Ирина Сыромятникова
Открытое познавательно-исследовательское занятие эколого-природоведческой направленности в старшей группе «Животные водоёма»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия.
Освоение обобщенных представлений о взаимосвязи животных с условиями жизни в экологической системе водоем. Овладение действием построения модели взаимосвязи животных с условиями жизни в экологической системе водоём. Развитие экологической культуры : понимание влияния человека на состояние водоемов.
Задачи
Образовательные.
- Познакомить с физической картой мира.
- Закрепить знания детей о видах водоёмов.
Публикация «Открытое познавательно-исследовательское занятие эколого-природоведческой направленности в старшей группе „Животные водоёма“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
-Закрепить представления детей о животном мире пресного водоёма.
- Дать представление о природоохранной деятельности человека по сохранению водоемов.
Развивающие.
Закрепить представления детей о том, как особенности строения и образа жизни животных водоема связаны с условиями проживания в водной среде.
Развитие связной речи через составление рассказа о водоеме.
Обогащение словарного запаса детей через введение новых слов - названий животных водоема : ондатра, выхухоль, выдра, жук – плавунец, улитка-прудовик.
Воспитательные
Воспитание эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы на примере экосистемы водоем.
Освоение элементарных норм и правил поведения по отношению к природе на примере экосистемы водоем.
Ожидаемый результат:
Развитие личностных интегративных качеств ребёнка.
- Любознательный, активный: проявляет интерес к обитателям водоёма.
-Эмоционально отзывчивый: эмоционально сопереживает героям художественных произведений (рассказа, сказки, фильма).
- Овладевший необходимыми знаниями и умениями:
ИКТ: презентация «Животные водоёма».
Ход занятия
Структура
Вводная часть:
Чтение стихотворения «Водоём»
Приход Водяного.
Работа с картой.
Классификация:
животные пресного
водоёма, животные
солёного водоёма.
(по методике «Круги Эйлера»)
Сообщение темы
Игровая ситуация «Приготовимся к путешествию на дно водоёма».
Повторение правил поведения у водоема
Основная часть:
Презентация «Животные водоёма»
Закрепление
пройденного
рассказ педагога
(Водяного)
о животных водоема
Игра на внимание: «Угадай, какая рыбка спряталась»
Загадка про рака
Рассказ о жуке-плавунце и водомерке.
Загадка про стрекозу
Динамическая пауза
Рассказ о лягушке
Рассказ об улитке
Загадка про утку
Рассказ про утку, гуся
Рассказ про аиста
Рассказ о цапле
Рассказ о животных : бобре, выдре выхухоли, андатре
Работа с условными знаками «неживая природа»
Подарок Водяного
Моделирование:
«Взаимосвязь воды и животных водоёма».
Ролевая игра «Спасатели водоёмов»
Итоговая часть:
Подведение итога занятия.
Содержание
Посмотрите вот сюда. Есть беззубка, прудовик,
Тихо плещется вода, Водомерка вот бежит.
Ряска, лилии, рогоз, Всюду бурно жизнь кипит.
И кубышка, и тростник. Это (водоём).
А как вы догадались, что это стихотворение про водоём?
Водяной: я принес с собой карту, это наша планета.
Всё, что обозначено на карте жёлтым, коричневым и зелёным цветом это относится к суше, а вот всё что голубым цветом - это вода.
/Дети находят и показывают на карте водоёмы/.
Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.
Водяной: какие водоёмы вы знаете? (ответы детей)
Какие водоёмы относятся к солёным? (море, океан)
А какие к пресным? (река, озеро, пруд, болото).
Ребята, картинки с животными пресных водоёмов положите в синий круг, а картинки с животными солёных водоёмов в красный круг.
Назовите животных пресного водоёма.
Сегодня мы с вами тоже поговорим об обитателях пресных водоёмов, о взаимосвязи животных с условиями жизни в экологической системе водоём.
Водяной: раз вы так хорошо знаете животных водоёма, я хочу пригласить вас к себе в гости. Вы согласны отправиться прямо на дно одного из моих водоёмов.
Дети: да! Тогда нам нужно хорошо подготовиться и надеть специальное снаряжение.
/Дети изображают, какие предметы одежды они надевают (водолазные костюмы, акваланги, маски (имитация/.
Дети, давайте вспомним, как нужно вести себя у водоёма
Водяной: - Ну, вот мы с вами и на дне водоёма. Усаживайтесь поудобнее на «камушки» и приготовьтесь наблюдать.
/Дети «спускаются на дно водоёма и усаживаются на камешки -мягкие модули/.
- Посмотрите как много здесь различных рыб. А каких рыб вы знаете?
Давайте с некоторыми из них познакомимся поближе.
- Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.)
Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.
- От зубастых щук таясь, стороной проплыл. (карась)
Карась питается растениями и личинками насекомых
- Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.
- Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник питается мелкой рыбой.
- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно (сом).
Сом – донная рыба и его тело приспособлено для жизни на дне. Такими челюстями ему удобно подбирать пищу со дна. Он хватает всё, что движется.
- Чем все рыбы похожи? (они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя).
Водяной: вы очень хорошо знаете рыб, и поэтому они хотят с вами поиграть.
А теперь следующая загадка: ползает наоборот, задом
наперёд. Всё под водой хватает клешнёй. (Рак.)
Раки обитают в водоемах с чистой водой на илистом дне. Здесь под корягами, камнями, корнями подводных растений они роют норки. Рак активен ночью. В случае опасности он пятится назад.
В прудах, небольших озерах встречается жук-плавунец. У него обтекаемое тело. Задние длинные ноги выполняют роль весел. Плавунец дышит атмосферным воздухом. Поэтому ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит.
Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали.
А теперь следующая загадка.
- Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.
Утром стрекоза проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - водой она умылась,
Два– изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
- Головастики появляются из икринок. Живут в воде. У них длинный хвост. Через некоторое время у них вырастают задние и передние конечности (лапки)
и пропадает хвост. Головастик постепенно превращается в маленького лягушонка.
- Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.
- По узкой дорожке, голова да рожки.
Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет? (улитка). Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, он соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.
А вот ещё одна загадка: пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)
Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это рогозы, тростник, камыш, осока.
- От уток гуси отличаются клювом, по краям клюва идут мелкие зубчики. У них довольно высокие ноги.
Гусь питается только растительной пищей. С помощью клюва, они щиплют траву, злаки, капусту, обрывают листья, ягоды, стручки и колосья.
Оперение этих птиц (уток и гусей) непроницаемо для воды, а лапы снабжены перепонками.
- Аист белый тонконогий ходит важно у пруда.
Он гуляет вдоль дороги, где кончается вода.
Основной пищей этих птиц являются лягушки, жабы, ужи, а также крупные кузнечики и саранча, дождевые червяки, майские жуки, мелкая рыбёшка.
- На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. (цапля)
Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Она тщательно за собой ухаживает. На лапах цапли есть специальный палец, который цапля использует как гребень. Птица причесывается этим гребнем. Питаются цапли рыбой, лягушками, раками, ящерицами, сусликами, полевками и различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.
- Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.
- А это выдра, она живёт в лесных реках, озёрах, ручьях и даже в болотах. Она прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. Выдра – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками.
- Мех у выхухоли густой, бархатистый, очень прочный ненамокающий. Пальцы до когтей объединены плавательной перепонкой, хвост чешуйчатый.
Питается выхухоль малоподвижными обитателями пресных водоемов : летом —моллюсками, личинками насекомых, пиявками, а зимой мелкой рыбой и растительными кормами. Выхухоль практически слепой зверек, косолапый на земной поверхности беспомощный и медлительный.
Что общего у этих животных?
- Ондатра хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой. Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником, камышами др.)
Водяной: скажите, что самое главное для обитателей водоёмов : свет, почва или вода?
/Дети показывают карточку с условным обозначением воды/.
Спасибо тебе Водяной за такое увлекательное путешествие. Сегодня мы узнали много интересного и полезного об обитателях пресных водоёмов.
А наше путешествие ребята по дну водоёма подходит к концу. Запаса воздуха в аквалангах осталось совсем немного, пора возвращаться на берег.
А на память о вашем путешествии я хочу подарить вам вот такие морские камушки, которыми вы угоститесь в группе.
/Поднимаемся, снимаем костюмы, акваланги (имитация)./
Ребята, какую пользу приносят водные обитатели (очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно, уничтожают вредных микробов).
Иногда люди плохо относятся к водным животным, поэтому давайте с помощью значков покажем, как важны животные для чистой воды в водоёмах, и как вода нужна животным.
Хорошо ли живется речным животным среди мусора, банок и пакетов? Что нужно сделать, чтобы водоём стал чистым? (собрать мусор). Водяной мне рассказал об одном из таких водоёмов и просил помочь, вы согласны?
Дети собирают мусор в ведёрки. Посмотрите ребята, как стало без мусора чисто и светло. Как обрадовались рыбки вашей помощи.
Давайте ещё раз вспомним, где мы с вами побывали и что интересного видели.
Что вам особенно запомнилось, понравилось?