Тонина Светлана Евгеньевна
Конспект открытого занятия «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в подводный мир»
Цель: Продолжать формировать познавательную, исследовательскую деятельность; логическое мышление.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с новым подводным транспортом – батискаф,
- дать представление о море, как экосистема (в моря впадают реки, вода в море соленая, море – среда для обитания многих живых существ,
- формировать представления о обитателях подводного мира,
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- закрепить умение детей решать арифметические задачи, считать в пределах первого десятка, умение сравнивать предметы по величине, находить различие, уточнять представления детей о понятиях: «выше», «ниже», «левее», «правее», «над», «под», «перед», «сзади».
- формировать логическое мышление, память, речь, развивать наблюдательность.
Развивающие:
- развитие долговременной памяти, наглядно - образного, словесно – логического мышления, произвольного и слухового внимания, воображения,
- формирование пространственных представлений (умение использовать карту,
- умение уточнять и систематизировать знания о свойствах воды,
- умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами,
- поддерживать чувство радостного удивления, чувства путешественника и исследователя,
- развивать любознательность.
Предварительная работа: Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные», «Водный транспорт». Беседы на темы: «Морские обитатели», «Богатства дна морского», «Берегите воду»
Методы:
- словесный (проблемный диалог, объяснения, пояснения);
- наглядный (рассматривание, демонстрация опытов);
- игровой (воображаемая ситуация, математические задачи, логические игры).
Материал:
Презентация, макет – батискафа, столы, материал для опытов (емкости с пресной и соленой водой, вареное яйцо, большая ложка, салфетки, стаканчики двух цветов по количеству детей, оформление – морское дно (ракушки, водоросли, рыбы, шкатулка, карта, детские поделки «Осьминог».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в группе присутствуют гости давайте их, поприветствуем (добрый день). А теперь поприветствуем, друг друга.
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, сегодня в детский сад к нам принесли шкатулку и попросили передать к нам в группу. К нему прилагается письмо. Открыть шкатулку мы сможем только тогда, когда выполним все задания, за которые мы будем получать ключи. Давайте с вами прочтем письмо.
Воспитатель:
Все девчонки и мальчишки, любят путешествовать.
Любят книжки все читать,
Играть и знания получать.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Ребята, как вы думаете, что нам с вами нужно сделать.
(отправиться в путешествие).
да, правильно, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
А для того, чтобы нам узнать, куда мы должны отправиться, нам нужно отгадать загадку.
Загадка
Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (Море)
- Что такое море? (Большое пространство соленой воды). (слайд 1)
Воспитатель:
- Ребята, а на чем нам можно отправиться в морское путешествие? (ответы детей).
А знаете ли вы, что можно путешествовать не только по морю, но и под водой?
- На чём же мы можем опуститься на морское дно? (на подводной лодке).
- Конечно, можно и на подводной лодке, а сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на батискафе (картинку распечатать)
- А что это? - спросите вы.
БАТИСКАФ – это подводный самоходный аппарат для исследований моря на больших глубинах. Под воду он опускается с судна на тросе (картинка распечатать). Батискаф состоит из двух частей: это легкий корпус – поплавок (он имеет такое же значение как спасательный круг) и прочный корпус – в виде стального шара, в котором размещается экипаж от 2 до 12 человек. Также в этой части находится научная аппаратура для ведения подводных работ и телефон (радиостанция) для связи с поверхностью. Иллюминаторы – окна круглой формы, изготовлены из толстого стекла.
Воспитатель: Так на каком водном транспорте мы отправимся в подводный мир.
Дети: на батискафе.
Воспитатель:
- Давайте пройдем в батискаф… (слайд 2- внутри)
- Ребята, посмотрите, на борту батискафа находится лаборатория, в которой мы можем узнать много интересного о море.
Воспитатель: Ребята, Вы знаете, чем морская вода отличается от речной? (она соленая). А речная вода у нас какая? (пресная)
- Ребята, а вы знаете, почему в море вода соленая?
- Потому, что в море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из неё минеральные соли и вода становится соленой.
- А вы знаете, чем еще отличается соленая морская вода от пресной. Давайте с вами проделаем эксперимент.
Опыт №2 «Соленая вода плотная и тяжелая»
В одном стакане у меня соленая морская вода, во втором стакане окрашенная пищевым красителем пресная вода.
В стакан с соленой водой я аккуратно вливаю немного воды с красителем.
Посмотрите, что происходит. Окрашенная вода останется на поверхности. Как вы думаете, почему она не осела на дно стакана?
Вывод: Дело в том, что соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А пресная вода более легкая — поэтому она на поверхности.
Поэтому в морской соленой воде плавать намного легче. Хотите в этом убедиться? Тогда давайте проведем следующий опыт.
Опыт №3 «В морской воде плавать легко»
В первой емкости у нас соленая вода, во второй – пресная. Предлагаю опустить куриное яйцо в стакан с пресной водой. Что произошло? (оно утонуло).
Теперь положим это же яйцо в стакан с соленой водой. Что мы наблюдаем? (яйцо плавает).
Вывод: Значит, соленая вода держит лучше. Это происходит потому, что у соленой воды есть свойство выталкивать предметы.
- Ребята, пока мы проводили опыты наш аппарат опустился на морское дно (слайд 3)
Здесь мы продолжим наше путешествие. Но, для того, чтобы нам с вами выйти из батискафа, нам нужно немного размяться.
Физминутка
Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)
А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих
ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения
пальцами рук)
Гостей встречает осьминог. (картинка осьминог с конвертами задач)
Воспитатель:
- Как вы думаете, а почему он называется осьминог? (восемь щупалец)
- Ребята, а вы любите решать задачи?
Осьминог приплыл не с пустыми щупальцами, а с занимательными задачами. Вы готовы их решить? Тогда будьте внимательными.
Задача первая. Наш осьминог решил путешествовать. Ухватился он одним щупальцем за корабль, а в остальные щупальца он взял по одному чемодану. Сколько чемоданов взял осьминог в путешествие? (Семь).
Задача вторая. Для того чтобы быстрее передвигаться под водой, водолазы приручили осьминогов. Осьминоги сильные, поэтому на одного осьминога садятся по два водолаза. А сколько водолазов сядет на двух осьминогов? (Четыре)
- Правильно.
Следующая задача. Начальник водолазов решил поблагодарить осьминога за помощь и пожал ему каждое щупальце. Сколько щупалец ему пришлось пожать? (Восемь).
- Хорошо.
И последняя задача. Осьминог несет своей подруге в подарок морские звезды. На одном щупальце он несет три звезды, а на другом – четыре. Сколько звезд он нес в подарок? (семь).
- Молодцы, все задачи вы решили верно. Вот и опустились мы с вами на дно морское. Как вы думаете, что мы там может с вами увидеть. (ответы детей).
Картинка дно морское. (слайд 5)
Ребята посмотрите, у меня есть еще один конверт давайте откроем его с вами и посмотрим, что там у нас за задание.
Задание:
Посмотрите на карточки, и скажите, кто там изображен? Под карточками у вас названия, в каждом есть пустой квадрат, вам нужно встать нужную пропущенную букву.
МЕДУЗА, АКУЛА, ДЕЛЬФИН, КИТ, ЧАЙКА, КАШАЛОТ, КОСАТКА, СКАТ, КОРАЛЛЫ, ОМАР, РЫБА-ПИЛА, ФРЕГАТ.
Молодцы, все справились с заданием. А сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент видео про морских обитателей. (ВИДЕО)
и у нас с вами остался последний конверт. Давайте его откроем и прочтем следующее задание.
Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку,
На коралловый пенёк
Хочет сесть морской… (конек)
Воспитатель:
-Правильно, это конёк.
Морской конёк — необычное животное, напоминающее маленькую волшебную лошадку размером от 1,5 до 30 сантиметров. Имеет родственные связи с рыбой-иглой. Обитатель солёных тропических водоёмов встречается также у побережья Восточной Канады и Великобритании. Отдельные виды существуют в пресных водах. Морской житель вызывает постоянный интерес у детей и взрослых.
Умеют изменять цвет в зависимости от окружающих растений, поэтому незаметны в водной среде. Тело покрыто костным панцирем вместо чешуи. Словно тропические птицы, имеют богатую цветовую палитру с полосками и крапинками. Их трудно отличить от кораллов.
Он для вас приготовил интересную игру.
Здесь в своих домиках живут морские коньки. Внимательно посмотрите и скажите, чем же они отличаются друг от друга? (Цветом и размером).
Воспитатель:
- Ваша задача расселить их в домики так, чтобы ни в ряду, ни в столбике одинаковые морские коньки не повторялись (дети составляют логический квадрат).
- Молодцы с этим заданием вы справились. Теперь мы можем открыть с вами шкатулку.
Интересно, что же в ней находится? (дети открывают шкатулку, в которой находится карта).
Ребята, посмотрите, тут карта и письмо.
Ребята, надеюсь, что вам понравилось подводное путешествие и вы для себя узнали много нового. Благодаря этой карте, в следующий раз вы снова сможете отправиться в подводный мир за знаниями и новыми открытиями. А эти подарки вы можете оставить себе на память.
Морской конек.
- Наше путешествие заканчивается. Пора прощаться с морскими жителями и возвращаться в детский сад. Давайте с вами закроем глазки, представим наш сад, группу, про себя посчитаем до трех и откроем глаза.
Рефлексия:
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - с каким транспортом познакомились мы расскажи? …чем занимались в батискафе расскажи? …что видели на дне морском расскажи? …что понравилось больше всего расскажи). Ну, вот мы в детском саду, спасибо вам, ребята. Мне очень понравилось с вами путешествовать и играть.