Ольга Кущенко
Открытое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка «В лесной школе у тётушки Совы»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка «В лесной школе у тётушки Совы» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста
учителя-логопеда ГБОУ д/с №428 Кущенко О. Г.
Тема: Дифференциация предлогов «К – ОТ» .
Цель: Учить понимать, различать и употреблять в речи предлоги «К – ОТ».
Задачи:
Публикация «Открытое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка „В лесной школе у тётушки Совы“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
-расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по лексической теме «Лесные животные»;
-развивать общую и мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание;
- развивать зрительное восприятие;
- учить составлять предложения по схемам;
- учить пересказывать рассказ с опорой на предметные картинки;
- развивать связную речь.
Оборудование: осенние листья; аудиозапись шума леса и пения птиц; видео с полётом совы и шумом леса; макет лесной поляны; макет леса; фигуры лесных животных и змеи; фигуры детёнышей лесных животных; схема предложения с союзом «А»; картинки детёнышей и их мам; картинки совы; картинки к рассказу: ёжик, миска, диван, кресло, шкаф; схемы с картинками на каждого ребёнка; конверт; дерево с дуплом.
Ход занятия
Организационный момент.
Л: Сегодня у нас путешествие необычное. Мы отправимся в лесную школу. Хотите?
Д: Да!
Л: Туда попадёт только тот кто, пробежит по листочкам, прыгнет на кленовый листок, назовёт лесное животное и сядет на стульчик.
Дети выполняют задание.
Постановка темы занятия.
Звучит музыка: шум леса, пение птиц.
Л: Вот мы и в лесу! Тётушка Сова хозяйка лесной школы. Мы её не видим, но она где - то здесь и придумала для вас задания.
Слушайте внимательно!
Л: В лесу живут разные животные, и они по-разному передвигаются. Я начну предложение, вам его нужно закончить.
Медведь по лесу шёл-шёл и … .
Р: Медведь по лесу шёл-шёл и к ёлке пришёл.
Заяц по лесу скакал-скакал и к кусту прискакал.
Змея по лесу ползла-ползла и к пню приползла.
Лиса по лесу бежала-бежала и к грибу прибежала.
И т. д.
Л: Какое маленькое слово-предлог помогало животным приближаться к ёлке, к кусту, к грибу, к пню, к берёзе, к мухомору?
Дети по одному, а потом все вместе называют предлог К.
Л: Это символ, какого предлога?
Д: К.
Л: Чёрная стрелочка направлена к квадрату. Что это обозначает?
Р: Один предмет движется по направлению к другому.
Л: В лес пришёл охотник и испугал животных.
Медведь испугался и ушёл … .
Р: Медведь испугался и ушёл от ёлки.
И т. д.
Л: Какое маленькое слово – предлог помогло животным удалиться от ёлки, от куста, от гриба, от мухомора, от берёзы?
Дети по одному и все вместе называют предлог «ОТ».
Л: Чёрная стрелочка направлена от квадрата. Что это значит?
Р: Один предмет движется от другого.
Закрепление №1.
Л: Детёныши лесных животных играли на лесной полянке.
Кто играл на лесной полянке?
Логопед достаёт лисёнка и ставит на полянку.
Р: Лисёнок играл на лесной полянке.
Л: Кто ещё играл на лесной полянке?
Зайчонок играл на лесной полянке.
Медвежонок играл на лесной полянке.
Волчонок играл на лесной полянке.
Ежонок играл на лесной полянке.
И т. д.
Л: На поляну пришёл большой медведь. Детёныши испугались и убежали к своим мамам.
Нужно сказать, кто от кого убежал и к кому прибежал.
Р: Лисёнок убежал от медведя и прибежал к лисице.
И т. д.
Закрепление №2.
Л: Тётушка Сова придумала для вас задание. Но его вы получите после того, как отгадаете загадку.
Белке спать зимой тепло, если спрячется в … (дупло).
Л: Правильно. Где, мы будем искать задание? (В дупле.)
Логопед подходит к дереву, достаёт конверт.
Л: Что лежит в дупле? Письмо от тётушки Совы. Что она пишет?
Если вы в предложении услышите маленькое слово-предлог «К» похлопайте в ладоши, а если «ОТ» потопайте ногами.
- Бабочка подлетела к цветку.
- Лягушонок ускакал от болота.
- Карась уплыл от щуки.
- Гусеница подползла к листку.
- Медвежонок убежал от медведицы.
- Стрекоза улетела от реки.
- Мышонок подбежал к мышке.
- Медведь подошёл к берлоге.
Закрепление №3.
Л: Лесные животные за советом идут к Мудрой Сове. Получают его и уходят от неё.
Схема нам поможет узнать, кто пришёл к Мудрой Сове, а кто ушёл от неё.
Р: Лиса с лисёнком пришли к мудрой сове, а лосиха с лосёнком ушли от мудрой совы.
И т. д.
Затем логопед меняет символы предлогов.
Л: Будь внимательным, составь своё предложение.
Зайчиха с зайчонком ушли от мудрой совы, а медведица с медвежонком пришли к мудрой сове.
Физкультминутка.
Л: Сейчас мы немного поиграем. Вставайте в круг.
С барабаном ходит ёжик,
Бум – бум – бум!
Целый день играет ёжик,
Бум-бум-бум (Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно,
Бум-бум-бум! (Идут по кругу, спрятав руки за спину.)
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум! (То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.)
Барабан в саду забыл он, (Останавливаются разводят руками.)
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, (Руки на поясе, прыжки на месте.)
Бум-бум-бум!
И удары раздавались, (Прыжки.)
Бум –бум- бум!
Закрепление №4.
Л: Сейчас проходите и садитесь за столы.
У детей на столах лежат схемы и картинки.
Л: Подставьте картинки к схеме и назовите предложение.
У рядом сидящих детей разные схемы, у одного с предлогом «К», у другого с предлогом «ОТ». Дети называют предложения.
Осторожная рысь подошла к обрыву.
Косолапый медведь ушёл от берлоги.
И т. д.
Л: А сейчас поменяйтесь друг с другом только схемами. Свои картинки подставьте в новые схемы и назовите предложение.
Осторожная рысь ушла от обрыва.
Косолапый медведь подошёл к берлоге.
И т. д.
Л: Схемы и картинки отодвиньте на край стола.
Закрепление №5.
Л: Тётушка Сова рассказала рассказ. Внимательно послушайте его. Рассказ называется:
Ёжик.
Коля пошёл в лес и нашёл ёжика. Ёжика он принёс домой. Ёжик сначала осмотрелся, а потом стал бегать по дому. Подбежал к миске с молоком. Попил молока и убежал от миски. Потом ёжик подбежал к дивану. Постоял, посмотрел и убежал от него. Ёжик бегал-бегал и подбежал к креслу. Оббежал его и убежал от кресла. Наконец ёжик подбежал к шкафу. Забежал под шкаф. И из-под шкафа уже не выбежал. Коля заглянул под шкаф и увидел, что ёжик свернулся в клубочек и спит.
Дети пересказывают рассказ. Один ребёнок начинает рассказ, второй продолжает и заканчивает. Третий ребёнок пересказывает рассказ полностью.
Итог:
Л: С какими предлогами мы сегодня играли?
Д: К –ОТ.
Л: Вы молодцы! Старались и справились со всеми заданиями тётушки Совы. Наше путешествие закончилось. И нам пора прощаться.
Слышен шум леса и пение птиц, на видео летит сова.
Л: Кто это там летит?
Д: Это Сова! Это тётушка Сова!
Л: Тётушка Сова прилетела попрощаться с вами. Помашите ей ручкой, пока-пока!
Дети прощаются с тётушкой Совой.