Наталья Шадыева
Открытое занятие по экологии «Обитатели тайги» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий тайги.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания;
Развивающие:
Развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные «открытия».
Развивать смекалку сообразительность и эрудицию.
Воспитательные задачи:
Показать значение леса для животных и человека. Воспитывать бережное отношение к лесу.
Публикация «Открытое занятие по экологии „Обитатели тайги“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Тайга
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материалы к занятию: иллюстрации, изображающие флору и фауну тайги; пособие для детей 5-6 лет (стр. 23-24), экологические знаки.
Ход занятия
-У кого в гостях мы побывали в прошлый раз? (У жителей Крайнего Севера). На прощание они подарили Тане, Ване и доктору Айблиту сувениры.
Как вы думаете, какие подарки получили путешественники? (Изделия из оленьего меха,фигурки из моржовой кости.)
Игра «Лото растений»
Детям раздаются карточки с изображениями растений тундры (ягель, клюква, морошка и др.) и тайги (ель, кедр, сосна, пихта и др. хвойные).
- Сегодня нам предстоит дальнейшее путешествие. Давайте поиграем в игру «Лото растений» и вспомним о тех местах России, где мы уже побывали. Вот сдесь две карты с изображением Северного полюса и тундры. У каждого из вас карточки с изобраениями различных растений. Вам надо догодаться, где что растет.
Затруднение при выполнении задания возникает у детей, которым достались карточки с хвойными растеними. Они не могут понять, куда им положить свои карточки.
-Может хвойные растения есть на Северном полюсе - тут нет ни одной карточки (Там растений нет)
Решение подсказывает воспитатель.
- Может они растут в тундре? (Деревья в тундре не растут, ель и сосна растут в лесу.) Все эти деревья — хвойные, и растут они в лесу, который называется тайга. Как вы думаете почему? В тундре их не было оттого, что корням растений мешала вечная мерзлота. Значит в этих местах ее нет. Почему? Потому что зимы здесь хоть и холодные, но не долгие.
И вот уже лес стоит сплошной стеной.
Посмотрите какие деревья вы видите (Ель, сосна, кедр, пихта.)
- Что у них общего?
- Как вы думаете почему в этих местах могут расти только хвойные деревья? Потому что жесткая листва (иголки) этих деревьев надежно защищены от суровых морозов оболочкой.
- Итак мы оказались с вами хвойном лесу. Такой лес называется тайга.
Тайга огромна. Она занимает 1/10 часть суши пригодной для жизни.
Тайгой называется лес, в котором растут различные хвойные деревья.
-А как наывается лес, состоящий из одних елей? (Ельник.)
- А если внем растут только сосны? (Сосновый бор.)
Неторопливо идем по тайге.
-Что у нас под ногами (Снег)
-Почему вы так думаете (Потому что сейчас зима и у нас, и в тайге)
Физкульт минутка
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
-А летом в тайге сумрачно. Почему? (Сквозь густую хвою света проникает совсем немного. Под ногами хвойная подстилка.)
-Много ли растений — кустов, травы, цветов между деревьями? (Нет)
-Почему? (Мало света,бедная почва,так как иголки гнеют медленно.)
Только тенелюбивые грибы, лишайники, папаротники и черника могут расти на хвойной подстилке.
В теплые дни лес наполнен жужжанием комаров, слепней, мощек. Это паразиты. Они прокалывают или прокусывают кожу животного или человека и насыщаются его кровью. Представьте, что вы оказались летом в тайге и на вас напали полчища комаров и мошек.
-Что вы станете делать? Покажите.
-Но если много насекомых, значит есть и те кто ими питается. Кто это? (Птицы)
-А для кого является пищей огромное количество шишек? Для белок, бурундуков, клестов. Срывают и уносят шишки в свою «столовую» или «кузницу» дятлы.
Вы уже знаете,что белки делают запасы на зиму, но не все запасы они потом находят. И если спрятанные орешки останутся до весны, то они прорастут и из некоторых со временем появятся новые деревья. Выходит, что животные помогают распространению хвойных деревьев.
Сюрпризный момент письмо от Лесовичка.
Стук в дверь появляется почтальон и вручает письмо.
А как называется хозяин леса. (Лесник) Старичек Лесовичек прислал нам письмо, давайте посмотрим что в нем. А в нем знаки как нельзя вести себя в лесу. Давайте расшифруем их.
Работа с пособием
Задание «Покажи стрелками, чем питаются эти животные»
-Рассмотрите рисунки и расскажите, какие животные живут в тайге. Чем они питаются? Покажите стрелками.
Задание «Кто из зверей хищник.»
-Все животные тайги делятся на две группы. Посмотрите на знаки в середине рисунка и ответте, на какие? (Хищники и травоядные). Вернее растительноядные — ведь белка питается в основном семенами деревьев. Кого на рисунке больше- хищникиов или растительноядных, растительноядных или зверей, зверей или хищникиов?
Если детям трудно произносить слово «растительноядный», то его можно заменить словами «питаются растениями», «поедающие растения» и т. п.
Подведение итога занятия
- Почему тайга называется хвойным лесом? Как нельзя вести себя в лесу?