Получи документы

Открытое занятие про лекарственные растения «Лекарства из Божьей аптеки»

Семукова Татьяна
Открытое занятие про лекарственные растения «Лекарства из Божьей аптеки»
▼ Скачать + Заказать документы

Этапы и цели занятия.

Деятельность педагога Деятельность обучающихся УУД

1. Этап мотивации.

Цель: включение в деятельность на личностно – значимом уровне. «хочу, потому что могу».

Настраивает учащихся на работу. Повторяют правила поведения на природе. Личностные УУД,

Регулятивные УУД

Познавательные

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в поход. Вот у меня даже рюкзак есть. Но для того, чтобы идти в поход, необходимо знать и соблюдать определенные правила. Какие?

(заранее продумать маршрут, собрать необходимые в походе вещи)

- А какие вещи необходимы в лесу?

Публикация «Открытое занятие про лекарственные растения „Лекарства из Божьей аптеки“» размещена в разделах

(Нож, спички, соль – самые необходимые вещи, котелок, термос, фляга с питьевой водой, карамельки, бутерброды, теплые носки, свеча, аптечка).

-А что делать, если аптечки нет, что может заменить нам аптечку в природных условиях? Ребята, как вы думаете, что мы можем положить в рюкзак, возвращаясь из похода? (лекарственные травы).

-Давайте отправимся в поход, а потом посмотрим, что полезного мы принесем с собой из лесу, придя домой.

-Я принесла вам вкусный чай, но там у меня нет заварки, которую мы покупаем в магазине. Что же находится в моем термосе? (лекарственные травы).

У меня есть целебное лукошко, в котором находятся травы, из которых можно заваривать чай на природе и дома. Эти травы растут в наших лесах и служат лекарством от многих болезней, не случайно их называют лекарственными растениями, «Лекарствами из Божьей аптеки».

II. Рождение нового знания.

Презентация «Лекарства из лесной аптеки» с музыкальным сопровождением – пение птиц.

Цель:

1. способствовать формированию умения работать с дополнительными источниками информации (энциклопедии)

2. развивать речь и творческие способности учащихся.

Организует погружение в тему. Слушают рассказ педагога, делают вывод

Познавательные УУД,

Коммуникативные УУД

1. Сообщение учащегося о пользе лекарственных растений (реализация индивидуального домашнего задания)

Природа в своей зеленой лаборатории изготавливает целый ряд веществ, без которых не могут существовать ни человек, ни животные. Они неповторимы по вкусу, цвету, запаху. В каждом цветке своя поэзия. Природа является первым целителем, к ней обращался первобытный человек, стремясь избавится от болезней. Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные себе разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней.

- Ребята, а что нужно помнить и знать при сборе лекарственных растений?

(какие части лекарственного растения имеют применение в медицине, в какое время должен производиться сбор, какие меры должны быть приняты для лучшего сохранения сырья).

ЛЕСНЫЕ ЛЕКАРСТВА ТРЕБУЮТ ТОЧНЫХ ЗНАНИЙ!

- Какие растения могут помочь нам в случае опасной ситуации на природе?

Вывод: лекарственные растения помогают человеку в трудной ситуации, но требуют точных знаний. Их нужно «знать в лицо».

Активизирует деятельность обучающихся, пробуждает интерес к получению новой информации

Познавательные УУД,

коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

2. Знакомство с лекарственными растениями. (На столах ребят лежат «блокноты туриста» с иллюстрациями и основными сведениями о лекарственных растениях).

- Какие растения могут помочь нам в случае опасной ситуации на природе?

Подорожник – снимает боль, останавливает кровь, помогает заживлению ран. Листья подорожника промыть в воде, растереть до появления сока или размельчить, а потом приложить к больному месту и забинтовать. Сок подорожника незаменим при сильных ушибах и растяжениях связок, а также при укусах шмелей и ос.

Листья крапивы - способствуют свертыванию крови и стимулируют заживление тканей. Сок свежих листьев крапивы используют при лечении нагноившихся ран. При кашле используют как отхаркивающуюся микстуру. «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит», - так писали в 17 веке русские врачи.

Зверобой – настоем, приготовленным из цветков и стеблей, промывают ожоги, используют для полоскания рта при кровотечениях десен, компрессы накладывают на раны и язвы.

Ромашка – настой из двух столовых ложек цветков, залитых стаканом кипятка, используют для лечения ожогов. (ромашку полезно держать там, где хранятся продукты, тогда не будет мышей).

Кора ясеня – оказывает противовоспалительное действие, используют сочную сторону коры, прикладывают к ране.

Медуница – жгучий красноватый сок медуницы может заменить йод.

Пух Иван-чая, сердцевина камыша используются как вата.

Белый торфяной мох сфагнум может заменить вату, его называют «болотная вата».

Кора молодой сосны или ели заменит бинт.

Гриб- дождевик - успокоит боль и остановит кровь, если его беловатое тело разрезать и приложить к поврежденному месту.

Сухие листья клевера, обдав кипятком и завернув в марлю, лечат ожоги.

Плоды черемухи и плоды рябины успешно лечат желудочно- кишечные заболевания.

Хвощ – порошком сухой травы присыпают раны.

Одуванчик –выдержав 30 минут в соленой воде для снятия горечи, измельчить, истолочь, посолить, использовать как салат для пополнения организма источником железа, кальция, а фосфора в одуванчике содержится больше, чем в листовых овощах. Если корни одуванчика поджарить до бурого цвета и залить кипятком, то получим напиток, напоминающий кофе, ароматный и вкусный.

Мята- придает чаю аромат, служит успокоительным средством.

Шиповник, клюква, малина –кладезь витаминов, используются для заваривания полезного напитка. Тот, кто пьет полстакана отвара шиповника в день, по мнению медиков, запасаются бодростью на весь день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни к вам не прицепятся.

3. Словарная работа

- Наука, рассказывающая о лечении лекарственными травами, называется

ФИТОТЕРАПИЯ.

Устанавливает правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Включение детей в обсуждение проблемных вопросов

Слушают рассказ педагога, делают вывод

Коммуникативные УУД

Познавательные

Регулятивные

2 часть занятия

4. Знакомство с ядовитыми растениями.

- Все ли растения могут оказать нам помощь, если мы оказались на природе и попали в трудную ситуацию?

(Нет, в природе существуют ядовитые растения)

- Какие растения называются ядовитыми?

Растения, которые содержат ядовитые вещества, вызывающие отравления у людей. Растения, употребление которых даже в незначительных количествах может вызвать болезненные явления, отравления, порой приводящие к смерти. Опасны они из-за содержащихся в них ядов (токсинов).

На земле насчитывается около 10 тысяч видов ядовитых растений!

О ядовитых свойствах некоторых растений было известно еще в глубокой древности. Люди слагали о них легенды. В Древней Греции считалось, что тайны таких растений ведомы лишь богине Луны, дорог и волшебниц – трехликой Гекате, и называли эти растения ее «полночными травами». Согласно мифу храм Гекаты был возведен на берегу Черного моря в Колхиде, в царстве короля – волшебника Айета. У него был сад, в котором волшебницы-фармакиды под покровительством Гекаты изготовляли ядовитые и целебные снадобья из этих растений. Отсюда древнегреческое слово «фармакон» означает одновременно «яд» и «лекарство», и «колдовство».

Сейчас мы называем эту науку – ФАРМАКОЛОГИЯ.

А как вы думаете, зачем растения ядовиты? (чтобы их не трогали травоядные животные)

-Но ведь все ядовитые растения опыляются насекомыми. Возникает вопрос: как чувствуют себя насекомые, ведь растение-то ядовито? Вот вам и загадка природы. Значит, ядовитые растения ядовиты не для всех : для врагов –да, для друзей –нет!

Нужно ли истреблять ядовитые растения? (нет, некоторые из них используются в медицине, а вот борщевик в нашей республике необходимо истребить).

-Почему же случаются отравления?

(Люди, не зная ядовитых грибов и растений, пробуют их на вкус, пренебрегая простейшими правилами собственной безопасности на природе).

Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть также привлекательно, как и самые безобидные представители флоры. Знать их надо «в лицо». А знакомиться заранее удобно по рисункам, фотография м и гербарию.

Сегодня мы с вами будем разведчиками ОБЖ, будем учиться быть внимательными и оказывать самопомощь в трудных ситуациях, которые могут возникнуть на природе. Давайте рассмотрим ядовитые растения, которые распространены на территории нашей республики и на территории Печорского района.

По топким низменным местам, около рек и прудов, а то и прямо в воде растет весьма опасное растение ВЕХ ЯДОВИТЫЙ, или как его называют ЦИКУТА. Высокий трубчатый стебель привлекает ребят как материал для изготовления духового ружья, то есть «трубки – стрелялки» или водяного насоса. Вот тут и подстерегает ребят опасность. Стоит хотя бы немного подержать во рту стебель ВЕХА, а еще хуже, откусить кусочек и пожевать – и можно получить опасное для жизни отравление. Первые признаки появляются уже через 5-10 минут. Это боли в животе, головокружение, слабость, тошнота, рвота, затрудненное дыхание, резкая бледность кожных покровов. Вслед за этим теряется сознание, возникают судороги. Вот чем может закончится невинная забава!

- Как определить ядовитое растение ВЕХ? -(потереть пальцами листья или стебель, при этом распространится неприятный запах.)

КУПАЛЬНИЦА – удивительно живописное растения! У купальницы ядовито все: и листочки, и ярко-желтые бубенчики. Но несмотря на свою красоту, растение ядовито.

Белена растет на пустырях, вдоль дорог, на полях, на заброшенных пашнях. Цветет желтовато – белыми цветами с фиолетовыми жилками, начиная с июня по сентябрь месяц. Вместе с цветением растение дают зеленые коробочки с крышечками- плоды, которые содержат семена. Семена – буро –серого цвета, очень похожи на семена мака. И ребята, думая, что это зернышки мака, отравляются этими коварными семенами.

Но белена «предупреждает» человека об опасности: издает неприятный запах, и, конечно, надо помнить о том, что у мака цветки красные, а у белены –желтые.

Очень много у нас в лесах кустарника, который очень ядовит. Это волчье лыко или волчья ягода. Цветет ранней весной (апрель –май) до появления листьев. Цветы розовые, душистые, а плоды ярко-красные. Если съесть эти ягоды, возникает сильное жжение во рту, затем наступает отек слизистой оболочки языка, губ, гортани, затрудняется дыхание, человек может задохнуться. У этого растения ядовита и кора. Стоит только прикоснуться к влажной коре, чтобы получить сильные ожоги.

БАГУЛЬНИК – растет на болотах и называется багульником болотным. Этот кустарник с красивыми белыми цветами вовсе не безобиден. Он ядовит, и обращаться с ним нужно очень осторожно. Собирают люди голубику, и вдруг начинает кружиться голова. Это от дурманящего аромата багульника происходит головокружение.

Наш любимый ландыш майский – следующее ядовитое растение. Много сложено песен и стихов о его красоте, но забывают сказать о его ядовитости. У ландыша ядовиты его ярко- красные плоды. Некоторые из людей принимают их за съедобные, и наступает отравление: головная боль, шум в ушах, головокружение, рвота, расстройство кишечника, редкий пульс, сужение зрачков, развиваются судороги.

ЛЮТИК ЕДКИЙ – «Куринная слепота» - название происходит от слова «лютый». Особенно ядовиты лютик жгучий и лютик- прыщенец, капелька сока этих растений может вызвать раздражение кожи (особенно у детей, появление волдырей. Оба растения обитают на травяных болотах, сырых лугах, в канавах.

БОРЩЕВИК – гигант среди трав, его высота достигает 3-х метров. На мощном стебле в руку толщиной по нескольку соцветий. Его ввели как кормовую культуру, но он одичал. Борщевик можно встретить на обочинах дорог, на полях, во дворах. Все растение содержит вещество, вызывающее ожоги кожи под действием солнечных лучей (в пасмурную погоду почти безвреден). Если сок растения тотчас же не смыть водой, на коже образуются долго не заживающие ранки.

БОЛИГОЛОВ – двулетнее растение в рост человека и даже выше. Стебель этого растения имеет красновато-фиолетовые пятна и сизый налет. К тому же у болиголова неприятный «мышиный» запах, в солнечный день этот запах распространяется на несколько метров. Ядовиты все части этого растения. Они содержат вещество, действующее на нервную систему. Этот яд легко всасывается в кровь. У пострадавшего сначала возникает тошнота, затем немеют ноги, постепенно останавливается дыхание.

Вороний глаз – растет в лесу. Среди четырех крупных листьев расположена ягода – крупная, черно-синего цвета, похожая на чернику. Но надо различать: у черники листьев много, они мельче и растет по нескольку ягод.

III. Первичное закрепление знаний. Физминутка.

Мы много потрудились, изучая ядовитые растения, давайте сделаем привал и отдохнем.

Сейчас будем собирать лекарственные травы для домашней аптечки. Я называю растение, а вы думаете, берем ли мы его, или оставляем в лесу. (дети наклоняются, «срывая растение, собрав букет, вдыхаем его аромат»).

IV. Усвоение нового теоретического материала

Цель: познакомить учащихся с алгоритмом оказания первой помощи в природных условиях при отравлениях ядовитыми растениями, научить оказывать самопомощь при отравлениях.

Осуществляет метапредметную связь, знакомит детей с действиями при отравлениях ядовитыми растениями.

работают над алгоритмом оказания первой помощи при отравлениях.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

1. Правила безопасного поведения на природе и оказание первой помощи.

-Мы рассмотрели растения, которые могут вызвать тяжелое отравление человека, а что же нужно делать, чтобы избежать отравлений?

• Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты;

• Использовать только те растения, которые вы знаете;

• Необходимо отучиться от вредной привычки брать в рот первую попавшуюся ягоду, травинку, сдирать кору с прутиков зубами;

• Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из него сок. Сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито (кроме ОДУВАНЧИКА).

• Можно потереть губы соком растения. Если в течение 4-5 минут появится ощущение жжения или горечи, это растение не годится в пищу.

• Самое главное – хорошо знать родную природу, тогда никакие ядовитые растения не будут опасны.

-Но что же делать, если все-таки вы отравились?

• Действовать быстро и решительно!

• Попытаться вызвать рвоту и промыть желудок. Для этого необходимо выпить несколько стаканов теплой воды с добавлением в каждый стакан 1-2 чайных ложек поваренной соли.

• Рвоту вызвать, надавив двумя пальцами на корень языка, повторить несколько раз до появления воды.

• Как можно скорее обратиться к врачу.

2. РУБРИКА «А вы знаете, что….»

- в косточках вишни, персиков, абрикосов и горького миндаля, если ее разгрызть, содержится синильная кислота – очень опасный яд.

- наш обыкновенный картофель содержит ядовитое вещество солонин во всех своих частях, кроме созревших клубней. Конечно же, никому в голову не придет есть его ядовитые ягоды или ботву, но не все знают, что позеленевшие клубни картофеля в пищу не пригодны: солонин не разрушается даже при кулинарной обработке.

Рефлексия.

-У вас на столе, ребята лежат «личики», пожалуйста, покажите на них свое настроение, дорисовав радость или грусть, а потом прикрепите «личико» на доску. Посмотрим, какими же мы возвращаемся из похода.

В заключении:

ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ПРИРОДА.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется -природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется –природа

Давайте же сердца ей отдадим!

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она- твой дивный добрый лекарь,

Она- союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

НАС МНОГО, А ОНА –ОДНА!

М. Пляцковский.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Лекарственные растения нашего края» Цели: - Расширить знания детей о лекарственных растениях нашего края; - Развитие познавательные способностей детей, коммуникативные навыки.

Беседа «Лекарственные растения» Конспект ознакомительной беседы для детей старшей группы «Лекарственные растения». – Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива).

Детский экологический проект «Лекарственные растения» Введение: Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения - детского сада комбинированного.

Детский экологический проект «Лекарственные растения»Детский экологический проект «Лекарственные растения» Детский экологический проект:«Лекарственные растения»[/h3] Проект разработан: Воспитателем детского сада № 244 ОАО «РЖД» Парыгиной С. А.

Конспект занятия «Лекарственные растения» «Лекарственные растения» Цели: 1. познакомить с историей использования лекарственных растений; 2. расширить знания детей о лекарственных.

НОД «Лекарственные растения» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения.

Фотоотчет о реализации проекта «Лекарственные растения»Фотоотчет о реализации проекта «Лекарственные растения» Проект «Лекарственные растения» В мае распускается вся природа, зацветают деревья и кустарники, на клумбах красуются тюльпаны, нарциссы,.

Проект «Лекарственные растения» (старшая группа) Вид проекта: информационно - творческий Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и.

Проект «Лекарственные растения» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Проект на тему: "Лекарственные растения" МАДОУ детский сад №25 «Матрёшка».

Конспект занятия «Лекарственные растения» Воспитатель: Томме Лариса Васильевна Интеграция видов деятельности (игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие про лекарственные растения «Лекарства из Божьей аптеки»
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 17:18
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие про лекарственные растения «Лекарства из Божьей аптеки»» (включая файлы) размещена пользователем Семукова Татьяна (УИ 1562990) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД