Екатерина Ефимова
Открытое занятие «Чаепитие за самоваром»
▼ Скачать +Заказ
Открытое занятие " Чаепитие за самоваром"
Конспект занятия непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области: Экология в дошкольных образовательных учреждениях: традиции и инновации.
1. Оргмомент. (звучит песня «К нам гости пришли»дети входят в зал)
Публикация «Открытое занятие „Чаепитие за самоваром“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Посиделки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Темочки
В: Сколько у нас гостей! Поздоровайтесь. Здравствуйте гости дорогие! (поклон) Здравствуйте, люди добрые! Если величать - так на пороге встречать с хлебом, с солью, да с горячим душистым чайком. (дети садятся)
Ребята, когда к вам домой гости приходят, как вы их встречаете?
Д: Здороваемся, приглашаем на чай, в игры играем.
В: Правильно! Гостей надо поприветствовать, угостить и чем-то занять, чтобы им не было скучно.
В: Гостей мы поприветствовали, пора подумать и об угощении. Чаепитие на Руси – признак хорошего тона.
Д: Мы гостей так долго ждали
Стол для них мы накрывали
Подходите не стесняйтесь
Вкусным чаем угощайтесь
В: Подождите, подождите. Мы ведь не сделали самого главного. Сначала нам нужно чай приготовить.
Выставка самоваров и чайников.
В: А сначала отгадайте загадку, без чего не обходиться ни одно чаепитие на Руси.
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.).
В: Правильно, это самовар. Повторите Маша, Саша, а теперь хором -самовар. Самовар – старинное русское изобретение. Считается, что родина самовара – город Тула. Повторите хором родина самовара город Тула. Поэтому самовар называют тульским. Повторите – тульский самовар.
Самовар – это символ семейного уюта, дружеского общения. Недаром в народе говорили: «печка – матушка» да самовар – батюшка».
Обратите внимание на наши самовары.
В: (обращает внимание детей на самый старинный самовар) Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Посмотрите, какой у нас есть старинный самовар. Ребята, а кто расскажет об этом самоваре? Как же пользоваться таким самоваром?
Рассказ ребенка: Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
В: Давайте рассмотрим этот самовар. /Рассматривают жаровой самовар/.
Такой самовар называют жаровым. В старину люди пользовались только жаровыми самоварами. Повторите хором – самовар жаровый, Алина, Денис. Только он ребята, был очень не удобен в городских условиях. И тогда тульские мастера - умельцы придумали и стали изготавливать вот такие самовары. (показывает на электрический самовар)
Давайте его рассмотрим. Внутри находится спираль, и он имеет провод с вилкой. Такой самовар включается в розетку и называется электрическим. Повторите, как называется,то что внутри – спираль. Такой самовар называется – электрический.
Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» повторите - сам варит - отсюда и слово произошло «самовар».
Сейчас самовары используют редко. Используют чайники, посмотрите, этот чайник ставят на плиту и кипятят, а такой чайник как называется? Правильно электрический.
Но что ж, мы выбрали самовар, осталось только воды налить да поставить самовар кипятиться.
3. Ф/М:
Мы водицы принесем
В самовар её нальём
Самовар словно шар
К потолку пускает пар
4. Исследовательская деятельность
В: Пока наш самовар греется, позаботимся о приготовление чая. Посмотрите, у нас много различных маленьких чайников. Эти чайники используются для заваривания чая. Называются такие чайники заварочными. Повторите - заварочный чайник. Рассмотрим, из какого материала сделаны чайники. Этот сделан из стекла, какой чайник? Стеклянный. Этот из керамики, какой чайник – фарфоровый. Этот из железа, какой? Железный. Этот из глины. Какой? Глиняный.
Здесь Вас с чаем, ребятишки,
Познакомлю я сейчас.
Вот различные сорта,
Выбирайте, детвора!
Этот черный чай, байховый. Посмотрите, какой он? (рассмотреть черный чай.) Какие у него чаинки? (крупные) Правильно, такой чай называют – крупно листовой –повторите крупно листовой
А вот этот чай другой,
Посмотрите, он какой? (черный, а чаинки мелкие)
Рассмотреть пакетированный чай, зеленый чай, красный чай.
В: итак, чай бывает: крупно-листовой, гранулированный, в пакетиках, зеленый. А еще чай бывает фруктовый, с добавлением сушеных фруктов.
5. Рассказ воспитателя о чае.
В: Посмотрим как появился чай. Когда люди впервые узнали о нем? Тогда я предлагаю вам окунуться в историю чая. Садитесь на стульчики.
(Презентация)
Чай – это кустарник, он растёт только в тёплых странах (слайд). Слово чай обозначает – молодой листочек. С кустиков собирают верхние листочки (слайд, сушат, упаковывают в коробочки и отправляют в магазин. Мы покупаем его, завариваем дома и пьём. А родина чая Китай.
Видео- как растет чай, как собирают, как обрабатывают.
6. Хороводная игра по русской народной потешке.
В: Пока суть да дело, вода в самоваре наверное уже вскипела. Проверим.
Дети: Самовар, самовар, старый медный самовар!
Может, стал ты слишком стар –
где же твой прежний пыл и жар?
Всё стоишь и пыхтишь,
всё никак не закипишь!
Самовар: Что вы! Что вы! Как не стыдно! Даже слушать мне оби
Как сейчас разозлюсь! Как сейчас раскипячусь
Всё во мне уже клокочет. Всё кипит….
Кто чаю хочет? Наливай, получай!
Самый вкусный свежий чай!
7. Работа с алгоритмом:
В: Хорошо! Нам осталось заварить чай. Но сначала, мы вспомним в какой последовательности он заваривается, сыграв в игру «Что сначала, что потом?» (Детям предлагаются карточки для составления алгоритма заваривания чая.
В: Скажите, а вы сами можете заваривать чай?
Д: Нет, только взрослые, т. к. дети могут обжечься кипятком.
После этого дети рассказывают последовательность заваривания чая по алгоритму.
В:Ребята, мы с вами вспомнили, как правильно заваривать чай, а сейчас давайте его заварим.
8. Экспериментальная деятельность
В: Подойдите к столу. Сейчас мы будем заваривать чай. В чем заваривают пакетированный чай?
Д:Правильно в чашке.
В: А листовой или гранулированный чай в чем заваривают?
Д: Заварочных чайниках.
В: Как вы думаете, можно ли заварить чай холодной водой?
Д: Нет.
В: А какая вода нужна?
Д: Горячая, кипяток.
В:Как раз у нас в самоваре вода кипяток. А в кувшине вода прохладная. Давайте проведем опыт и проверим, какая вода нужна для заваривания чая. А как мы узнаем, что чай заварился?
Д: Поменяется цвет воды.
В: Мне понадобиться помощник (приглашаю одного или двух детей). Мы с Настей будем заваривать черный байховый чай. Настя будет заваривать чай прохладной водой, и его отставим для наблюдения. Настя садись. А я горячей (заливаем воду в прозрачный стакан) А так же заварим все остальные чаи и посмотрим как вода поменяет цвет. Что мы увидели? Как изменился цвет – в зависимости от чая.
В: Какой вывод можно сделать?
Д: Что чай надо заваривать кипятком.
В: Хорошо! Ребята, а еще мы часто пьем чай с лимоном. Давай посмотрим, что произойдет, если лимон опустить в чай?
Д: Он меняет цвет чая!
Рефлексия:
А вы помните, где впервые появился чай?
Д: В Китае.
В:Какие виды чая вы знаете?
Д: Черный, красный, зелёный, фруктовый.
В:Какие угощения подают к чаю?
Д: Варенье, баранки, пряники, пироги, мед.
В: Вы Молодцы!
В: Ребята на этом наше занятие закончено, нас ждет чаепитие в группе, а вы гости дорогие пожалуйте к столу.