валерия голендяева
Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, передаёт запахи и т. д.)
2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека. 3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
4. Активизировать речь и обогащать словарь: воздух бесцветный, невидим, не имеет запаха. 5. Учить детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов, формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: беседа о воздухе и его свойствах, наблюдение за воздухом на прогулке, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о воздухе.
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с жидкостью, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, кораблики.
Ход занятия:
Педагог: Ой, ребята, посмотрите, к нам шарик прилетел. Что ты шарик говоришь? Ребята, мне шарик загадал загадку, помогите отгадать, пожалуйста: Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это? (Воздух)
Педагог: Правильно, это воздух! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, вы любите волшебство? А давайте с вами превратимся в ученых, проведем опыты и все узнаем о воздухе. Вы хотите? Ну, тогда закройте глазки и повернитесь вокруг себя.
Все, теперь мы с вами ученые. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? Это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты. Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- толкаться, спорить;
- трогать оборудование, приборы;
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
Педагог: Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
Итак, приступаем к работе.
Опыт №1. «Как поймать воздух?»
Педагог: Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Педагог: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.
Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шарик. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воздух с вами мы искали.
И в пакет его поймали!
Посмотрели, покрутили.
И на волю отпустили!
Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим, бесцветный, прозрачный.
Педагог: А теперь пройдем к столу и начнем 2 эксперимент.
Опыт №2. «Пузыри» На столе емкость с водой и пустая банка.
Педагог: Как вы думаете, есть ли воздух в банке?
Ответ детей: Есть.
Педагог: Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось?
Ответ детей: (Пузыри).
Педагог: как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки и заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Пузырьки бегут вверх, т. к. воздух легче воды.
Педагог: Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Ответ детей: Мыльные.
Педагог: Давайте и мы мыльные пузыри попускаем. Что находится внутри мыльных пузырей? Мыло?
Ответ детей: Воздух.
Педагог: Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Педагог: Ребята, скажите мне, воздух имеет форму.
Дети: нет.
Педагог: Правильно, воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той ёмкости, в которой находится.
Опыт № 3. «Воздух внутри нас»
Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит (появляются пузырьки). А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки. Откуда же появились пузырьки? (Мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками. Ребята, что внутри нас? (Воздух).
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает» (дети показывают жестами).
•Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Опыт № 4. «Кораблики»
(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)
Педагог: Что делают кораблики?
Ответ детей: Стоят на месте.
Педагог: А теперь давайте подуем, что делают кораблики?
Ответ детей: плавают.
Педагог: Мы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Мы с вами убедились, что воздух может передвигать предметы.
Опыт № 5
Педагог: Ребята, скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните (запаха нет). Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Они передаются воздухом, и мы их чувствуем. А вы знаете, что запах может спрятаться, закройте глазки и дышите носом (вносится две коробочки – пустая и с апельсином). Пахнет ли чем-нибудь из этой коробочки (пустая, а как вы думаете, какой запах спрятался в этой коробочке (открываю, а там апельсин). Воздух донёс до наших носиков запах апельсина.
Вывод: воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.
Педагог: Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух. Для чего он нужен человеку? (чтоб дышать). Ребята, а зачем нужен воздух, мы можем обойтись и без него. Проверим? Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго (дети пробуют не дышать).
Педагог: А теперь давайте пройдем на стульчики и поговорим о том, что мы узнали (презентация «Свойства воздуха»)
Педагог: видимо, без воздуха и, правда, жить не возможно! Ребята, кому нужен воздух, кто не может жить без него? (люди, животные, растения.).
Педагог: Давайте вспомним, кому же нужен воздух? (проводится д / и «Кому нужен воздух»: Ребёнок берёт карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмету воздух). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому.
Молодцы! Ребята, для того, чтобы мы могли вспомнить, что же интересного мы узнали о воздухе, шарик оставляет нам карточки-схемы (Воздух бесцветный и прозрачный. Не имеет форму. Находится внутри пустых предметов и нас. Воздух передвигает предметы. Он не имеет запаха, только передаёт чужие запахи. Он нужен для жизни людям, животным и растениям).
Рефлексия: Педагог: Вам понравилось занятие? Шарик дарит вам мыльные пузыри, вы сможете поиграть с ними на прогулке. Шарик еще просит вас сочинить сказку о том, как жили - были два брата ветра, один был злым, колючим, а другой добрым, ласковым… А что же с ними произошло, вы придумаете дома и потом расскажете.
Автор - составитель Голендяева В. А.