Галина Федосеева
Конспект занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Весенний переполох»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Весенний переполох в лесу»
Цель: закрепить имеющиеся у детей математические представления.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста „Весенний переполох“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по математике, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Обучающие: закрепить временные представления, знание формы, навыки счёта, закрепить знание детьми цифр, умение соотносить цифру с количеством, устанавливать закономерность расположения предметов, умение упорядоченно перебирать варианты. Развивающие: развивать познавательную активность, произвольное внимание, связную речь.
Воспитательные: воспитывать желание оказать помощь тому, кто в этом нуждается.
Материалы к занятию : цифры от 1 до 10, изображения различных героев сюжета, предметные картинки, относящиеся к сюжету, геометрические фигуры, мост – лист ватмана с прорезанными в нём геометрическими фигурами, телефон, схемы для моделирования.
Словарная работа: активизация словарного запаса по теме «Весна»; ромб, трапеция, ремонтировать.
Ход занятия:
1. Вводный этап (введение игровой мотивации, сюжета).
Воспитатель рассказывает детям о том, что в одном детском саду жили цифры. И однажды они поссорились, стали спорить, кто из них должен стоять в ряду первый. Все цифры захотели быть первыми. Цифры не смогли договориться и убежали из детского сада в сказочный лес. И дети теперь не знают цифр, а если их никто не вернёт, то и не узнают никогда и не смогут пойти в школу.
-А вы помните цифры, ребята? Ну, тогда вы узнаете их и сможете помочь им вернуться и подружиться.
2. Повторение, актуализация знаний.
Игра №1 (Повторение примет весны, установление эмоционального контакта).
Беседа воспитателя с детьми о приметах весны.
- Какое сейчас время года? (Весна).
- Значит, в какой сказочный лес мы отправимся за цифрами? (В весенний).
- Чтобы не попасть в осенний, или зимний лес, назовём приметы весны, поиграем в игру «Не перепутай». Воспитатель даёт ребёнку маленький, мягкий предмет (игрушку) и называет примету какого – либо времени года, а ребёнок, возвращая, называет примету весны в сравнении с названной приметой.
- Зимой солнце не греет и светит тускло, его почти не видно, а весной? (солнце светит ярко, начинает пригревать сильнее).
- Зимой день короткий, почти всё время темно. (Весной дни становятся длиннее, солнце дольше светит).
- Зимой много снега, его становится всё больше, снег совсем не тает (Весной начинает таять снег, с крыш свисают сосульки, они капают).
- Зиму с нами проводят только зимующие птицы (Весной к нам прилетят перелётные птицы).
- Зимой нет насекомых, они прячутся (Весной появятся насекомые).
- Зимой деревья без листьев, земля покрыта снегом (Весной появятся листочки, трава).
Воспитатель отмечает правильные ответы детей, они «отправляются» в лес, за цифрами.
Игра № 2 (Составление закономерности).
Дорога в сказочный весенний лес.
Чтобы попасть в лес нужно выложить дорожку. На листочках бумаги нарисованы приметы весны: солнце, сосулька, птичка, веточка с набухшими почками, или подснежник. Из этих картинок нужно выложить дорогу в лес, продолжая начатую. Устанавливают закономерность: первая картинка, вторая, третья четвёртая, первая, вторая ит. д.
Игра №3 (Счёт, игра на внимание).
Весенняя сказочная полянка, на поляне спряталась цифра 1. На мольберте: солнце, подснежник, птица, сосулька, веточка (в форме цифры 1, луна, девочка, сова.
- Сколько солнышек? (Одно).
- Сколько подснежников? (Один).
- Сколько птиц? (Одна).
Воспитатель задаёт вопросы о количестве всех предметов (Все предметы по одному).
Воспитатель подводит детей к выводу, что на этой поляне живёт цифра 1. Появляется
цифра 1, дети забирают её с собой.
Проводится игра на внимание «Чего не стало» с картинками на мольберте.
Игра № 4 (Счёт, анализ, рисование).
Воспитатель обращает внимание на нарисованную фигурку мальчика. Этот мальчик тоже искал цифры, но не нашёл их и оставил свой портрет. Он не дорисован. Дети должны увидеть и дорисовать недостающие детали: две руки, два глаза, два уха. Затем, уточняется, сколько деталей дорисовали (Две руки, два уха, два глаза»).
Дети подводятся к выводу, что здесь спряталась цифра 2. Появляется цифра 2. Дети забирают её с собой.
Физкультминутка: Собирайся детвора!
Весна зовё т: «Гулять пора!»
(Хлопки в ладоши)
Будем по лесу гулять,
(Шагаем)
Свежим воздухом дышать.
(Глубоко дышим)
На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдём
(Идём на носочках, друг за другом)
В маленькие лужицы
Не наступим, обойдём.
(Идём, высоко поднимая колени)
Встали ели на пути,
Нам их нужно обойти.
Идите, дети, осторожно,
О ветки уколоться можно.
(Идём змейкой)
Вот сороки полетели,
Им, сорокам, не до сна!
Трещат сороки – белобоки:
«Весна идёт, идёт весна!»
(Машем руками – крыльями).
Игра № 5 (Счёт, геометрические фигуры, их название, сравнение, зрительный анализ).
Дети с воспитателем подходят к «мостику, по которому очень любят гулять лесные обитатели», а он весь в дырочках, его надо отремонтировать. Все дырочки в форме четырё хугольников: квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник; фигуры – дырки разного размера. Рядом с мостиком лежат геометрические фигуры (Материал для ремонта). Дети рассматривают фигуры.
- Посмотрите внимательно, фигуры разные или одинаковые? (Разные).
- Кто знает, как они называются? (Если дети не назовут незнакомые фигуры, их называет воспитатель).
- Кто догадается, чем они похожи?
- Сосчитайте сколько у каждой фигуры углов.
- Все эти фигуры – четырёхугольники. Значит, какая цифра здесь прячется? Появляется цифра 4. Дети ремонтируют мост для лесных обитателей.
Игра № 6 (Счёт, пространственные отношения, перебор вариантов).
Отремонтировав мост, дети идут дальше и оказываются возле полянки с тремя снеговиками, которых нужно спрятать в холодильнике, чтобы они не растаяли.
Но, прежде чем спрятаться надолго снеговики решили поиграть. В холодильнике три полочки снеговики устроились, как показано на картинке. Затем, решили поменяться местами (Все снеговики отличаются друг от друга одной деталью – шапочкой).
- Как ещё можно посадить снеговиков?
Воспитатель с детьми разбирают все варианты, их – шесть. Три снеговика на полянке, значит, здесь спряталась цифра 3. Появляется цифра, дети забирают её с собой.
Игра № 7 (Порядковый счёт)
На этой полянке живут зайчата. Они очень любят играть, скакать. Но среди них есть один особенный шалунишка (другой по цвету, он всё время скачет с места на место. Видите, зайчата выстроились на зарядку. Какой по счёту, если считать слева, наш шалунишка? (Третий). Поиграйте с ним, поставьте его пятым, седьмым, первым и. т. д.
Какая же цифра живёт на этой полянке? Как это узнать? (Посчитать зайцев). Дети забирают цифру 7 с собой.
Раздаётся телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку, отвечает, затем обращается к детям.
- Ребята мне позвонили сейчас и сказали, что все остальные цифры ждут нас у места, с которого мы начали своё путешествие. Им стало стыдно, что вам пришлось искать их в лесу, и они решили вернуться сами. Давайте и мы вернёмся назад, я знаю дорогу. Вот эти следы приведут нас к месту. Только, чтобы не сбиться с пути мы должны шагать след в след, называя ногу, которая шагает:
- Левая, правая, левая, правая….
Игра № 8 (сопоставление числа с количеством, обозначение цифрой числа).
Воспитатель с детьми возвращаются к месту, где началось путешествие. И видят предметные картинки с шестью, пятью, девятью, десятью предметами. За ними «от стыда» спрятались цифры 5, 6, 8, 9, 10. Дети определяют, где какая цифра спряталась, расставляют цифры по порядку. Воспитатель подводит итог, благодарит детей.
3. Моделирование: дети отмечают все этапы пути.