Татьяна Прохорова
Открытое занятие для учащихся с ОВЗ «Никто не забыт, ничто не забыто!», посвященное 77-й годовщине снятия блокады Ленинграда
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Познакомить обучающихся со страшным периодом в жизни нашей страны на основе исторических фактов;
Формировать представление обучающихся о долге, мужестве, героизме;
Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;
Содействовать воспитанию уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну;
Расширить и пополнить словарь детей новыми словами, познакомить детей с понятием -блокада.
Публикация «Открытое занятие для учащихся с ОВЗ „Никто не забыт, ничто не забыто!“, посвященное 77-й годовщине снятия блокады Ленинграда» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Оборудование: презентация, аудиозаписи: минута молчания, Левитан-снятие блокады, начало блокады, песня о Ленинградцах, салют в честь снятия блокады, видео хроники блокадного Ленинграда, мультимедийный комплект.
Ход занятия:
I.Организация начала занятия.
II.Вступительная часть.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Слайд 1 (аудио запись) В этом году у нас исполняется– 76-летие Победы советского народа над фашистской Германией. В нашей стране не было ни одной семьи, которая не пострадала бы в годы ВОВ. Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.
Слайд 2 (аудио запись)Но не о красоте этого города я хочу сегодня с вами погово-рить, а о тех страшных событиях, которые происходили в Ленинграде много лет назад. В этом году 27 января исполняется 77 лет со дня освобождения от блокады города Ленинграда.
III.Основная часть.
22 июня 1941 года фашистские войска напали на нашу страну, а уже осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду. Одна из самых страшных и героических страниц Великой Отечественной войны – Блокада (оборона) Ленинграда.
*Блокада — окружение города со всех сторон.
Слайд 3.8 сентября 1941 года вражеские войска прорвались к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург, в результате чего Ленинград оказался блокированным с суши. Положение Ленинграда стало крайне опасным. Но захватить город гитлеровцы не смогли. С этого момента и начинается трагическая и героическая оборона Ленинграда. 900 дней и ночей: 2 года, 5 месяцев, 20 дней. С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года…
Слайд 4. Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город снаряды, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы, многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь.
Слайд 5. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».
В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады, и перед городом встала угроза голода. На 12 сентября 1941 года запасов продуктов было не более чем на 30 дней.
Слайд 6.«Блокадные времена – это небывалые времена» Не сумев захватить город, фашисты усилили его бомбардировку. Обстрел велся из полевых орудий. Было ли когда-нибудь подобное? Никогда. Над городом висели дымные разноцветные облака – это была картина из Апокалипсиса. Машины и трамваи вмерзли в лед и стояли на улицах, как изваяния, покрытые белой коркой». Бомбы обрушивались на детские дома, госпитали, школы. Гибли тысячи людей. За сентябрь-ноябрь 1941 года в Ленинграде 251 раз объявлялась воздушная тревога, средняя продолжительность артобстрела достигала 9 часов. Но Ленинград не сдавался.
Слайд 7. Немцы неистово рвутся к Ленинграду! Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится, к уличным боям. Я говорю с тобой под свист снарядов, Угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна. Над Ленинградом — смертная угроза- Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слезы, Что называлось страхом и мольбой.
Слайд 8. Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы — выпускали снаряды и шили обмундирование. Выпускали самолеты -318, танки -713, бронемашины -480, бронепоезда -6, артиллерийские орудия -более 3 тысяч, минометы-10 тысяч, снаряды и минометы более 3х миллионов.
Слайд 9. С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки — времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.
Слайд 10-11. Голодная смерть косила людей, 20 ноября 1941 года суточная норма хлеба составляла 250 гр. для рабочих и 125 гр. для служащих и детей. При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. «Муки в хлебе было меньше всего, только как связующее вещество. В основном рецептура была такова: отруби, жмых, целлюлоза. И потом еще мякина.»
Слайд 12. Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом – страдания и гибель детей. Многие дети блокадного Ленинграда вели дневники, в которых записывали события, происходящие в городе. Вот строки из некоторых:
Ксюша: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь… У меня такое старое лицо и под глазами опухоль… Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе.
Никита: «Нам выдали карточки на хлеб, талончики. На них дадут немного жидкой-жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот потом мужчины, которые остались по возрасту, – сидит в столовой за столом, и видишь, упал и умер».
Слайд 13.
Таня: Из меню столовой лета 1942 года:
Щи из подорожника
Пюре из крапивы и щавеля
Котлеты из свекольной ботвы
Оладьи из клея казеина
Суп из дрожжей
Соевое молоко
Никита: «Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта». Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков.
Слайд 14. Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.).
Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все. Осталась одна Таня».
Слайд 15. Машинально Таня полистала свой немногословный дневничок, все семей-ство Савичевых встало перед нею вновь наперечет. И она, буквально, по два слова, пишет, как на крайней полосе: Савичевы умерли. И снова: умерли, и добавляет — все. За окном — весеннее дыханье, а она сиротски занесла в свой дневник: «Осталась одна Таня», даже не поставила числа.
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти. На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
(Ученик 3 класса Павел Филиппов)
Слайд 16. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла, и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась. И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Слайд 17. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».Прогибается, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит? Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км.
Слайд 18. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистски бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую было эвакуировано1мл. 376тыс. человек.
Слайд 19. Трудно даже представить, какой ценой держалась «Дорога жизни» - смертью во имя жизни. Целый год наша армия пыталась разорвать кольцо блокады, которая была прорвана только в январе 1944 года. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне, городу присвоено звание «Город-герой».
Слайд 20.14 января 1944 года войска советской армии начали операцию по ликвидации вражеской армии. За две недели кровопролитных боев они разгромили немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.
Слайд 21. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Слайд 22. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища:
«Их имена благородных
Мы здесь перечислить не можем —
Так их много под вечной охраной гранита!
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто».
Слайд 23. Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».
Слайд 24. Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.
IV. Итог:
Слайд 25. Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям!
Минута молчания
Сегодня я рассказала вам всего лишь несколько страниц из военной летописи. Я хочу, чтобы вы это помнили. Сохраним историческую память вместе!