Оксана Саксонова
Открытое занятие «Путешествие во времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать расширять знания детей о защитниках нашей Родины.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны;
- систематизировать знания о защитниках нашей Родины;
- расширять и активизировать словарь.
Воспитательные:
- пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой
народ, его боевые заслуги;
- вызвать интерес к истории нашей страны;
- приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений
Развивающие:
- способствовать развитию познавательной активности, речи;
- пробуждать нравственные качества личности;
- способствовать развитию памяти, логического мышления.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, кто ответит на вопрос: Что такое Родина? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель: Наша Родина - это великая страна Россия.
У Родины всегда были защитники.
Это войны, которые защищали нашу страну.
А вы хотите узнать кто защищал нашу Родину?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда, ребята, скажите, вы любите путешествовать? (ответы детей)
- А на чём можно путешествовать? (на машине, на самолете, на поезде)
- Молодцы, правильно. Но это для путешествия в реальном времени, а какие волшебные средства передвижения вы знаете?
Дети: ковер-самолет, сапоги-скороходы и т. д.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, мы очень рады, что вы назвали много сказочных средств передвижения, и видим, что вы любите и хорошо знаете сказки.
Воспитатель: Мы вам предлагаем отправится с нами в увлекательное путешествие в прошлое на машине времени и познакомиться с воинами разных времён.
Воспитатель: Но,у нас есть одно условие: помните, вести себя достойно, чтобы не потеряться во времени. Готовы? Хорошо.
Воспитатель: А чтобы отправиться в путешествие нужно хором сказать волшебные слова.
Воспитатель: И так, становитесь в круг, обнимите друг друга за плечи, закройте глаза и хором повторите волшебные слова: «Кручу, верчу, в прошлое попасть хочу!»
(включаем слайд «Богатыри», в это время звучит музыка о богатырях).
Воспитатель: А открыть глаза можно только после того, когда закончится музыка.
(музыка заканчивается, дети открывают глаза).
Воспитатель: Ребята мы с вами попали в прошлое, в то время когда жили Богатыри.
Воспитатель: А кто знает, как называлась наша страна в древние времена?
Дети: Древняя Русь.
Воспитатель: Молодцы. Наша страна очень давно называлась Русью.
(на экране демонстрируется слайд с изображением Древней Руси).
Воспитатель: Главным городом был город Киев.
(на экране демонстрируется слайд)
Под Киевом пахали землю пахари, на берегах реки строили корабельщики ладьи, в лугах пастухи пасли стада, в дремучих лесах бродили охотники.
А за лесами-степи без конца и края. И шло из этих степей на Русь много горя.
Налетали на русские сёла кочевники, жгли и грабили дворы, уводили русских людей в плен.
И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степях маленькие крепости-заставы богатырские.
Чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать защитники.
Воспитатель: А кто же защищал нашу Родину тогда?
Дети: Богатыри, царская армия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А откуда вы знаете о богатырях?
Дети: Из былин, мультфильмов.
Воспитатель: Хорошо. А каким должен быть богатырь?
Дети: Сильным, смелым, смекалистым.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами на некоторое время превратимся в богатырей. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого нам нужно сделать несколько несложных движений. Давайте встанем в круг.
Воспитатель вместе с детьми проводят физминутку «Богатыри».
Дружно встанем раз, два, три (шагают на месте)
Мы теперь богатыри (руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим (руку козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим (ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо-оглядимся величаво (поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек (руку левую к глазам и поворот)
Поклонились влево-вправо (руки на поясе, наклоны влево-вправо)
Получается на славу! (руки вверх)
А ну ка, богатыри, посмотрите ка, что там чернеет вдалеке?
Подходят вместе с воспитателем к камню с надписями. Читает воспитатель: «Направо пойдёшь - в музей попадёшь,
Налево пойдёшь - в игру попадёшь,
Прямо пойдёшь - щит обретёшь»
Воспитатель: Ребята, путешествие богатырей всегда начиналось с развилки дороги, на которой стоял такой камень. И каждый выбирал себе дорогу. Давайте и мы выберем себе. Пойдём сначала с вами направо и узнаем, что же там за музей нас ожидает. Вы согласны?
Дети: Да!
Идут направо. У правой стены оформлена выставка богатырского оружия и доспехов. Стоит музейный работник и встречает детей. Рассказывает об оружии богатырей и загадывает им загадки про каждое представленное оружие, демонстрируя его.
Загадки:
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2. Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
3. Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч,
Ну, что догадались?
Конечно же. (Меч)
4. Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжёлый, блестящий и кругленький. (Щит)
Работник музея: Ребята, а какое вы ещё оружие богатырей знаете?
Дети: Палица, лук и стрелы, топор, кистень.
Работник музея: Какие вы молодцы, ребята! (показывает)
Воспитатель: Ребята, а каких богатырей вы знаете.
Дети: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.
Воспитатель: Теперь мы думаем, вы знаете о богатырях всё! Тогда, предлагаем вам поиграть.
Игра: «Вооружи богатыря» (желающим детям предлагаются силуэты богатырей и вооружение к ним. Необходимо снарядить своего богатыря и рассказать о нём).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на часы, нам пора перемещаться дальше во времени.
Воспитатель: Включаем нашу машину времени, становимся в круг, закрываем глаза и говорим волшебные слова: «Кручу, верчу, в другое время попасть хочу» (слайд «Гусары»)
Экскурсовод: Вы попали в прошлое. И сегодня, я расскажу вам о гусарах? Предлагаю детям сесть на стульчики, чтобы было удобно.
Когда то очень давно, более 300 лет назад при царе Михаиле Романове в России появились гусарские эскадроны.
Это были самые надёжные и преданные царю войска. Гусары смело бросались в бой на своих быстрых конях, отлично владели шпагой, саблей. Побеждали врага не количеством народа, а умением.
Гусары часто повторяли такие слова: «Пусть покинет меня всё, только бы не покинуло меня мужество»
- Гусары защищали нашу страну от врагов. После сражений их торжественно встречали в городах, устраивали парады.
В часы отдыха гусары любили петь песни под гитару, посещали театры. В гусарскую эпоху часто устраивали балы. До сих пор в России помнят славную гусарскую эпоху.
Воспитатель:
Обратите внимание, какой нарядный костюм. Какая стройная осанка. Недаром говорили: «Хочешь быть красивым - поступай в гусары».
Цилиндрический головной убор с козырьком - это кивер. Короткий мундир называется доломан, меховая накидка - ментик. Есть и рейтузы (чакчиры, и высокие чёрные сапоги со шпорами.
(закрыть картинку).
Воспитатель: Давайте и мы с вами превратимся в гусаров, оседлаем лошадей, возьмем в руки сабли посмотрим какие вы ловкие (дети под музыку по кругу имитируют езду на лошадях.)
Воспитатель: Ребята посмотрите на часы, наше время истекло и нам пора возвращаться обратно в наше время, и посмотреть на наши современные вооружённые силы.
Становитесь в круг, обнимите друг друга за плечи, закройте глаза и хором повторите волшебные слова: «Кручу, верчу, в настоящее время попасть хочу!»
(играет музыка, музыка заканчивается, дети открывают глаза)
Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали в разных временах, узнали о прошлом, а что мы знаем о нашей современной армии?
Какие вы знаете рода войск? (сухопутные, морские, воздушные)
Чем они отличаются друг от друга? (формой, занятием, вооружением, техникой)
Точно, Какие вы молодцы!
К сожалению, в ваше время гусаров нет. Но на страже Родины стоят современные войска. Они тоже принимают участие в парадах. Посмотрите, как это происходит. (слайды)
Обратите внимание на военную форму, она отличается от формы гусар. Гусары передвигались на лошадях, а в наше время их заменили машины: танки, бронетранспортёры (сравнение двух эпох).
Воспитатель: Друзья, какое бы ни было вооружение, хочется, что бы оно ни когда не разрушало города и не губило людей.
Послушайте стихотворение Н. Найдёнова:
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат.
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубиться дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают не к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Воспитатель: Вот и подошло к завершению наше путешествие. Вы все Молодцы!
Воспитатель: Ребята, мы хотим подарить вам медали за то, что вы были смелыми, дружными и хорошо отвечали на все вопросы.