Надежда Слепчик
Открытое занятие по экологии в старшей группе «Чудо-картофель» в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по экологии
Тема: «Чудо картофель»
В условиях ФГОС
Воспитатель ст. гр. №1
МКОУ СОШ №5 ДО №1
Слепчик Н. М.
Нальчик 2017-2018 у. г.
Цели и задачи:
Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
Темочки:
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле. Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Словарная работа:
Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая).
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказывать помощь при самостоятельной постановке опытов.
Оборудование:
• Клубни картофеля разных сортов.
• Пластмассовая форма с крахмалом, йод, терка, пипетка.
• Иллюстрации, конспект занятия, использование ИКТ
• Накрахмаленная салфетка, кисель.
• Полотенца на каждого ребенка
Предварительная работа:
1. Подбор и систематизация материала.
2. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».
4. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.
5. Использование дидактических игр об овощах.
6. Проведение наблюдений за посаженным картофелем.
7. Наблюдение за ростом картофеля.
Ход занятия
I. Орг. момент.
Дети заходят в группу под музыку.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, вы любите загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Отлично! Послушайте внимательно и скажите, о чем мы будем сегодня говорить. Воспитатель: Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь?
Дети: О картошке.
II. Основная часть.
1 ребенок:
Что копали из земли,
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли
Ели и хвали? (картофель)
Воспитатель: Трудно представить, что до XVIII века наши предки, да и вся Европа жили вовсе без картофеля. Сегодня картошка гордо носит звание "второго хлеба", что вполне заслуженно. Заглянув в календарь, мы узнаем, что 28 июля отмечается "День картофеля.
Воспитатель: Ребята, вы знаете Родину картофеля, кто его привез к нам в Россию?
Дети: В Россию картофель был завезен Петром 1. Путешествуя по Голландии, он прислал мешок картофеля в Петербург с наказом: «Приглашать население заниматься разведением картофеля». Но крестьяне отказались его сажать и даже бунтовали – в истории это так и назвали картофельный бунт.
Воспитатель: Как его использовали, в качестве чего?
Народ не знал, как правильно использовать картофель. Многие использовали в пищу не клубни, а плоды картофеля, не зная, что они содержат яд - солонин. Избежать отравлений не удалось.
Дети: Цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты.
Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом.
Воспитатель: Высаживают клубни в землю в конце мая начало июня, выращивают 90 – 100 дней урожай собирают осенью, в сентябре. Теперь мы не можем представить себе жизнь без него. Уже в наши дни в Румынии близ города Георгине в поле воздвигли памятник картофелю. А в Брюсселе находится музей картофеля, где для посетителей звучит музыкальная пьеса, написанная в честь этого овоща И. С. Бахом.
2 ребенок:
Папе я не понапрасну
Помогал копать картошку
Пол - ведра – мой ценный вклад,
Не картошка – просто клад!
Воспитатель и дети переходят к просмотру фото отчета о посадке картофеля.
Воспитатель: Весной, когда природа ещё не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые руки человека всё лето ухаживают за кустиком: рыхлят землю, окучивают его, пропалывают сорную траву. А осенью, когда куст выкопали, вместо одной картошки там оказалось несколько.
Воспитатель: А вы знаете, что дождик помогает человеку выращивать картофель. Как он помогает?
Дети: Дождь поливает землю.
Воспитатель: А кто еще может помочь картофелю расти?
Дети: Солнце. Оно согревает землю.
Воспитатель: А кто мешает? Фото вредителя, назвать.
Дети: Колорадский жук. Он ест листья растения.
Воспитатель: Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля?
Дети: Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку.
Воспитатель: А теперь возьмите по клубню картофеля в руки (с подноса) и рассмотрите его.
Какого он цвета? А какой он формы?
Ответы детей.
Воспитатель: Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это - как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Кати волосы светлые, а у Полины тёмные. Дима высокий, а Алёша пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.
Воспитатель: Картофель какой на ощупь? Что есть у картофеля?
Дети: Клубни, корни, стебель, цветки, плоды, листья, ростки, глазки.
Воспитатель: Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен!
III.Физминутка:
Попрошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и подтянулись,
Наклонились, разогнулись,
Вдох и выдох - улыбнитесь.
Воспитатель: Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. А теперь пройдём в нашу лабораторию. Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Кто знает какие-нибудь блюда из картофеля?
Дети: Пюре, картофель фри, драники и др.
Воспитатель:Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство.
Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!
Знаете ли вы из чего состоит картофель? А почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нём содержится крахмал.
А как вы думаете, для чего нужен крахмал?
Дети: Для того чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.
Воспитатель: Кто из вас пил кисель? А кто видел крахмал?
Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём.
Оказывается, без него мама не сможет ни вкусный кисель сварить, ни накрахмалить белую салфетку или простыню. Кто из вас пил кисель? А кто видел крахмал? Как вы думаете, сможем ли мы с вами его увидеть? Давайте попробуем.
IV.Опытно - экспериментальная деятельность:
Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сухого крахмала, натертого на терке картофеля. Капаем несколько капель йода на картофель. В результате чего йод меняет цвет.
Воспитатель: Итак, мы с вами, сделали открытие, узнали из чего состоит картофель – из крахмала.
Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, крахмал на ощупь скрипит, не имеет вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.
Результат: Там, где есть крахмал, йод меняет цвет.
3 ребенок:
Думаю, из овощей,
Лучше всех – картошка,
Без нее не сваришь щей,
Не поешь окрошки!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного подкрепиться ПРИГОТОВЛЕНИЕ КАРТОФЕЛЯ ФРИ.
V. Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка, о том, как надо выращивать картошку как заботиться о ней, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также получают крахмал. Теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить своих родных и друзей. Спасибо вам за активную работу.