Тося Ахмедова
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «Витамины круглый год»
(развитие познавательно-исследовательской деятельности)
Открытое занятие «Витамины в нашей жизни!»
Для детей подготовительной группы
Образовательные:
• Заложить основы здорового питания:
• развивать познавательный интерес, мыслительную активность, внимание, память.
Воспитательные
• воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни. Желание заботиться о своём здоровье.
Публикация «Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы „Витамины круглый год“» размещена в разделах
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Материал и оборудование: корзина с фруктами, пробирки, раствор крахмала и йода, пипетки, карта-схема для фиксирования эксперимента, кусочки фруктов, лимоны, весы, емкость с водой, очищенный лимон, лимон порезанный на дольки, чай.
Содержание организованной деятельности детей :
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.
А теперь сделаем круг :
Я твой друг и ты мой друг!
Как прекрасен мир вокруг
Мы друг другу улыбнемся
Крепко за руки возьмемся
Здравствуй друг,здравствуй друг
Здравствуй наш веселый круг
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Что такое здоровье? (Ответы детей : когда человек не болеет, он веселый, ж, сильный, бодрый, энергичный и т. д.)
Здоровье - это самое главное в жизни. Если человек часто болеет, он не может нормально учиться и работать, у него плохое настроение, он мало успевает сделать. Какие пословицы о здоровье вы знаете?
«Было бы здоровье - остальное наживешь».
«Самое большое богатство – здоровье».
«Без здоровья нет счастья».
Воспитатель: Дети, как можно укрепить свое здоровье? (Ответы детей : правильно питаться, закаляться, заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены). Все верно! Конечно же, чтобы быть здоровым нужно употреблять в пищу витамины.
Давайте вспомним, что такое витамины.
Вита - это жизнь. Витамины это такие вещества, которые помогают детям, расти крепкими, здоровыми. И растения и животные сами могут вырабатывать витамины, а вот человек делать этого не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей.
Давайте вспомним, какие бывают витамины (выходят дети, одетые в костюм определенного витамина).
Витамин А : если вы хотите быстро расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я – витамин А.
Витамин А ты потребляй, где он есть запоминай: морковь, помидор, щавель и салат. Для роста детей, сей набор так богат. Кушай это все скорей -подрастай теперь быстрей.
Витамин В : Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я – витамин В.
В масле, мясе, яйце – витамин В найдешь везде.
В хлебе, гречке и овсянке он уж точно есть, ребятки.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку
Черный хлеб полезен вам
И не только по утрам.
В апельсинах и лимонах, в луке, перце, помидоре, витамин С ты найдешь, если это есть начнешь. А вот в ягодах кислющих и капусте, что хрустит, витамина очень много и не скажешь ведь на вид.
От простуды и ангины
Помогают апельсины
Ну а лучше есть лимон
Хоть и очень кислый он.
Витамин Д : Витамин Д сохраняет нам зубы. Без него кости человека становятся мягкими и хрупкими. Этот витамин содержится в молоке, рыбе и твороге.
Рыбий жир всего полезней
Хоть противный – надо пить
Он спасает от болезней
Без болезней лучше жить.
Воспитатель: Ребята, а где содержатся витамины? (в овощах, соках, во фруктах).
Ребята, а какой витамин помогает нам укреплять иммунитет? (что такое иммунитет - это устойчивость нашего организма к болезням) -Витамин С.
А где содержится витамин С?
(ответы детей)
Витамин С как солнышко, очень нужен нашему организму. Посмотрите какое у меня «Солнышко – это витамин С», но что же не хватает нашему солнышку? (лучей). А вот чтобы наш витамин засиял как солнце, мы будем прикреплять к нему лучи.
Чтобы получить первый луч нужно выполнить такое задание: на столе лежат картинки с овощами, выберите те, в которых как мы с вами экспериментально доказали, содержится витамин С (ребенок выполняет задание). Мы выяснили, что он содержится в луке, чесноке, капусте и небольшое содержание витамина С в картофеле (прикрепляем лучик).
Ребята, а как вы думаете, в каком овоще содержится больше витамина С? (ответы детей). А давайте дадим слово Илье, он вместе с мамой попытался это выяснить.
Выступление ребенка.
Значит витамин С содержится в овощах (прикрепляем первый луч). Но больше всего витамина С в луке (прикрепляем второй луч).
Чтобы получить следующий луч, нужно вспомнить как мы опытным путем определили в каких соках содержится витамин С? (ответы детей : в соке томатном и апельсиновом содержится много витамина С, а в яблочном соке его очень мало).
А еще мы с вами сравнивали, апельсиновый сок, купленный в магазине и свежевыжатый апельсиновый сок, где больше витамина С? (ответы детей).
Значит витамин С содержится в соках, но все-таки больше витамина С в свежевыжатом соке (прикрепляем лучик).
Физминутка
Будем мы варить компот (Маршировать на месте).
Фруктов нужно много- вот (Показать руками - "много").
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок).
Варим, варим мы компот, (Повернуться вокруг себя).
Угостим честной народ. (Наклониться вперёд и развести руки в стороны).
Постановка проблемы: Сегодня мы с вами постараемся определить, содержится ли витамин С во фруктах. Отправляемся в нашу лабораторию.
Ребята, посмотрите, стоит корзина, а чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки:
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
А откусишь – сладко! (яблоко)
Правильно, это яблоко. Яблоки — самый ценный фрукт. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями
Этот плод продолговатый,
Витаминами богатый,
Его варят, его сушат,
Называется он (грушей)
В грушах много витаминов. Народ называет грушу «золотым деревом». Ведь плоды груши не только вкусные, но и очень полезные.
Он с оранжевою кожей,
Что на солнышко похожа,
А под кожей – дольки,
Посчитаем, сколько?
Дольку каждому дадим,
Все по долечке съедим! (апельсин)
В апельсине тоже есть вкусные и полезные витамины.
Хоть и очень кислый он,
В чай, положим, мы …. (лимон)
Лимон богат витаминами, которые повышает сопротивляемость организма к инфекционным болезням, особенно простудам. Вот почему врачи рекомендуют лимон как профилактическое средство от гриппа. А бороться с простудой помогает витамин «С».
Ребята, а давайте проверим во всех ли фруктах есть витамин С?
Техника безопасности при проведении опытов.
1. Ничего не трогать без разрешения воспитателя.
2. Ничего не пробовать на вкус.
3. Нельзя смешивать вещества без разрешения воспитателя.
4. Нельзя встряхивать пробирку, затыкая горлышко пальцем.
5. Нюхать вещества осторожно, направляя ладошкой воздух к носу.
Определение содержания витамина С в фруктах.
1. Взять фрукты: апельсин, лимон, яблоко, грушу.
2. Приготовить вытяжки их этих продуктов (готовятся заранее).
3. Готовые вытяжки фруктов налить в пронумерованные пробирки (или пробирки с наклейками).
4. Провести эксперимент на наличие содержания витамина С.
Витамин С (аскорбиновая кислота) может обесцвечивать раствор йода, т. е. окисляет его. Поэтому в каждую пробирку будем капать по капле йода, если раствор сначала окрасился, а потом окраска обесцветилась, значит, витамин С есть. А если окраска не исчезает, значит витамина С нет. Но мы еще должны подсчитать, сколько капель йода мы капнем в каждую пробирку, чтобы сравнить, где больше витамина (дети заполняют таблицу, которая у каждого лежит на столе).
5. Сделать вывод.
Витамин С содержится во фруктах (прикрепляем луч)
Но больше всего витамина С содержится в лимоне.
(прикрепляем луч)
Посмотрите как засиял наш витамин С, как солнце. Давайте еще раз повторим, глядя на наше солнце, где содержится витамин С?
Дети садятся на стульчики.
А теперь немного поиграем.
Упражнение «Вкусы»
Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов.
Воспитатель. Расскажи Саша, что ты съела и какого оно вкуса? …
Молодцы! Мы убедились, что у каждого фрукта свой вкус.
Мы с вами убедились, что больше всего витамина С в лимоне. Давайте посмотрим на лимон (детям раздаются лимоны).
Родина лимона Индия. Поэтому лимоны назвали – индийские яблоки. И жевались они просто так, несмотря на то, что ужасно кислые. Лимон — небольшое, высотой 3—7 м вечнозеленое дерево семейства рутовых с колючими ветками. Цветки лимона — ярко-белые с фиолетовым венчиком, плоды — яйцевидной формы, с желтой кожурой, кислой сочной мякотью, разделенной на 8—10 долей.
Лимоны обладают бактерицидными свойствами и убивают вредные бактерии. Созревший плод может оставаться на растении до двух лет, меняя окраску на зеленую, а затем снова становится желтым. (презентация).
Воспитатель. Давайте осмотрим лимон. Какая форма у лимона?
Воспитатель. Какой у него носик?
Дети. Острый.
Воспитатель. Ощупайте и погладьте лимон. Что можно сказать о его поверхности?
Дети. Блестящая, шероховатая, прохладная.
Воспитатель. Какой по цвету лимон?
Дети. Жёлтый.
Воспитатель. Давайте определим, имеет ли лимон запах?
Дети нюхают лимон.
Дети. Приятный, свежий.
Воспитатель. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лучше почувствовать запах лимона?
Дети. Разрезать ножом (воспитатель раздает дольки лимона, дети определяют запах).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой лимон тяжелее, очищенный или в кожуре? (ответы детей). А давайте проверим.
Проведем эксперимент: для этого нам понадобятся: весы, емкость с водой и два лимона (один очищенный, второй в кожуре) .
-Весы нужны для того, чтобы измерить массу, а в чем измеряется масса или вес предмета?
-Как вы думаете, неочищенный лимон тяжелее или легче очищенного?
-Давайте их взвесим.
-А теперь положим оба лимона в емкость с водой.
-Что произошло? (очищенный лимон утонул)
Вот это да, может мы неправильно взвесили?
-В чем же секрет? (секрет в кожуре)
-Рассмотрим лимон повнимательнее через ЗD микроскоп. Что вы видите? (в кожуре ямочки)
-Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом.
Вывод: именно пузырьки с воздухом, которые находятся в кожуре фрукта, держат лимон на плаву.
Игра : «Поймай и ответь»
А теперь давайте поиграем в мяч. Я кидаю мяч а вы отвечаете на вопросы.
1. Какой вкус имеет лимон? (кислый)
2. Как называется Родина лимона? (Индия)
3. Что можно приготовить из лимона? (Лимонад)
4. Для чего надо кушать лимоны? (для здоровья)
5. каким витамином богат лимон? (витамином С)
Воспитатель: Вы правильно ответили, что лимон можно пить с чаем, давайте подойдем к столу и попробуем этот витаминный напиток.
Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.
А ещё лимон добавляют в кондитерские изделия, лекарственные препараты, соки, напитки. Лимон - это незаменимый продукт на кухне. О его волшебных свойствах мы с вами узнаем на следующем занятии.
Воспитатель: Ребята, давайте наших гостей угостим чаем с лимоном, пусть набираются сил и витаминов (угощают гостей чаем с лимоном).
Вот и подошло к концу наше занятие, и я хочу подарить вам самый богатый витамином С фрукт – это? (лимон).
Давайте скажем нашим гостям до свидания!