Юлия Скуридина
Открытое занятие по развитию речи «Волшебная страна сказок»
▼ Скачать
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы.
Задачи:
- закрепить знания о сказках;
- закрепить умение подбирать слова антонимы;
- продолжать учить определять тип и вид сказки;
-развивать умение выполнять различные игровые задания
- активизировать в речи детей : название сказок, имена сказочных героев.
- упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Волшебная страна сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
- развивать память, мышление, наблюдательность, внимание.
-воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.
- развивать координацию речи с движением;
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методические приемы: вопросы, загадки, упражнения, игры, задания
Материалы и оборудование: компьютер, аудиозаписи, «письмо», слайд-мнемотаблица, макеты деревьев, книга,клубочек,сундук,ключи,сказочные герои (Наф-наф,Мойдодыр,Красная шапочка,Царевна-лягушка,Кот учёный,раскраски)
Предварительная работа:
• чтение детям сказок;
• обсуждение прочитанного материала;
• отгадывание загадок.
Организационный момент
Воспитатель (влетает в костюме Бабы Яги на метле)
В. - Ой,ой,куда это я попала?
Д. - В детский сад!
В. - Чую, чую, человечьим духом пахнет. Здравствуйте, здравствуйте, мои конопатенькие. Чего притихли? Наверно, очень мне обрадовались. А кто я, вы узнали?
Д. - Баба Яга.
В. - Правильно, Баба Яга. А откуда я?
Д. - Из сказки.
В. - Тоже верно.
Основная часть:
В. - Ребятки,скажите,а что такое сказка?
Д. - сказка – произведение, где встречается волшебство, и где добро всегда побеждает зло
- А на какие типы делятся сказки? (народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
В. - Ребята вы любите сказки?
Д. - Да
В. - Какие вы знаете сказки? Назовите.
Д. - ответы
В: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то. (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то. (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
В. - Вот вы думаете,что я злая, вредная и подлая?
Д. -ответ
В. -А вот и нет! Надоело мне,что все меня не добрым словом поминают…и решила к старости исправится!И начать творить только добрые дела!
Первым делом решила я порадовать всех мальчишек и девчонок…И подарить вам мою любимую Большую Книгу сказок!
Но,злой Кощей- бессмертный украл и спрятал ее в сказочном лесу, в сундуке за 6 замками. А охраняет его Кот ученый. И чтобы добыть эту книгу, мне нужно выполнить задания Кощея и сказочных персонажей,получить за это ключи и открыть ими сундук. (Плачет)
Только вот путь туда не прост. И боюсь,что одной мне не справится!
Не согласитесь ли вы помочь мне! А за это я вас отблагодарю.
Д. - Мы согласны!
В. - Не побоитесь? Путь будет наш нелегок! А поможет нам волшебный клубочек, который укажет путь к заветному сундуку!
В. -А на чём можно отправиться в Сказочный лес?
Д. - Ответы детей.
В. - Молодцы!Я, вас выслушала, но сегодня предлагаю полететь туда на воздушных шариках.
Становитесь в круг! Давайте надуем шарики. Сделайте глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).
(Руками изображают шар, идут в круг, из круга (Взлетаем)
Закрывайте глазки. Представьте,что мы пролетаем над горами, морями, дремучими лесами. Летим за тридевять земель, в Тридевятое царство, в Тридесятое государство, в Страну Сказок, в сказочный лес. Посмотрите, вот и сказочная страна виднеется.
- А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).
В: - Вот мы с вами и в сказке! Давайте, возьмем наш клубочек и скажем волшебные слова
Волшебный клубочек из пряжи чудесной
Веди по дорожке,тебе лишь известной,
Веди поскорее,заданье найди
И к цели заветной ты нас приведи!
Задание 1
В. - Ребята, посмотрите кто это?
Д. - Яблоня из сказки»Гуси –лебеди»
Аудиозапись
-Что за ключиком пришли? Вы сначала заслужите,а потом уж получите!
Сорвите мои наливные яблочки,отгадайте загадки,тогда помогу вам.
- Кто любит летать на метле (Баба Яга)
- Как звали героев сказки «Три медведя»(Настасья Петровна, Михайло Иванович, мишутка)
- Герой, который на сметане мешен и на окне остужен? (Колобок)
- Кого поцеловал Иван царевич и она превратилась в девушку (Лягушку)
- Назовите героев, которые поселились в сказке «Теремок»(мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, медведь)
- У кого застряло зернышко в горлышке (у Петушка)
- В кого превратился братец Иванушка, после того, как испил водицы (В козленочка)
- Кто спас Муху – Цокотуху (комарик)
- Эти птицы унесли братца на крыльях (гуси – лебеди)
1-ый ключ у нас
Следуем за нашим клубочком…
Волшебный клубочек из пряжи чудесной….
Задание 2»Слова-антонимы»
В. - Ребята,смотрите кто это?
Д. - Поросенок «Наф –Наф»
В. - Персонаж какой сказки?
Д. - «Три поросенка»
Аудиозапись
- Что за ключиком пришли? Но сначала заслужите,а потом уж получите!
Перед вами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:
(Дидактическое упражнение «Слова- антонимы») (перепрыгивание на двух ногах через импровизированный овраг на полу).
Добрый - злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Смеется- плачет
Сильный - слабый
Веселый – грустный
Друг – враг
День- Ночь
Съедобный - ядовитый
2-ой ключ у нас.
Бежим дальше за нашим клубочком…
Волшебный клубочек из пряжи чудесной…
Задание 3 «Мнемотаблица»
В. - Ребята,смотрите кто это встретился нам на пути?
Д. - Умывальник
В. - Персонаж какой сказки?
Д. - «Мойдодыр»
Аудиозапись…
-Что за ключиком пришли?Вы сначала заслужите,а потом уж получите! Есть таблица у меня, зашифрована она!
Ваша задача - вспомнить сказку по картинкам и рассказать ее. Все внимание на экран!
(Дети говорят название сказки. По очереди описывают сказку с опорой на мнемотаблицу («Крошечка-Хаврошечка»).
3-ий ключ у нас
Берем наш клубочек и произносим волшебные слова :
Волшебный клубочек из пряжи чудесной….
Задание 4 «Дополни имя сказочного героя»
В. - Ребята,смотрите кто это встретился нам на пути?
Д. - Красная шапочка
Аудиозапись
- Что за ключиком пришли? Но сначала заслужите,а потом уж получите!
-Для выполнения этого задания, давайте ребята встанем в круг. У сказочных героев есть двойные имена и названия. Поэтому сейчас будем передавать мяч по кругу и дополнять имена. Баба Яга назовет вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.
1. Елена –(Прекрасная)
2. Кощей -(Бессмертный)
3. Сестрица- (Аленущка)
4. Василиса- (Премудрая)
5. Мальчик -(с пальчик)
6. Братец- (Иванушка)
7. Иван- (Царевич)
8. Змей -(Горыныч)
9. Баба-яга
4-ый ключ у нас
Задание 5
Ребята,скорее в путь…
Волшебный клубочек из пряжи чудесной….
В. - Ребята, кто же это?
Д. - Царевна -лягушка
Аудиозапись
- Что за ключиком пришли? Вы сначала заслужите,а потом уж получите! А сейчас письмо прочтите.
В. - внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её .
1.. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
- А что ответила, Аленушка? («Не пей, братец, козленочком станешь!»)
2 Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Подошли к избушке – петух и запел:
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– А лиса что говорит? ( А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)
4. …Коровушка- матушка!Меня бьют,журят,хлеба не дают,плакать не велят. К завтрешнему дню мне велено новую работу исполнить.
-Что отвечала ей коровушка(«Красная девица! Влезь ко мне в ушко,а в другое вылезь- все будет сработано»)
5-ый ключ у нас
Последнее задание.
В. - Ребята, посмотрите, а вот и дерево с золотой цепью,и кот ученый надежно сундук охраняет. Чтобы последний ключ получить и сундук открыть, нужно загадки кота ученого отгадать.
Аудиозапись-загадки:
1. А этот сказочный злодей
Наводит ужас на людей.
Невест он любит похищать,
В подвалах золото держать,
Он не боится никого!
Скажите, как зовут его? (Кощей бессмертный)
2. Носик — круглым пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький — крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их, но до чего же
Эти братья не похожи! (Три поросенка)
3. В названии сказки их имена,
Герои эти — брат и сестра.
Не послушал брат сестрицу,
Из лужицы испил водицы. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)
В. - Молодцы, посмотрите, а кот вам уже и ключ приготовил. Сколько получилось у нас с вами ключей?
Д. - 6 ключей
Давайте,скорее откроем наш заветный сундучок. Посмотрите,а вот и моя Книга сказок (достает книгу)
Спасибо, ребята,что не отказались мне помочь!Какие вы молодцы! Без вашей помощи,я бы не справилась со всеми этими заданиями! Вы самые лучшие любители и ценители сказок!
Я к вам обращусь товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ваша любимая бабушка Яга!
И подарки я вам приготовила! Раскраски со сказочными героями (Дети получают в подарок из сундука раскраски).
- А теперь пора нам возвращаться в детский сад?
Становитесь в круг! Давайте надуем шарики. Сделайте глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).
(Руками изображают шар, идут в круг, из круга (Взлетаем)
Закрывайте глазки. Представьте,что мы пролетаем над горами, морями, дремучими лесами. Летим назад в детский сад,в вашу группу…Приближаемся.
- А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).
- Ребята,ну что понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)
- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)