Сайфуллина Рима
Конспект открытого занятия по швейному делу в доме-интернате «Волшебная пуговица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Волшебная пуговица»
Тип занятия : Урок «открытия» нового знания
Цель: познакомить воспитанников с историей пуговицы, ее применение в быту. Формировать представления детей о форме, размерах, цвете.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
учить воспитанников правильно называть цвет и форму предметов; формировать умение различать пуговицы по размеру, употребляя при этом в речи слова большая, маленькая;
группировать пуговицы разного цвета, формы и величины;
Публикация «Конспект открытого занятия по швейному делу в доме-интернате „Волшебная пуговица“» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Открытые занятия. Конспекты
- Пуговицы, пуговки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
уточнить знания детей о пользе и назначении пуговиц;
закреплять приобретенные знания и умения.
Коррекционно - развивающие:
развивать практические знания о познавательной деятельности;
развивать логическое мышление;
развивать зрительное и слуховое внимание;
развивать мыслительные операции;
развивать активную речь;
развивать творческие способности, фантазии;
развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные :
воспитывать положительное отношение к труду;
воспитывать навыки выслушивания и интерес к процессу занятия;
воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность в работе.
Здоровьесберегающие:
создавать благоприятный психологический климат;
вырабатывать правильную осанку;
учитывать индивидуальные особенности воспитанников;
сочетать статические и динамические задания.
Методические приемы:
словесные методы (беседа, чтение стихотворения, загадки, фронтальный опрос);
наглядные методы (презентация, образцы пуговиц, бабочек);
практические методы (выполнение заданий).
Оборудование:
а) демонстрационный материал:
обучающая презентация к уроку;
коробочки с пуговицами разного размера и цвета;
б) раздаточный материал:
бабочки, вырезанные из материала с метками;
пуговицы;
в) технические средства:
ноутбук, экран, проектор, электронное приложение.
Предварительная работа:
разучивание пальчиковой гимнастики,
знакомство с пуговицами, назначением и их пользой;
поделки из пуговиц;
игры: «Найди такую же»; «Больше – меньше»; «Опиши пуговицу»; «Выложи фигуру».
Ход занятия
Дети сидят за столом
Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте ребята!
Ритуал приветствия
За столы все тихо сели,
На меня все посмотрели.
Все ребята присутствуют на занятии и это хорошо.
Сегодня мы с вами
Повторим материал, узнаем новое,
Выполним практическую работу,
Закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать:
“Это всё умею я”.
У меня сегодня хорошее настроение, а у вас?
(не говорящему ребенку предлагается показать это с помощью жестов или выбрать подходящую картинку с изображением эмоции)
Давайте подарим друг другу хорошее настроение! А для этого назовите своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно.
Молодцы, ребята! Смотрим на меня, спина прямая, слушаем внимательно.
Актуализация знаний (Технология сотрудничества - взрослый - ребенок)
Ребята, в нашей мастерской мы встречаемся каждый день, и, конечно же, все мы знаем правила внутреннего распорядка (ПВР).
Давайте вспомним эти правила.
Обратите внимание на экран. (ИКТ)
Слайд №2 Инструкционная карта № 1
1. Для чего нужны правила внутреннего распорядка? (ПВР)
2. Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?
(Ответы детей - ПВР – правила внутреннего распорядка нужны для соблюдения дисциплины).
Слайд №3 Инструкционная карта №2
1. Что мы называем специальной одеждой и для чего она нужна?
(Ответы детей - фартук и косынка)
Слайд №4 Инструкционная карта№3
4. Что входит в обязанности дежурных?
5. Как навести порядок в мастерской после работы?
Вспомнили наши правила, молодцы ребята!
Основное содержание занятия
Введение в тему
Проблемная ситуация
Ребята, послушайте, что вы слышите? (трясу коробку, в которой лежат
пуговицы) (Технологии проблемного обучения)
Дети: Треск, шорох, грохот, звон, шум и др.
А как вы думаете, что может там лежать?
Дети: Камушки, горох, копеечки и т. п.
Давайте откроем коробочку и заглянем в нее. Что там?
Дети: Это пуговицы!
Слайд № 5 Тема занятия : «Волшебная пуговица».
Возьмите каждый по одной пуговке, рассмотрите ее, погладьте пальчиками и скажите, какая она (разбирают пуговицы по желанию, уступая девочкам). Марат, расскажи о своей пуговке, какая она у тебя? (по 2-3 слова, чтобы успели все дети рассказать).
Дети: Зелёная, большая, круглая, с дырочками и т. п.
(После описания дети складывают пуговицы в коробочку)
А как вы думаете, зачем нужны пуговицы?
Дети: Чтобы застегивать вещи.
Посмотрите на мою пуговицу (маленькая, для легкой одежды). Как вы думаете, куда ее можно пришить?
Дети: На рубашку, платье, кофточку.
А на пальто, шубу?
Дети: Нет, не будет держать.
А если бы пуговиц вообще не было, можно было бы без них обойтись?
Дети: Да, есть замки-молнии, шнурки, кнопки.
Правильно, без пуговиц можно было бы прожить, но они существуют
потому, что они такие разные, красивые, необычные.
Ребята, а что мы с вами умеем делать из пуговиц?
Дети: Картины, поделки.
А вот сегодня мы с вами будем играть в волшебников. Знаете ли вы, кто такие волшебники?
Дети: Они делают чудо, волшебство!
Вот и мы с вами будем сегодня творить волшебство. Но перед этим давайте разомнем свои пальчики, так как творить волшебство мы будем нашими ручками.
Слайд № 6 Пальчиковая физ. минутка
(Здоровьесберегающие технологии)
Физкультминутка «Пальчики – мальчики»
(зажимаем пальчики)
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок,
Ну а вместе - кулачок (хвастаемся кулачком)
Давайте вспомним свою любимую пальчиковую гимнастику о пуговках :
Слайд № 7
С нитки пуговки снимаю (Гладим каждый пальчик пальцами второй руки.)
И в коробку собираю. (Собираем в ладошку.)
Пуговичек очень много, (Играем пальчиками.)
Поиграю я немного.
Пуговицы я кручу, (Крутим кистями рук.)
И портным я стать хочу. (Шьем иголочкой.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Снова будем мы играть. (Хлопаем в ладоши.)
Пальчики наши готовы к работе.
Первичное закрепление материала
Ребята, отгадаем загадку и вспомним, что хранится у нас в этой коробке?
Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это? (пуговица)
Я весёлая такая, деловая, озорная,
Вместо глазок дырочки,
Пришей, без растопырочек!
Конечно, это пуговица!
У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Найдите на своей одежде пуговицы. Расскажите, какие они? (Дети рассматривают пуговицы, описывают их.) Как вы думаете, для чего нужны нам пуговицы? Почему они такие разные, не похожие друг на друга? (Ответы детей) Какие ещё виды застёжек вы знаете? (Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.) Откуда же пришла к нам пуговица?
Слайд № 8 История появления пуговицы (ИКТ)
В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки. Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли.
Слайд №9 Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, использовались в качестве украшения, а не для застегивания и были обнаружены в Индии. Сделаны они около 5000 лет тому назад! Впервые пуговицу стали использовать как застежку в Германии примерно в 13 веке. Слайд №10 Затем пуговицы быстро распространились по Европе и применялись для изготовления облегающей одежды. Пуговицы в те далёкие времена были дорогой вещью. На одежде богатых людей они превратились в настоящее украшение из золота и серебра.
Слайд №11 Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье. Шуба могла стоить дешевле помещенных на нее пуговиц. На одну такую пуговицу можно было приобрести дом.
Слайд №12 На Руси делали пуговицы - «кляпыши» : палочку из серебра обвивали золотыми нитями до тех пор, пока на одном конце не получался шарик. Самые маленькие «кляпыши» были с горошину, а крупные – размером с куриное яйцо. Одежду, застёгивающуюся на золотые и серебряные пуговицы, носили только богатые люди.
Слайд №13 В 19 веке появились пуговицы, обтянутые тканью. Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д. Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова «пугать».
В нашей мастерской тоже есть пуговицы, вот некоторые поделки из них.
Слайд №14 Разновидности пуговиц.
Перед вами современные пуговицы. Из чего они сделаны? (из металла, дерева, пластмассы, кости, стекла, перламутра). Дети рассматривают пуговицы.
Самостоятельная работа (Технологии дифференцированного обучения и воспитания)
Практическая часть:
- выложите пуговицы, лежащие перед вами, в прямую линию;
- передвиньте их так, чтобы получилась волнистая линия (превратилась в круг, квадрат и т. п.);
- а теперь мы будем волшебниками, перед вами лежат бабочки, давайте их оживим.
С помощью пуговиц мы превратим их в волшебных бабочек. На крыльях есть метки, но чтобы получилось волшебство, каждой пуговке надо найти свое место. Только тогда ваша бабочка оживет. Всем понятна задача? Приступаем к волшебству
Во время практической работы, включить спокойную музыку ( Коррекционные образовательные технологии: технология музыкального воздействия)
Покажите, что у вас получилось?
Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (формой, размером, разным количеством отверстий.)
Ребята, а сейчас немного расслабимся.
Слайд №15 Физминутка «Здоровьесберегающие технологии»
Музыкальная гимнастика для глаз. (ИКТ)
Включение нового знания в систему знаний и повторение (5мин.)
Практическая часть:
Закройте глаза и разложите пуговицы по размеру : крупные в одну сторону, мелкие – в другую (дети на ощупь сортируют пуговицы).
Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы разложили пуговицы.
Теперь разложите их по размеру в коробочки. Если нам понадобятся пуговицы определённого вида, мы сразу сможем их найти.
Молодцы! Со всеми заданиями все справились.
Подведение итогов
А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
Рефлексия деятельности (Личностно - ориентированные технологии)
Как вы думаете, пригодятся нам пуговицы в жизни? (для чего)
Ребята, что особенно понравилось вам на нашем занятие? (что понравилось, пригодятся ли знания) (ответы детей)
Давайте поднимем наши волшебные бабочки! Посмотрите, у кого самая красивая (рассмотреть у всех выполненные задания, отметить каждого)
Довольны ли вы со своей работой?
Вот пришла пора прощанья,
Говорю вам до свиданья. Все молодцы! Спасибо!