатель: Я предлагаю помочь белочке собрать грибочки на зиму ( на ковре разложены муляжи грибов: съедобных и несъедобных, стоят 2 корзинки).
Воспитатель: что это за гриб? Посмотрите, какой красивый: красная шляпка, белые точечки, юбочка кружевная…. Мухомор?
- съедобный он или нет? (ответ детей)
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что мухомор несъедобный гриб, а можно его пинать ногой или топтать?
Дети-Нет!
Воспитатель-Конечно, нет, а почему?
Дети: Мухомором звери лечатся
Воспитатель: Правильно. Ведь всё в природе взаимосвязано, всё что растёт и живёт на земле, приносит пользу.
Воспитатель: А теперь посчитаем, сколько грибов собрали мы для белочки.
- у кого грибов больше? (съедобных -4, несъядобных-5)
Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (убрать гриб или добавить-двумя способами)
Воспитатель: А что осенью делают ежик и медведь? (Готовятся к спячке до весны).
А как же все -таки зайцы должны готовятся к зиме? (Они меняют серую шубку на белую, чтобы их не было видно на снегу.)
Воспитатель: А как люди к зиме готовятся осенью? (собирают урожай овощи и фрукты) Правильно и запасают их на зиму.
- А умеете ли вы различать овощи и фрукты мы сейчас и проверим
Дидактическая игра «Заготовки на зиму»
- Вам нужно быстро и правильно разложить овощи и фрукты по банкам
Воспитатель Ребята, сегодня последний день осени, завтра придет зима.
а мне так хочется, чтобы вы не забывали о таком замечательном времени года. Предлагаю вам нарисовать осеннюю пору. Хотите? (ответы детей)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Прежде чем начать, нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладываем ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Ребята, мы нарисуем с вами осенние деревья. Обратите внимание, что кисточек, карандашей у нас с вами нет. Мы сегодня будем с вами рисовать губкой, а также перед вами не белый лист бумаги как обычно, а черный. Аккуратно макаем губку в краску и прикладываем вокруг нашего дерева, это у нас будут листья. Будьте аккуратны, набирайте побольше краски, что бы наши осенние листочки были яркими, красочными. А теперь попробуете и вы. В конце работы снимаем трафарет с черного листа и рисунок готов!
Воспитатель: Ребята! Вы большие молодцы! Посмотрите какие красивые работы у нас получились! Свои рисунки вы можете вечером забрать домой, а я хочу свой отправить вместе с ответным письмом в подарок зайцам.
III.Сюрпризный момент. Подведение итогов. Анализ деятельности.
Воспитатель-Напомните мне еще раз, что мне написать зайцам в ответе на их письмо, какое время года сейчас и надо ли им менять свою шубку. (Осень заканчивается. Скоро наступит зима, на улице станет очень холодно и ударят морозы, землю укроет снег, поэтому зайцам обязательно необходимо поменять свою шубку, чтобы не замерзнуть, да и лиса с волком могут заметить.
-Как вы считаете, помогли ли мы решить зайцам их спор? Да
-Перечислите ещё раз признаки осени.
Вы сегодня большие молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали!
А вам понравилось? (собирали грибы, отгадывали загадки, рисовали осеннее дерево, играли в игры)
-Давайте еще раз повторим новое слово, с которым мы сегодня познакомились (хвоя)
Воспитатель:
Вот и настала пора прощаться нам с осенью.
Скажем ей:
До свидания, Осень!
Здравствуй, Зимушка-зима!