Оружбегова Иера Мурадиковна
Открытое занятие по развитию речи «Перелётные птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по развитию речи на тему : «Перелетные птицы» в старшей группе
Задачи:
Образовательные: уточнять и расширять знания детей о перелетных птицах, их внешних признаках, особенностях поведения осенью. Познакомить с понятиями: «стая», «клин», «вереница».
Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Перелётные птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : упражнять в образовании приставочных глаголов, притяжательных прилагательных, подборе антонимов. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать умение выслушивать ответы других детей, не перебивая их.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Будем говорить громко, внятно, четко, не торопливо, чтобы гости нас услышали. Будем работать дружно. Хорошо?
Воспитатель:
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Дайте руку другу справа
И скорей вставайте в круг!
Какой сегодня чудесный день!
Светит осеннее солнышко.
Первый лучик, нежный лучик
Заглянул он к нам в оконце
И принес с собой в ладошках
Теплоту, частичку солнца.
Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.
Воспитатель: Я очень рада всех вас видеть здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне хочется, чтобы такое настроение сохранилось у вас до самого вечера, чаще улыбайтесь, не обижайтесь, радуйтесь друг другу.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? А какой месяц?
Дети: Октябрь.
Воспитатель: А вы знаете, в старину Октябрь называли – листобой, мокрохвост, грязник. Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья стоят без листьев, словно сбил октябрь листву с кустов и деревьев. Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях, а «грязник» много грязи под ногами.
Воспитатель:
Листья с веток опадают,
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.
-Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить? (о птицах)
-О каких птицах : о зимующих или перелётных? (о перелётных).
-Каких птиц мы называем перелетными? (Перелетные – это те птицы, которые боятся холода, голода и улетают осенью на юг в теплые края).
Воспитатель: наступила осень, и в жизни птиц начинается самая ответственная пора, они собираются в дальнюю дорогу. А вы хотели бы узнать, как птицы готовятся к отлету?
Тогда я предлагаю вам совершить экскурсию в лес. Там, на самой большой поляне открылась специальная школа по подготовке птиц к отлету. Вы хотите там побывать? Тогда отправляемся в дорогу, путь нам предстоит не близкий и очень сложный. Будьте внимательны.
Основная часть
Двигательная игра «По лесной дорожке».
Воспитатель:
По лесной дорожке зашагали ножки –
Шли, мы шли к дереву пришли, его вокруг мы обошли (обойти дерево)
Шли, шли к болоту подошли,
Смело по кочка его перешли (перешагивание по подушкам - «кочкам»)
Вновь преграда на пути, надо реку перейти
Мы на мостик зашли, речку быстро перешли (ходьба по ребристой дорожке)
Долго шли мы по дорожке, как устали наши ножки,
Вижу лес я впереди, надо до него дойти.
Воспитатель: А вот и первая птичка на нашем пути. Чтобы попасть в птичью школу, нам надо выполнить задание. (Перед детьми выставляются объекты для манипуляций: дерево, гнездо, птицы.)
Ребята, выберите себе по одной картинке – схеме предлогов НА, С, К, ОТ, НАД, ПОД, ИЗ и выполните действия.
Дети: Птица села на дерево. Птица летит к гнезду. Птица слетает с ветки. Птица летает над деревом. Птица гуляет под деревом.
Воспитатель: Ой, наша птичка хочет пить, но у меня в мисочке не очень много воды, она просто не сможет до неё добраться. Что же делать? ( Опыт: прозрачная мисочка с водой и камешки). Спасибо Вам ребята, что помогли птичке напиться.
Упражнение на дыхание: «Перышко».
Воспитатель: - Посмотрите, кто-то обронил перышки, наверное, птички летали и перышки потеряли. Надо положить эти перышки в гнездышко. Давайте положим перышко на ладошку. Глубоко вдохнем носиком и сдуем перышко с ладошки, выдыхая воздух до конца, аккуратно, чтобы перышко попало в гнездо. ( Дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…»)
Воспитатель:- Вот, ребята, мы и добрались с вами до лесной поляны, где открылась специальная школа для перелетных птиц. Посмотрите, сколько собралось здесь разных птиц. Вы узнали их?
А чтобы их назвать нужно отгадать загадки:
1. На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его… (скворец).
Воспитатель: Ребята, давайте составим рассказ про скворца, а поможет нам в это мнемотаблица.
Скворец — красивая птица среднего размера, с блестящими черными в мелкую крапинку перьями. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками. Хорошо поет.
2. Птица гордая, большая
А красивая какая!
Словно белый пароход
По воде она плывёт. (Лебедь)
Лебедь –красивая птица, средних размеров. Белого цвета. Длинная изогнутая шея. На красных лапах перепонки. Живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями.
3. Кто на елке,
на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв.
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
Ласточка – меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. Ласточка ловит комаров, мух.
Воспитатель: ребята, сейчас возьмите по одной картинке с изображением перелётной птицы и подберите слова-признаки к этой птице :
Ласточка какая?-(маленькая, чёрная, быстрая)
Аист какой?-(белый, большой, красивый)
Грач какой?-(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-(пёстрый, заботливый)
Соловей какой?-(маленький, голосистый)
Словесная игра «Считай и называй»
Воспитатель: Посмотрите, сколько разных птиц учится в этой школе. Давайте их посчитаем. Бросайте кубик, на гранях которого написаны цифры, и составляйте предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например, «У меня два аиста», «У меня пять грачей».
Воспитатель: Да, ребята, очень много птиц собралось. Все птицы имеют одинаковое строение, но все равно очень отличаются друг от друга. Они бывают крупные и мелки, имеют различную окраску оперенья, даже форма клюва у всех разная. Давайте сравним птиц.
Например, ласточку и лебедя
Дидактическая игра «Скажите наоборот».
У ласточки туловище мелкое, а у лебедя… (крупное).
Ласточка маленькая, а лебедь ….(большой).
У ласточки клюв короткий, а у лебедя … (длинный).
У ласточки лапки тонкие, а у лебедя (толстые).
У ласточки хвост длинный, а лебедя (короткий).
У ласточки крылья черные, а лебедя (белые).
Воспитатель: А теперь подойдите, пожалуйста, к столам и с помощью Блоков Дьенеша выложите птицу, проявите свою фантазию. Молодцы.
Воспитатель: Вот и директор лесной школы, какой он важный, ходит по поляне и следит за порядком. Давайте и мы вместе с ним посмотрим, чем занимаются птицы.
Гимнастика для глаз: «Журавль».
По поляне я хожу, Во все стороны гляжу (движения глазами вправо – влево)
Часто нагибаюсь, Клюковкой питаюсь (посмотреть на кончик носа)
Я схожу на ручеёк, Заварю себе чаек (движения глазами по кругу)
Буду пить – попивать, Красно лето вспоминать (закрыть глаза)
Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель: Директор школы всех своих учеников называет ласково. Ласковое слово – что солнышко. Я вам предлагаю составить солнышко. Вы будите называть наших перелётных птиц ласково, а у солнышка будут появляться лучики. Вы готовы?
Скворец-скворушка,
лебедь-лебедушка,
кукушка-кукушечка,
утка-уточка,
соловей-соловушка.
Гусь- гусек, гусенок.
журавль — журавушка, журка,
Воспитатель: Пусть в пути нашим перелётным птицам всю дорогу светит солнышко.
Дидактическая игра «Как улетают птицы?»
В полёте каждая стая птиц летит в определё нном порядке:
Журавли, лебеди летят клином.
Ласточки, грачи, скворцы- стаей.
Гуси летят косяком.
Кукушки - поодиночке.
Воспитатель: - наши птицы уже готовы к отлету, и нам осталось посетить последнее занятие по предполетной подготовке. Что это за птица. Это журавль. Он вожак стаи. Каждый вожак должен уметь построить своих птичек перед отлетом определенным порядком.
Хотите помочь журавлям собраться в клин? Я предлагаю вам подойти к столам и помочь мне запрограммировать наших птиц.
Пальчиковая игра: «Перелетные птицы»
Птицы перелетные (Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.)
В стаи собираются, (Сжимают пальцы рук в кулаки.)
В края теплые летят, (Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.)
До весны прощаются. (Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».)
Стаи журавлиные, (Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди)
Стаи лебединые,
Стаи соловьиные,
Гусиные, утиные –
К югу все они летят,
Здесь замерзнуть не хотят.
Как наступят холода –
Не найдется им еда.
Воспитатель: - Вот и улетели птицы! Как высоко они поднялись, их уже и трудно рассмотреть! Давайте попробуем угадать, какая птичка, за каким облаком спряталась?
- Какая птица скрылась за синим облаком? Чей хвост виден? (это ласточкин хвост)
- А кто спряталась за розовым облаком? Чей клюв вы видите? (гусиный клюв)
- А кто за серым облаком? Чьи там лапки? (гусиные лапки)
- Все выше и выше поднимаются в небо птицы! Давайте с ними попрощаемся. До свидания, до встречи весной!
Заключительная часть
Воспитатель:- Ну что ребята, птицы улетели и нам пора возвращаться к себе. Смотрите, птицы улетели и оставили перышко. Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так говорят? Как вы её понимаете? Хотите узнать, почему так происходит? Почему вода не задерживается, а стекает? Вот это мы сейчас и выясним. Давайте отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.
Подойдите к рабочим столам, возьмите перо, с обеих сторон кистью нанесите на него растительное масло, затем окуните перо в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему перо не намокло? А что было бы, если бы мы окунули перо в воду без растительного масла?
Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)